Огласительные беседы


«Ну да, Бог есть. Но зачем нужны вот эти молитвы всякие, поклоны, посты? Это Богу, что ли, нужно от нас? Зачем?» (Из разговоров).

«Вера твоя спасла тебя» (Мк.10:52)

 В прежние века для готовящихся принять святое Крещение проводились огласительные беседы. И люди, которые готовились ко Крещению, назывались оглашенными. Потом наступило время, когда крестить стали новорожденных и оглашенных не стало.
Сейчас вновь наступило время, когда крестятся взрослые, но в статусе оглашенных они не ходят и огласительные беседы с ними, увы, не проводят. Попробуем восполнить этот пробел.

Но ты, любезный читатель, рационалист, ты воспитан на науке, мыслишь понятиями, которые тебе дали в школе. Попробуем опереться на эти понятия и сделать шаг к другим, новым для тебя понятиям, к новым смыслам.

Мир – творение Божие

Беседа первая

Сейчас редко кто скажет: «Бога нет!», чаще говорят: «Ну да, что-то есть, Вселенная не может не быть разумной, потому что все в природе разумно устроено».
Нередко можно услышать и такое: «Ну да, Бог есть. Но зачем нужны вот эти молитвы всякие, поклоны, посты? Это Богу, что ли, нужно от нас? Зачем? Глупость какая-то».
Можно ответить, что дела веры нужны для очищения сердца, но в ответ услышим новые вопросы: «Что значит очистить сердце? От чего? И зачем это надо?» – и так далее. Одним кратким ответом не обойдешься. Давайте по порядку.

В самом деле, законы природы очень разумно согласованы друг с другом. Начиная с самых первых, благодаря которым возможно существование физических тел – от атомов до звезд и планет. Ученые называют их даже не законами, а физическими константами (от лат. констант – постоянный) или, по-другому, фундаментальными физическими постоянными. Это силы взаимодействия – гравитационного, электромагнитного, внутриядерного – это скорость света в вакууме и некоторые другие. Оказывается, если бы хоть одна из этих постоянных величин отклонилась на миллиардно-миллиардную долю от самой себя, то было бы невозможно существование физических тел. Другими словами, то, что наш мир существует, это чудо, потому что вероятность случайного сочетания таких констант практически равна нулю.
Физики даже не предполагают, какие законы определяют эти постоянные величины. Говорят: впечатление такое, будто в эти физические константы вложен антропный принцип (от греч. antropos – человеческий). То есть такой принцип, чтобы непременно мог существовать человек. Но это еще не всё. Когда система этих констант, выраженная в числах, попала на глаза музыканту, композитору М.А. Марутаеву, он сказал: «Это же законы гармонии»[1].
Что такое гармония? По законам гармонии создаются музыкальные произведения (не все, впрочем, ибо сейчас много таких «произведений» стиля модерн, которые враждебны гармонии). Но не только музыкальные. Гармония – это такое соотношение целого и частей, которое производит впечатление красоты, совершенства. Гармония существует в архитектуре, живописи, поэзии, в математике, в технике…
Это из человеческих творений. В природе же гармония повсюду, начиная от физических констант. По законам гармонии выстроена последовательность химических элементов, сведенная в таблицу Д.И. Менделеевым. Гармоничен ряд простых чисел; подобно нотам музыкальной гаммы расположены орбиты планет от Солнца. Гармоничны растения и животные, воплощенная гармония – человеческое тело и так далее.
Причем важно заметить, что такое гармоничное построение любых систем наиболее эффективно, практично. Давно подмечено: некрасивый самолет долго не полетает.
Мы воспринимаем гармонию как красоту, совершенство, а также как истину и как благо. Математики скажут: верное решение красиво. Гармонично сложенное тело, будь это тело человека или самолета – благо.

Давайте это хорошенько запомним: мы воспринимаем, казалось бы, разные явления – красоту, истину и благо, – а в своем существе они едины – это гармония. Это как бы разные лики, разные стороны одного и того же – гармонии.

 polenov_zol_osen

Стало быть, в нас есть что-то, способное воспринимать гармонию и как красоту, и как истину, и как благо. У нас внутри, в глубине нашего существа есть «приемник», который может настраиваться на ту или иную волну – красоты, истины или блага.
Итак, мир вокруг нас, да и сами мы не просто разумно устроены, мы созданы по законам красоты, блага, истины. Откуда же берется зло, безобразие, ложь?
Тонко чувствуют и выражают это противоречие поэты. Федор Тютчев писал:

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

Не обошел эту тему и М.Ю Лермонтов:

 

В небесах торжественно и чудно
Спит Земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Разлад с природой, с гармонией ярко проявляется в устройстве и жизни общества. Каждый человек стремится к счастью, но не достигает его. В совместном труде люди покорили природу, овладели гигантскими силами, спустились на дно океана и вышли в космос. А счастья как не было, так и нет. И золотой век всегда оказывается в прошлом, потому что каждый новый век приносит все более суровые испытания.

Вот как выразил эту мысль Александр Блок в стихотворении «Два века»:

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!

Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела…
А человек? – Он жил безвольно:
Не он – машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда…
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, –
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас…

Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,

И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
Что ж, человек? – За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
Как день твой величав и пышен,
Как светел твой чертог, жених!
Нет, то не рог Роланда слышен,
То звук громовый труб иных!
Так, очевидно, не случайно
В сомненьях закалял ты дух,
Участник дней необычайных!
Открой твой взор, отверзи слух,
И причастись от жизни смысла,
И жизни смысл благослови,
Чтоб в тайные проникнуть числа
И храм воздвигнуть — на крови.
Сентябрь 1911

Мы теперь знаем, как пророчески предугадал поэт «Неслыханные перемены, Невиданные мятежи» двадцатого века. А «золотой век» снова в прошлом.
Что же такое творится? Все в природе разумно, соразмерно, гармонично, и только с человеком что-то неладно. Выходит, человек – это ошибка природы? Или неудачное творение Бога? В чем причина такой негармоничности человека? В чем смысл жизни человека? В природе всё для чего-то предназначено и всё выполняет своё предназначение. А человек для чего?
В попытках ответить на эти вопросы лучшие умы человечества, что называется, «головы сломали». Во всех концах Земли рождались великие философы и оттачивали человеческую мысль до тонкости. Но они не могли ответить на вопрос о предназначении человека, о смысле его жизни.
И это естественно. Знать о предназначении любой вещи может только тот, кто ее сделал, а знать о предназначении человека может только Тот, Кто его сотворил. И Создатель открыл человеку его предназначение, смысл и цель его жизни.
Об этом мы и поговорим в следующей беседе.


[1] Марутаев М.А. О гармонии мира. – «Вопросы философии», 1994, № 6.


В. Максимов

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *