«Царство Божие внутри вас». Беседа четвертая

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит (Матф. 21:42-45).


«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» – с этих слов начал свою проповедь Предтеча Спасителя, Иоанн Креститель. Этими же словами Христос продолжил дело спасения и просвещения народов. Слово «покаяние» не полностью передает смысл древнегреческого слова «метанофейтф», «метанойя», что буквально означает: передумайте, перемените ваши мысли, измените основную точку зрения. Поэтому святые отцы на Руси объясняли, что существует истинное покаяние в отличие от внешнего, на словах только, признания своих грехов.
Смысл покаяния Спаситель объясняет в личной беседе с Никодимом, который пришел к Нему ночью, тайно. Никодим был книжником, членом Синедриона (верховного религиозного суда в Древней Иудее), учителем народным. Он начал было говорить о том, что Иисус из Назарета послан Богом, раз творит такие чудеса, назвал его Учителем. Однако Христос оборвал эти речи, заговорив о другом: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:3-7).
Теперь в русском языке есть хорошее слово «переродиться», которое и появилось благодаря познанию Евангелия. Итак, надо внутренне переродиться, чтобы увидеть Царство Божие. Но где его увидеть, это Царство, куда нужно идти, что делать?
Об этом Спаситель говорил все три с половиной года Своего общественного служения (при этом Он нередко называл Себя Сыном Человеческим). Поскольку в человеческом языке и сейчас мало слов, пригодных для обозначения тех смыслов, тех явлений, которые имеются в сфере духа, в духовной жизни, а две тысячи лет назад таких слов и вовсе не было, Сын Божий говорил иносказательно, притчами, метафорами. Так, Он сравнивал Царство Божие с деревом, которое вырастает из малого семени; с закваской, которая постепенно пропитывает всю муку, создавая тесто; с жемчужиной и с сокровищем, зарытым в земле, ради приобретения которого купец продает всё, что у него есть; и другими притчами.
При этом Богочеловек говорил, что Царство Божие не придет видимым образом, что оно внутри нас. Процесс возрастания этого Царства Он сравнивал с процессом роста пшеницы на поле. Земледелец приходит и видит, что пшеница подросла, а как она растет, этого не видит.
Говорил Он и том, что это поле, которое есть сердце человеческое, засеивает своими семенами (словами) не только Сын Божий, но и враг рода человеческого – своими плевелами (сорняками), то есть помыслами.
Данное нам Сыном Человеческим знание о том, что внутри нас есть некая реальность, которую невозможно увидеть глазами, но которая существует, растет и развивается по своим законам, это знание привело в христианских странах к возникновению гуманитарных и общественных наук. То есть таких наук, которые изучают эту невидимую реальность, пытаясь понять ее закономерности. Так появились науки психология, социология, политология, экономика и другие.
И сегодня в человеческом языке есть слова, которые обозначают некоторые явления этой духовной реальности. Почему Сын Человеческий сравнивал Царство Божие (которое внутри нас) с деревом? Потому что психическое развитие человека – это рост «дерева мотивов», «дерева привычек», «дерева понятий», «дерева ценностей» и т. д. Сейчас широко используются выражения «дерево целей», «дерево управления», «дерево социальных институтов». У лингвистов и программистов есть понятие «дерево языков», «дерево каталогов», у историков – «генеалогическое древо» и так далее.
Оказывается, мышление человека по природе своей имеет древовидный характер, то есть категории (инструменты) мышления и понятия растут, как ветви от ствола. А ствол и корни укреплены в почве веры, в недоказуемых постулатах. Внутри человека в течение жизни вырастает целая Вселенная, Царство. И для того, чтобы это Царство стало Божиим, человек должен принять в себя Бога в виде Слова Божия, в виде семени, которое вырастет в могучее древо мышления, древо управления. «Под Царством же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого», – говорил Н.А. Мотовилову преподобный Серафим Саровский. Так он объяснял, почему смысл жизни христианской состоит в стяжании благодати Духа Святого («Записки Н.А. Мотовилова»).
С прошлых времен нам осталось народное выражение: «Без царя в голове». Так называют человека ветреного, легкомысленного, у которого нет постоянных убеждений, нет обязательств, его обещания ничего не стоят и ему ничего поручить нельзя. Когда же внутри человека царствует Бог, тогда человек становится надежен, верен, разумен. «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).
Вот как об этом писал Гавриил Державин в стихотворении «Бог»:

 

Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Почему Спаситель сравнивал Царство Божие с закваской? Потому что идеи, идеалы, нормы и привычки распространяются как в душе отдельного человека, так и в обществе подобно закваске. И по мере их распространения человек и общество перерождается, внутренне меняется, а затем меняется и внешнее устроение жизни общества.
Почему Учитель сравнивал Царство Божие с уловом рыбы, когда отбираются самые крупные рыбины в корзины, а мелочь и «сорная» рыба выбрасывается обратно в воду? Он также сравнивал Царство Божие с полем, на котором созрел урожай, и работники Хозяина выдергивают и сжигают сначала плевелы, а потом собирают зерно. Потому что результатом развития общества, плодами, созревающими на «ветвях» социальных институтов (о которых мы поговорим отдельно), являются личности. Именно личность – конечная цель исторического процесса, именно личности, в которых семя Бога принесло хороший урожай, будут взяты в Царство Небесное. «Ибо много званых, но мало избранных» (Мф. 20:16, 22:14, Лк. 14:24).
Самое общее понятие, которое соответствует всем приточным (от слова притча) определениям Царства Божия, сейчас есть – это система. Это сложно организованное множество, которое обладает уникальным качеством (функцией). В человеке собраны все уровни природы и, соответственно, действуют все законы природы. А они иерархичны. Так, биологические законы главенствуют над законами физико-химическими: в живом теле химические элементы ведут себя «неестественно», «сверхъестественно» с точки зрения химии, они соединяются так, как не должны, не могут соединяться вне живого тела.
Законы социальные главенствуют над законами биологическими, поэтому человек может вести себя «сверхъестественно»: отказаться от пищи, от тепла, от имущества, даже от жизни ради другого человека или ради каких-то социальных целей – карьеры, славы или ради защиты Отечества.
Законы духовные главенствуют над законами социальными, поэтому, например, потомственный дворянин, блестящий офицер с прекрасными перспективами мог всё это оставить и уйти в монастырь и стать монахом Игнатием (Брянчаниновым). От комфорта и чести социальной жизни отказывались князья, уходя в монастырь, томимые духовной жаждой. Немало художников, композиторов, писателей ради духовной жизни, ради творчества оставляли все блага мира и умирали в нищете, получая посмертную славу.

 

Страшный суд

Страшный суд

Человек подчинен всем законам природы, но дело-то в том, что природа человека сложна, она вбирает в себя все вышеназванные уровни.
Внутреннее устроение человека строго иерархично: дух-душа-тело. Об этом много писали святые отцы. Из них наиболее близкие к нам по времени – святители Феофан Затворник и Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
Дух – высшая управляющая сила, он един, но обладает свойством, которое проявляется по-разному в зависимости от характера внешнего объекта. Именно дух способен поддерживать связь с Богом и «видеть» проявления Божия – в красоте, истине, благе. Святитель Феофан Затворник так излагает точку зрения святых отцов: свойства духа – это страх Божий (благоговение перед святыней, совесть), жажда Бога (тяга к святому, прекрасному, истинному) и любовь к Богу (готовность пожертвовать всем ради постоянного общения с Богом). К сожалению, именно духом человек согрешил и согрешает постоянно, по своей инициативе пресекая связь с Богом. И подбивает его на это всё тот же дух, первый гуманист и демократ, напускающий гуманистический туман (А. Блок) в душу человека.
Дух управляет душой, которая есть соединение различных сил – мыслительной (ум), чувствующей (сердце) и желающей (воля). Впрочем, когда дух теряет связь с Богом, он не может управлять силами души, они начинают тянуть в разные стороны, как лебедь, рак и щука. «Ум с сердцем не в ладу» – замечали поэты. Поэтому человек нередко поступает вопреки своему собственному рассудку, не может собрать воедино свои желания, чувства, мысли.
Душа управляет телом, которое, в свою очередь, имеет в своем составе различные силы и системы – опорно-двигательную, обмена веществ, сигнальную (нервную), которыми управляет центр сигнальной системы – мозг. Мозг имеет свою память (оперативную, если сравнивать с компьютером). Но, будучи телом материальным, мозг подвержен старению, разрушению, поэтому память о недавних событиях в старости теряется, а память о событиях детства остается яркой. Потому что события детства уже «переписаны в постоянную память» – в память души.
Объем памяти мозга – самое большое число, имеющее реальный смысл, оно больше, чем число атомов водорода во Вселенной (как говорят физики – они как-то посчитали эти атомы). Однако мозг – всего лишь оперативная память, душа же обладает бесконечным объемом памяти.
Итак, дух призван управлять душой и, через нее, – телом. Когда дух плохо управляет душой, душа становится своевольной. Человек душелюбивый любить поговорить, похвастаться, повластвовать, поблистать талантами, добродетелями, эрудицией, насладиться вниманием окружающих. Но такая душа плохо управляет телом и сама подпадает под власть тела, следуя его капризам. Так человек становится телолюбивым, рабом чревоугодия, сластолюбия, лени.
Говоря языком современной науки, человек представляет собой воплощенную систему управления. Это и понятно, ведь он создан для управления природой, Землей. Но чтобы управлять внешней средой, человеку надо научиться управлять собой, своей собственной природой. Давно замечено: плох тот руководитель, кто не владеет собой, не управляет собой. Научиться управлять собой – в этом деле без помощи Творца не обойтись.
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы», – писал апостол Павел (1 Кор.3:16,17). Человек создан Богом как храм, место обитания Самого Бога. И если Хозяин не живет в нем, то на месте святом воцаряется мерзость запустения, в заброшенном доме обитают духовные бомжи – бесы.
Содержать в чистоте свое сердце, дом Божий, – вот наша первая задача. Вот для чего нужны дела веры – молитвы, поклоны, посты, исповедь, причастие – словом, весь веками накопленный опыт Богообщения.
Вот о чем говорил Сын Божий, если перевести это на язык современных понятий. Две тысячи лет назад Он рассказывал нам о том, что человеческая наука познала только теперь. Да и познала благодаря закваске, которую Он вложил в человечество. Кому же и знать устроение человека и человеческого общества, как не Создателю человека!
Теперь понятно, почему все революции, реформы, социальные эксперименты, основанные на убеждении, что «Бытие определяет сознание» окончились провалом. Потому что дело обстоит прямо противоположным образом: Дух творит бытие, а дух человеческий творит формы социального бытия. А основой и образцом для творчества духа является вера.
Позвольте, скажете вы, любезный читатель, да разве окружающая среда не влияет на человека, не формирует его? Как же дух творит формы, если в жизни мы видим, наоборот, что в хорошем обществе человек вырастает воспитанный, нравственный, развитой, а попав в плохое общество, развращается? А хорошо воспитанные люди чаще встречаются среди материально обеспеченных, а не среди нищих и бедных. Надо обеспечить ребенка всем необходимым, чтобы воспитать из него человека, а вы говорите: «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться»!
В самом деле, Спаситель говорил: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук.12:29-31). Как же оно приложится? Само, что ли?
Об этом мы и поговорим в следующей беседе.

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *