Трусость или смирение: где граница?

Когда парня призывают служить в армию, он там учится военному искусству с целью применить полученные навыки в случае войны. Это не расценивается Церковью как грех (или вернее сказать, это меньший грех, чем уклонившись от участия в военных действиях, спрятаться за чужими спинами).
А если я занимаюсь какими-нибудь единоборствами (не говорю восточными, а, например, боксом или кигбоксингом) с целью применить полученные навыки для защиты своих родных (не говорю себя), это является грехом или нет? – PVM.

Думаю, в этом вопросе можно было бы ещё порассуждать на мужскую тему, как я понимаю, женщины этим вопросом не болеют.
Т.е. «Что делать, если в тёмном и безлюдном переулке к вам подходят с вопросом: «Закурить не найдётся?»
На эту тему есть рассуждения в старинной книге XX века «Искусство быть собой» психолога В. Леви, 1973 г. В книги описана дискуссия на занятиях с психологом, люди приводят различные доводы. Но создаётся впечатление, что проблему разрешить им не удаётся. Результат не устраивает их самих.
Люди ошибаются, если думают, что священника не трогают… Трогают. У меня последний случай наезда был этим летом.
Вспомним Ветхозаветных героев-единоборцев, Самсона, Давида
«Вот имена храбрых у Давида: Исбосеф Ахаманитянин, главный из трех; он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз.
По нем Елеазар, сын Додо, сына Ахохи, из трех храбрых, бывших с Давидом, когда они порицанием вызывали Филистимлян, собравшихся на войну; израильтяне вышли против них, и он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу. И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать убитых.
За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян, то он стал среди поля и сберег его и поразил Филистимлян. И даровал тогда Господь великую победу. И Авесса, брат Иоава, сын Саруин, был главным из трех; он убил копьем своим триста человек и был в славе у тех троих. Из трех он был знатнейшим и был начальником, но с теми тремя не равнялся.
Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время; он же убил одного Египтянина человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем: вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе у трех храбрых; он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний» (Вторая книга царств, гл. 23).

Немало имён русских единоборцев сохранила история.
«Чрез несколько лет Мстислав объявил войну Касогам или нынешним Черкесам, восточным соседям его области. Князь их Редедя, сильный великан, хотел, следуя обычаю тогдашних времен богатырских, решить победу единоборством. «На что губить дружину? — сказал он Мстиславу: — одолей меня и возьми все, что имею; жену, детей и страну мою». Мстислав, бросив оружие на землю, схватился с великаном. Силы Князя Российского начали изнемогать: он призвал в помощь Богородицу — низвергнул врага и зарезал его ножом» (Карамзин. «История государства Российского»).

Из анализа рассказа про князя Мстислава можно заключить: Мстислав видел реальные боевые качества своего противника Редеди и согласился на поединок без оружия. Он побеждает, подняв великана над землёй и ударив о землю, скорее всего, ломает ему хребет. Ножом добивает из жалости, чтобы не мучился. Отсюда видно, что как борец Мстислав имел подготовку, т.е. тренировался, иначе как бы он решился на борьбу с противником, который реально превосходил Мстислава в весовой категории и, надо полагать, в силе. Ведь поражение Мстислава означало бы уничтожение всего войска! Какая ответственность!
А вот язычник Святослав трусливо отказался от единоборства, которое ему предлагал Византийский полководец Цимисхий.

Памяти Михаила Евдокимова посвящается…

Морда красная.

Рецензия «искусствоведа».  Первая часть.

Одна из причин успеха монолога «Из бани» Михаила Евдокимова в том, что артист талантливо изобразил человека, по природе и назначению своему являющемуся специализированной системой, которую назовём «Воин-единоборец».
Автор верно говорит об основных свойствах психики и тела героя.
Это человек с невысоким интеллектом, что важно в бою, он не может просчитать реальное соотношения сил противников в бою и свой шанс на победу, а значит, будет вести бой даже в невыгодной для себя ситуации. Жизненные запросы самые непритязательные. Добрососедские взаимоотношения с людьми: «Никого не трогаю».
Любовь к ближнему и способность многократно прощать: «Говорю, чё делаешь там? Больно же! Иди отсюда! Он ушел, знаешь так, быстро, бегом! А я стою, думаю, ни хрена себе, припарка после бани, а потом думаю, ну че, может, ошибся парень, правильно. Может, не меня искал. Пускай, думаю, живет, черт с ним, некогда мне, на работу мне».
Ситема приспособлена к значительным повреждениям, повреждения мало влияют на боеспособность: «Я так резко её убрал, а он как по обратной стороне как даст! Больно, ёпрст! Конечно, у меня вторая рука отсохла. Я даже поднять их не могу, чтобы показать ему, что он дурак! Я говорю, ты чё, честное слово, в натуре, как тебя козел! Че делаешь-то! Второе весло уже сломал! Чем теперь гребсти-то будешь? Отседова! Иди давай. Он ушел, я стою, у меня вообще все настроение упало».
Система воин-единоборец обладает высокой инертностью, для запуска системы в состояние «БОЙ» требуется высокая степень опасности, когда единственным выходом остаётся запуск системы в состояние «Веду бой».
Окончание боя и возвращение системы воин-единоборец в состояние «МИР» предполагает три варианта;
1) Смерть воина-единоборца.
2) Прекращение боя вследствие отсутствия противника.
3) Появление на месте боя представителя власти, ибо система в таковой ситуации автоматически выводиться в состояние «МИР».

Часть вторая.

Запуск системы в состояние «Веду бой» происходит в автоматическом режиме и не зависит от желания Воина-единоборца. Хочет – не хочет, бой всё равно произойдёт: «Не знаю, что тут со мной сделалось? Темно стало в глазах. Ничего не вижу. Тут берёза стояла. Я её это… отломил у корня…».
Предназначение системы Воин-единоборец в мирное время: «Это хорошо, я им попался! Другого бы вообще убили!»
Внешний признак: «Морда красная!» Не является необходимым для системы «ВОИН-единоборец»: «Морда красная, ага она у меня постоянно после бани красная. Главно, у отца не красная, и на себя посмотрю, главное, весь не красный, а морда красная! И молча иду, спокойно так, отдыхаю. Никого не трогаю. Не знаю, я постоянно после бани никого не трогаю. Привычка что ли дурацкая. Не знаю, отец у меня тоже никого после бани не трогает. Мы, кстати, на разных концах деревни живем. Он на одном конце никого не трогает, а я на этом».

В жизни я таких встречал троих. Один из них рассказывал: «Давай пять-шесть, десять человек, всех… побью! Но не ментов!»
Я ещё удивлялся: «А какая разница, ну, менты?!»
А дело в том, что не включается боевое состояние. Не может драться с милицией. Так же послушно подчиниться князю.
Еще в поезде ехал с таким, кличка Колхозник.
Рассказывал, как он в тюрьме первый раз в камеру зашёл: «Начал тут передо мной каратист прыгать, ногами махать! Пояса у него там всякие… Я ногу-то поймал и потянул. Он потом полгода в больнице на одной ноге прыгал…» Поставили меня перед ворами в законе: «Ты кто?!» – спрашивают. – Я говорю, колхозник. – Отпустили.
Почему отпустили? Если Колхозника не трогать, он мухи не обидит! Мы с Колхозником стояли в тамбуре. Подошла девчонка-проводница. Уж не помню, что ей не понравилось, начала решительно наступать на Колхозника, он смутился и отступил в вагон, на своё место.
Третий.
Мы первый раз отвозили: я сына, а Сергей зятя – в армию. За рулём дочь Сергея. Сергей периодически возобновлял разговор, в который раз давал наставление молодым солдатам: «Я ж говорю! Чуть что – сразу в морду! Сразу в морду! Пусть побьют. Сразу в морду».
Как-то заехал Сергей в чужую деревню, зашёл в магазин, на выходе из магазина стояли трое, требуя вознаграждения. Повели Сергея за магазин… Сергей: «Эх, жаль тёща у меня третьего отобрала!» Вот система «Воин-единоборец» выполнила своё назначение в мирное время.
http://www.jmp.ru/archiv/Jmp_9_2012_small.pdf Журнал Московской Патриархии.

стр. 78 Архимандрит Сильвестр, Лондонская миссия. О трудном пути к олимпийскому золоту. В начале статьи об окормлении соревнований по боевым искусствам – Иерей Леонид Глебец.

  Простите, что я вмешиваюсь в мужской разговор, но я хотела бы спросить о трусости. Сказано, что Господь не любит боязливых и трусливых. Я вот очень трусливый человек и боюсь некоторых вещей. Например, боюсь собак, особенно бездомных и тех, которые бегают без поводка, боюсь машин, боюсь темноты, когда ты идешь по безлюдным улицам и т.д. Надо мной даже сын иногда смеется, что мама такая трусиха. Знаю, что надо читать молитву «Да воскреснет Бог…», но… Как воспитать в себе внутреннее мужество? И от какого корня греха все это произрастает? – Татьяна Дм.

Татьяна, здравствуйте!
Я думаю, мы ещё подискутируем на эту тему, а в конце заготовлены советы, как же выживать в опасной ситуации боязливым. Подождём немножко?
Показывали фильм про подразделение «Альфа». Спросили про страх опытного офицера, он ответил: «Нет такого человека, который ничего не боится!»

«Есть женщины в русских селениях с походкой, со взглядом цариц». Н.А. Некрасов.
Проходил мимо открытых ворот, в воротах две женщины – Паньковы. Поздоровался, прошёл, остановился, вернулся: «А правда болтают?!» Отвечают: «Правда!»
Тетя Шура Панькова. (Господи, упокой душу усопшей рабы Твоея Александры!)
Тётя Шура поехала с мужем на мотоцикле «Урал» по полевой дороге (11,5 км) в гости в деревню Звягино. Возвратиться необходимо к встрече коровы из стада. Выясняется, что управлять мотоциклом «Урал» некому. Забросив в люльку мотоцикла своего мужа, тётя Шура дотолкала мотоцикл до своего дома. Вес мотоцикла «Урал» в снаряжённом состоянии 315 кг + вес хорошо покушавшего мужа. После обследования прибывшего из деревни Звягино экипажа соседи спросили: «Шура, а почему ты скорость у мотоцикла не выключила?!» – «А я почём знала, что её выключать надо?!»
Для тех, кто не имел дела с мотоциклом, поясню. Когда включена у незаведённого мотоцикла скорость (правильно говорить: передача), то заднее колесо через коробку передач соединяется с двухцилиндровым двигателем объёмом 750 кубических сантиметров. Поэтому, если человек при включенной скорости толкает мотоцикл, то проворачивает двигатель, что уже тяжело. Но кроме этого, поршни в двигателе при каждом обороте сжимают воздух в цилиндрах, сжатый воздух сопротивляется движению, как тугая пружина. Усилие движения вручную мотоцикла при включенной передаче в несколько раз больше!
Тётя Шура Панькова работала экспедитором в ОРСе, ездила за продуктами для магазинов села в город. Грузчиков с собой никогда не брала. А зачем мужиков даром возить! Привозила мешки с мукой, сахаром, разгружала сама. Если тётя Шура шла домой с 40-50-килограмовым мешком под мышкой, встретив подругу и остановившись поговорить – давно не виделись, – мешок на землю никогда не ставила. А зачем?! Потом поднимать…
Ныне род Паньковых, не изменившись в габаритах, измельчал силой. Я спросил: «А кто из славного семейства Паньковых сейчас так сможет?!» Внучка (трое детей, работает учителем в музыкальной школе): «Никто…» – иерей Леонид.

***

Ну, а если сказать честно, то никакие воины и бои в планы Христа и апостолов не входили. Конечно, православные привыкли спекулировать сюжетами Ветхого Завета и мировой истории, но общего с Благовестием в этом всём нет. Ведь всем прекрасно известны принципы Евангельской конфликтологии: если бьют в правую – подставь другую, судятся за верхнюю одежду – отдай и нижнюю, требуют пройти 1 дистанцию – иди 2, хотят занять – давай и не жди обратно… а хочешь повоевать – вложи меч твой в ножны… и т.п.
Для кого же это всё писано и говорено?
Вывод: я всегда говорю людям так: вы дверь дома на замок закрываете? Это уже отход от христианства. Можете воевать и бить ближних «редисок». Это очень бывает необходимо, но никогда не пытайтесь доказывать, что на это у вас есть право как христианина. Христианство не рассчитано на построение полицейского государства, ведение внешних войн и т.п. Я сам махал бы кулаками в защиту, например, моих детей от насильника, но делал бы это не как христианин, а как отошедший от христианства материалист. Такова правда. Романтикам и фантазёрам просьба не сильно обижаться. – Прот. Вячеслав Рубский.

***

Не знаю, романтик я или фантазер, но по этой логике выходит, что христианство ставит нас в состояние принципиальной необходимости грешить. Подчеркиваю: не невозможности не грешить, а необходимости грешить.
А куда денем церковную историю со свв. Георгием, Димитрием, двумя Феодорами и иже с ними (это еще первые века, когда христиане горели чистым и ясным светом)? А Корнилий сотник: он тоже крестился, зная, что будет продолжать заниматься греховной профессией? А как насчет «Лук.22:36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч»; «Рим.13:4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
И самое главное: куда денем «Православный противосектантский блокнот»???
В общем, о. Вячеслав, Вы это как-то неподумамши, по-моему, или разгорячимшись… – прот. Всеволод.

***

«Противосектантский блокнот» отстаивает право на ведение войны и противодействия злу силой. Однако, как бы необходимы ни были противодействия кулаком/пистолетом/т.п. и сколь бы ханжеской ни была трусость, прикрытая именем Христа, всё равно нельзя эти действия назвать христианскими, заповедными и т.п. Уж слишком очевидны и многократны речи и примеры Иисуса (вплоть до покорного бичевания и распятия) из Евангелий Нового Завета.
Да, различного рода апокрифы вскоре попытались «восстановить баланс» жестокостью младенца и отрока Иисуса, реваншизмом Ироду и Пилату и проч. Немного погодя, подоспели и бравые христианские боевики, именем Христовым обнажающие меч, именем Христовым рубящие головы и тем же именем сжигающие в срубах и на столбах за инакохристианство.
Для лёгкой иллюстрации приведу несколько показательных документов:
Послание Константина от 325 г. Победитель Константин, Великий, Август — епископам и народам: «Подражая лукавым и нечестивым людям, Арий заслужил одинаковое с ними бесчестие. Поэтому, как враг богопочтения, Порфирий, написав беззаконные сочинения против служения Богу, нашел такую достойную мзду, что и сам, сделавшись ненавистным на все последующее время, сопровождается непрестанным поношением, и нечестивые книги его исчезли; так и Ария и его единомышленников нам хочется называть порфирианами, чтобы, кому они подражали, тех именем и назывались. Сверх того, если найдется какое-нибудь из сочинений Ария, то повелеваем предать его огню, чтобы, таким образом, дурное его учение не только исчезло, но и не вспоминалось, Объявляю также, что кто будет обличен в утаении написанного Арием сочинения, кто тотчас же не представит и не сожжет его, тому наказанием будет смерть; тому, немедленно по открытии вины, отсечена будет голова. Бог да сохранит вас». Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 8

Иосиф Волоцкий. Просветитель, гл. 13Когда увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане – спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан
Святой Лев, епископ Катанский (20 февраля.), не сразу осудил еретика Илиодора на смерть; но когда Илидор пришел в церковь, творя некие наваждения, чтобы прельстить благочестивых, святитель Лев вышел из церкви и
 сжег Илиодора огнём, и опять вошел в церковь, и совершил божественную службу.
Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, – даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни.
Из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.
Если кто-нибудь убьет по воле Божией – убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, – милость эта недостойнее всякого убийства.
Апостол Павел говорит: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия» (Евр. 10, 28-29.). Это показывает, что более подобает предавать лютым казням тех, кто хулит Сына Божия, чем тех, кто отверг Моисеев Закон.
Следуя этим божественным пророческим и апостольским писаниям и преданиям, благочестивейшие православные цари и святители посылали еретиков и отступников в заточение и предавали лютым казням. Первый великий царь, равноапостольный Константин, установил во всем своем царстве закон, что не верующие во Святую и Животворящую Троицу должны умереть самой злой смертью, а дома их отдаются на разграбление. И святые отцы Первого Собора не запретили этого.
Кто-нибудь может сказать, что одно дело – предать смерти с помощью молитвы, а другое – убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же – предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия.
Потому-то преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и пастыри предавали еретиков и отступников смерти и лютым казням не оружием, но молитвой и силой, данной им от Бога. Если же какого-нибудь еретика или отступника следовало казнить, они не делали этого сами, но поручали это благочестивым православным царям…
Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням. Богу нашему слава ныне, всегда и во веки веков. Аминь
. – прот. Вячеслав Рубский.

Равноапостольный Карл. «САКСОНСКИЙ КАПИТУЛЯРИЙ»: «4. Кто по неуважению к христианской вере нарушит пост святой четыредесятницы, поев мяса,— будет казнен смертью; но священник должен принять в соображение, не был ли преступник вынужден какою-либо необходимостью есть мясо». Да, надо честно признать: смертная казнь — надёжное орудие воцерковления!

Остальной текст в том же духе см тут.
Любая проповедь о совершенстве может быть обвинена в том, что мы «вынуждаемся» грешить. Когда Христос сказал о невозможности развода, ученики сказали: тогда лучше и не жениться! «Пусть ваша правая рука не знает что (доброго) делает левая». Этим Иисус поставил благочестивого на порог греха осознания своей благодетельности (что в В.З. и других религиях вовсе не запрещено).
Мученики прославлены не за свои ратные дела, а за свою непоколебимую веру во Христа Иисуса. Читайте жития.
Кстати говоря, я вполне согласен со своевременностью мер, предлагавшихся святителем Иосифом Волоцким, подвигами Дмитрия Донского, Александра Невского, Минина-Пожарского и др., ибо аз есмь подлинно ортодокс, т.е. я принимаю историю не только такой, какой она была, но то, что она такой и должна была быть. Мы не умнее и не лучше отцов наших. – прот. Вячеслав Рубский.

***

Да ежу понятно, что не заповедовал Христос воевать! Но и защищать других не запрещал.
Я ведь вот о чем говорю. А то какая-то биполярная логика получается. Либо «нужно», либо «нельзя». А как насчет «можно»?
Меня формулировка «Я сам махал бы кулаками в защиту, например, моих детей от насильника, но делал бы это не как христианин, а как отошедший от христианства материалист», – покоробила, каким-то иезуитством воняет сильно. Дескать, тут я – христианин, а тут – материалист, набью морду, потом покаюсь…
Все же христианство целостно, оно не должно провоцировать шизофрению. – прот. Всеволод.

 

***

Да о. Вячеслав, как-то оно не слагается, раздвоение получается. Может, таки отсечем ухо рабу (греха), как Петр. Только не в тот момент, когда нам пить чашу Господню, а тогда когда Он дал нам эту возможность исполнить? О. Всеволод правее! Игорь Бурдейный.

Почему вас смущает раздвоенность? Она не со вчера в церкви. Я уже указал на тексты с призывами казнить и жечь инакомыслящих. Многим ли они кажутся продолжением Христовой проповеди? Даю ещё интересную подборку: http://diak-kuraev.livejournal.com/393825.htmlпрот. Вячеслав Рубский.

***

Как вы красиво, о.Вячеслав? ушли от ответа. Мы о.Андрея Кураева читаем внимательно и знаем, о чем он говорит. Вашу ссылку можно приравнять к Ветхому Завету, когда евреям было повеление от Бога убивать всех подряд. Которое с радостью исполняли эти уже Новозаветные христиане, нарушая новый закон от Бога.
А тут ситуация другая. Допустим, пришли в сад Гефсиманский с кольями за Христом, чтобы взять Его не в тот момент, когда Иисусу нужно было пить Чашу сию. Тогда бы Иисус Петру ничего не сказал бы, потому что Петр поступил правильно. До этого Христос проходил сквозь толпу, когда хотели сбросить Его и никто не защитил Его. Потому что ученики не были готовы тогда, а сейчас готовы. Но поздно! Чашу пить надо, исполнить волю Отца. Христос бы и легионы Ангелов призвал, если бы не Чаша.
Так и в наше время. Защита Отечества или семьи – призыв от Господа, а не: тут я христьянин, а тут –язычник. Или давайте другие аргументы, или сдавайтесь. Кураева ссылка не работает. – Игорь Бурдейный.

***

Видимо, я что-то в Новом Завете пропустил. Где там призыв к вооружённому сопротивлению? По вопросу о противлении злу силой нашёл только заповеди о бесконечном (7 раз по 70) прощении, подставлении другой щеки, отдании всего вплоть до нижней одежды, отказ наказать (попалить огнём) неугодных людей, любить врагов, бежать в другой город, когда гонят (а не гнать в ответ), Иисус христианам обещал, что в будущем они будут безответно побиваемы и убиваемы, а притча о попытке исторгнуть плевелы говорит, что того делать не нужно и т.д. и т.п.
Вы Кураевскую и Иосифскую подборку читали (могу добавить ещё). Вы согласны с идеей физического насилия над иноверцем вплоть до жестокого убийства? – прот. Вячеслав Рубский.

***
Кроме подставить другую щёку в Писании есть и другие слова: «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня» – Евангелие от Иоанна, гл. 18.
Отсюда следует, что христиане имеют право защищать себя, теория Льва Толстого о непротивлении злу насилием неверна.
И ещё. В Библии есть два эпизода, в которых Бог благославляет два народа быть воинами. Это потомки Исмаила арабы и потомки Исава исавряне, или едом. Причём Исав сам настойчиво выпросил благословение быть воином: «Руки его на всех, и руки всех на него». «И ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему», Получается, что у этих народов «жажда боя» в крови. У нас в классе были три девчонки, которые ходили на танцы в клуб, подраться.
«И родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» – Книга Бытие, гл. 16.
«Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Книга Бытие, гл. 27) – иерей Леонид.

Я почти полностью согласен (с маленькими ремарками) с о. Вячеславом.
Все-таки адекватная (с нашей точки зрения) реакция на насилие понижает в нас уровень христианизации и чем «адекватней» наше реакция – ниже уровень. Но я бы не назвал такую реакцию материалистической, это реакция все-таки христианина будет, но погрешающего. Воины, возвращаясь с войн, как правило и если не ошибаюсь, каялись в своих поступках и в убийствах врагов. Христианство не вынуждает нас грешить: у нас всегда есть выбор. И мы, как правило, делаем свой не очень христианский выбор, полагаясь на милость Божию.
Ссылки на ВЗ в этой части – не совсем удачны, на мой взгляд: ведь он касался ветхого человека (если не ошибаюсь), а мы-то все собираемся стать новым Адамом. – Юрий.

***
Мда… сложный спор.
Евангелие от Матфея:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего НАПРАСНО, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».
Заметьте – напрасно.
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит ТЕБЯ в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с ТОБОЮ и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
Заметьте – тебя, тобою. Здесь говорится о личном терпении, любви к ближнему и если кто поднял руку не на меня, а на моих близких, разве будет правильным не заступиться? А солдат, убивающий оккупантов, грешит, зная, что в тылу за спиной его семья?
Если по щеке ударят моего сына и я остановлю эту руку, разве поступлю не по христиански? – Игорь.

***

Иногда обсуждение перерастает в неожиданные формы.
Вот тут боязливым рекомендовали собачку завести – разве об этом был разговор? (Надеюсь, была попытка пошутить.) Собачка с большим атмосферным давлением челюстей – то же оружие в руках человека (и не важно, что это не пистолет/автомат и пр.).
И все-таки, о.Всеволод, хотелось бы еще раз обратить внимание, что если мы пытаемся изжить из себя ветхого человека и пытаемся стать христианами, несколько не к месту аргументирование цитатами из ВЗ с подробным перечнем наказаний за конкретные нарушения.
В христианстве очень гармонично соседствуют на первый взгляд несовместимые вещи. В какой-то философской дисциплине это называется единство и борьба двух противоречий.
Лично я никогда не говорил и не считал, что не нужно защищать Родину, близких, друга… Я поддержал определенную мысль о.Вячеслава – повторяться не буду, можно перечитать определенные посты.
И я никому ничего не хочу доказать: мироощущение свое сложно передать другому человеку. Если когда-то возникнут обстоятельства при защите кого-либо пойти на совсем крайние меры, у меня всегда будет выбор, как это делать, и если я приму решение применить крайние меры, я все равно буду считать такие действия далекими от христианства и совершенным мной грехом – вот такое единство и борьба. Это всего лишь оценка мною возможных моих действий, но я не переношу ее автоматически на действия другого.
Об этом много можно писать с цитатами и пр., но читать будет скучно.
А Христос, дав себя распять, не дает нам пример пассивного наблюдения за страданиями, как и не наблюдает и не наблюдал пассивно за страданиями Своих мучеников и исповедников… – Юрий.

***
Юрию:
Первоначальный вопрос был: «А если я занимаюсь какими-нибудь единоборствами (не говорю восточными, а, например, боксом или кигбоксингом) с целью применить полученные навыки для защиты своих родных (не говорю себя), это является грехом или нет?»
Т.е. кратко: «Можно ли заниматься единоборствами?»
Я думаю, на этот вопрос ответ дали: кто хочет и может, пусть занимается. Само занятие единоборствами не есть грех, грех можно совершить, используя навыки единоборств.
Я вот так понял результаты ответов…
Далее предложили расширить вопрос, получилось два направления. Я предложил вопрос: какое решение опасной ситуации в безлюдном месте, до ответа мы ещё не дошли. Второе направление: начали дискутировать о допущении любого сопротивления. Лично я сюда мало встревал, но к окончательному выводу, мне кажется, ещё не пришли. А КУДА НАМ ТОРОПИТЬСЯ?!
Так что, друзья, как говорит Нектарий Оптинский, «Ищите во всем великого смысла, даже незначительная ситуация имеет большой смысл»,–  и если с вами это или другое случалось или случится, загляните во внутрь и подумайте, зачем это послано.
Вот именно! Что, собственно говоря, происходит?!
Встреча в безлюдном переулке в тёмное время суток или в светлое с группой разбойников происходит вне поля зрения Бога? Это невозможно! Ангел Хранитель не имеет возможности вмешаться? Имеет! Святой покровитель не ведает? Ведает!
Вот забыл. У Серафима Саровского были два помощника: Мантуров и Мотовилов. И кому-то из них являлся Святитель Николай Чудотворец и говорил, что он является покровителем всего их рода. На поле Куликовом святой Николай Чудотворец отвёл смертельный удар меча от предка (или Мотовилова или Мантурова) и сохранил ему жизнь. Кто помнит этот эпизод, поправьте, пожалуйста.
Очень много примеров в православной литературе, когда из опасной ситуации спасала сама Богородица. Например, в книге «Отец Арсений.» (Замечательная! Многопоучительная книга! 2-3 раза перечитывал, хотели по этой книге спектакль сделать в клубе)
Жена моего племянника, таким образом спаслась.
А вот рассказ нашей прихожанки http://www.korkino.su/pages-296.htmlИерей Леонид.

***
«ТЫ ДРОЖИШЬ, СКЕЛЕТ?! ТЫ ДРОЖАЛ БЫ ЕЩЁ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЕСЛИ БЫ ЗНАЛ, КУДА Я ТЕБЯ ПОВЕДУ!»
Известен рассказ о маршале Тюренне, которого охватывала нервная дрожь при свисте пуль и который однажды с презрением обратился к самому себе: «Ты дрожишь, скелет? Ты дрожал бы еще гораздо больше, если бы знал, куда я тебя поведу».
ОТ ТЕОРИИ ПЕРЕЙДЁМ К ПРАКТИКЕ
1) Если тебе известно опасное место, или возможная опасность по какой-либо причине, по возможности старайся избегать. Ибо сказано: «Не искушай Господа Бога твоего» – Евангелие от Луки, глава 4. 12.
2) В опасное место или ситуацию лучше входить, разговаривая по сотовому телефону. Во всяком случае, будут знать, где вы.
3) Опасное место, опасных людей перекрестить или рукой или взглядом. (Этим связываются бесы, там присутствующие и побуждающие людей к разбою.)
4) Если попал в опасную ситуацию, постарайся не испугаться!!! Что делать, чтобы не испугаться? Не вслух вопить: «Господи! Ты знаешь мою немощь, мою трусость! Помоги мне! Дай мужество противостоять сильным!» И помощь придёт!!! Призывать помощь Богородицы и святых. И помощь придёт!!!
5) Повторим. Бежать можно только: если уверен, что убежишь совсем. Или если уверен, что добежишь до людного места (чтобы были свидетели разборок).
6) Не молчи! Твёрдо, не спеша веди диалог. Опять же, призывая Божию помощь, не прерывая молитву.
7) Не пытайся разжалобить.
8) Оно же и первое. Смириться!!! 99% вероятности, что вы выйдите сухим из воды. Но внутренне готовить себя к любому исходу, вплоть до смерти. С молитвой-то?! Душа сразу к Богу пойдёт. Все скорби и проблемы останутся на земле. Может, пожертвовав собой, Вы спасёте кого-то другого.
9) Оно же и первое. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, глава 5. 44).
(Одна женщина на такие слова ответила: «Это что же, я зараз всех их полюбить должна?!»)
Здесь нужно попытаться отнестись к противнику, как к человеку, несущему в себе образ Божий. А не презирать разбойника, а вдруг он окажется благоразумным разбойником?!
Молитва, молитва и ещё раз молитва!!!

НАДЕЖДА! Далее специально для Вас!
Мужской вопрос!
В младшей группе детского сада мужского вопроса ещё нет. А в старшей группе детского сада этот вопрос уже определён и решён! В нашей детсадовской группе строгое слово Волкова: «Как щас дам па саплям!» – смиряло будущих: полковника МВД, майора КГБ, директора коммерческого банка, нескольких предпринимателей, тем более, священника. Впрочем, Леночка Сердюкова никого не боялась… Кто же тронет первую красавицу!
В школе добавляются новые факторы: нокаутирующий удар, банда.
Мы учились в 10 классе, а в 8 классе сколотили банду. (Меня банда не догнала! Уря!)
В другой раз банда на виду у всех била нашего одноклассника прямо в школьном коридоре, а юные безбожники из 10 класса, не зная о том, следовали заповеди: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Евангелие от Луки, глава 6. 29). ПАЗЗЗОР!!!
Наш одноклассник, хоть и стоял на физкультуре вторым с хвоста (я стоял третьим с хвоста), но занимался спортивной гимнастикой… Ему выбили передние зубы, но и тем досталось хорошо.
После школы я в прямом смысле вырос на целую голову, а через какое-то время понял, что пора сказать себе: «ВСЁ, больше не бегай!»
Два примера приведу.
Противник был сильнее, отсидел «за нанесение тяжких телесных повреждений» (я об этом знал), с кухонным ножом. Не стал убегать. Через время он опять сел в тюрьму, потом погиб. (Господи, упокой душу усопшего раба Юрия!)
Противник был сильнее, сидел по той же статье (я знал), я не стал убегать. Через момент (так поляки говорят, означает «через время») увидел его в инвалидной коляске, без руки, изрыгающего нечленораздельные звуки. Ибо написано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Псалом 104.15)
Где увидел? В церкви, двое Его к исповеди поднимали.
И всё равно! Всегда в подобных случаях задают себе вопрос: «Струсил, ты или не струсил?! В каком месте струсил?! Болезненный мужской вопрос, женщины этим не болеют!
Не надо бояться самого страха, делать то, что должно. Вот человек идёт над пропастью по качающемуся натяжному мосту. Боится, но идёт. Так правильно.
И ещё! Такой диалог: «Я понимаю, что тебе плохо и жить хочется, но я иду со службы и сохраняю в душе мир! Поэтому и иду мимо», – на Небесах не поймут!!!
Сложная заповедь «подставить другую щёку». Когда-то мужественно подставить, а когда-то просто сломать руку.
«А больше я вам ничего не скажу!» (Мальчиш Кибальчиш, Аркадий Гайдар). – Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *