Семя Царства Божия и семя тли. Беседа пятая

«Я есть испытующий сердца и утробы»  (Откр.  2:23)
 «Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5:34-39).

    Мы остановились на вопросе: каким же образом необходимые для жизни блага земные «приложатся нам», если мы будем прежде всего искать Царства Божия и правды его?
    Уточним, что Царство Божие мы должны искать внутри себя, в сердце. На библейском языке сердце означает тайная глубина, недоступная взору. Библия говорит о «сердце моря», «сердце земли». Это глубина, в которой кроются причины причин. И в человеке есть такая глубина, в которой рождаются не только цели, но и способы достижения их. Причем способы объективно важнее, немецкий философ Гегель заметил по этому поводу, что средства важнее цели, ибо в своих средствах человек господствует над окружающей природой, а в своих целях – подчинен ей.
    Человек создает общество, культуру, цивилизацию. Если технические изобретения он делает сознательно и целенаправленно, то «изобретения социальные» – мораль, власть, суд, государство и прочие социальные институты – он создает неосознанно. Точнее будет сказать, что человек ничего не изобретает в этом плане, он живет, и продукты его жизнедеятельности таковы, какова его природа. Бог вложил в человека душевную и духовную природу, соответственно, человек создает душевные и духовные «продукты деятельности» подобно тому, как пчела лепит соты и создает из нектара мёд.
    Но беда в том, что падший архистратиг, противник Бога (слово сатана означает противник, слово диавол означает клеветник), будучи разумным духом, посеял в человека свое духовное семя – в нашей молитвенной практике оно называется «семя тли». Это семя тления, смерти, саморазрушения. И на результатах деятельности сказывается и то, что вложил Бог, и то, что всеял сатана.
    «Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:26-30)

glazunov

Илья Глазунов. «Вечная Россия»

    Поэтому все, что создает человек, поначалу хорошо и многообещающе, а потом всё начинает тлеть и разрушаться. Известный русский историк и этнограф Л.Н. Гумилёв, изучая опыт разных обществ, цивилизаций, заметил, что всегда, при достижении определенного культурного уровня, при накоплении некоторых излишков материальных богатств (сверх меры выживания), в человеческих обществах появляются «антисистемы», которые, подобно организмам-паразитам, разъедают, разрушают общество изнутри.
Эти гумилевские «антисистемы» и есть «деревья», вырастающие из «семени тли» внутри человека, в сердце его. Правда, в современной идеологии их называют «пирамидами ценностей». Это перевернутые деревья.
Обратимся к практическому опыту Европы. Со времен эпохи Возрождения, Ренессанса (renessance – отступление, возвращение) началось отступление от Христа, возрождение язычества сначала в искусстве, затем в психологии, мышлении широких слоев народа. В это же время начались так называемые «буржуазные революции», которые на самом деле были не буржуазными и не революциями, а стадиями разрушения христианского общества.
За эпохой Ренессанса последовала эпоха Просвещения, когда христианское мировоззрение стал вытеснять тот самый «гуманистический туман», о котором писал А. Блок.

Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, –
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас…

 Враг рода человеческого, который двигал распинателями Христа, продолжал и продолжает двигать людьми, предлагая вместо правды свою ложь, свой гуманистический туман. Он продолжает внушать: «Будьте сами, как боги! Зачем вам кому-то подражать, исполнять навязанные вам законы. Будьте сами законодатели, живите, как вам хочется! Права человека превыше всего, ибо человек – это высшее достижение природы, выше нет никого!»
И человек вводит демократию, рынок, принимает все новые и новые законы, в которых разобраться уже могут только избранные, фарисеи новых времен, толкователи – юристы, у которых и «папа – юрист».
То, что человек не изобретает сознательно, а создает просто по своей природе – семья, родина, государство, школа, суд, собственность, полиция, партии, клубы и многое-многое подобное, – всё это называется социальными институтами. Они предназначены регулировать поведение людей, чтобы организовать их совместный труд и совместное проживание в обществе. Социальные институты – это понятия, которые существуют прежде всего в сознании людей, в их сердцах, и лишь поэтому существуют материально, зримо.
Например, Советский Союз в конце 1991 года, после глупого путча генералов во главе с вице-президентом Г. Янаевым, в сознании людей уже перестал существовать как нечто незыблемое и неприкосновенное, все республики объявили о выходе из Союза. И поэтому Горбачеву осталось только передать Ельцину «ядерный чемоданчик».
Но ведь и в 1917 году случилось подобное: самодержавие перестало существовать в умах русских людей, поэтому оно прекратило существование и в реальности.
Дело в том, что цивилизации (самые большие общности людей) вырастают, подобно дереву, по мере того, как вырастает внутри людей дерево Царства или «пирамида ценностей». Зародышем цивилизации становится личность человека, которая служит примером для других, идеалом. Так, Конфуций стал семенем конфуцианской цивилизации в Китае, принц Гаутама (Будда) стал семенем буддистской цивилизации в Тибете и Индии и т. д.
Иисус Христос стал семенем, закваской христианской цивилизации в Европе. Когда ученики Иоанна Крестителя упрекали Его, почему, мол, Твои ученики не постятся? «Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк.5:34-39).
Он говорил о том, что ученикам его предстоит создать новую цивилизацию, для которой тесны будут одежды старой, ветхозаветной, непрочны ее социальные формы, как старый кожаный мех для молодого вина. И хотя старая цивилизация пока еще «вкуснее», ибо она имеет развитую культуру, но будущее принадлежит молодой, которая еще не создала ни своей культуры, ни своих социальных институтов, ни своих обычаев. Придет время – всё будет, но ученики будут поститься.
Новая цивилизация начинает расти из желания походить на образец личности. Стиль отношений между людьми, чувство «мы» – вот, собственно и всё, что имеется вначале у новой цивилизации. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Это заметили и историки, в том числе и Л.Н. Гумилёв. Этот стиль отношений фиксируется в морали, в понятиях о добре и зле, о том, что можно и что нельзя. Затем вырабатывает кары и награды как меры принуждения и стимулирования, чтобы человек вел себя по образцу, чтобы стремился походить на идеал, лежащий в основе этой цивилизации. Постепенно создаются целые системы социальных институтов, которые все более подробно регламентируют, регулируют поведение людей. Социальные институты ветвятся, вырастая из ствола морали, регулируют все новые и новые виды деятельности, но сохраняют в себе «генетический код», закваску – образец личности.
Когда общество достигает «цветущей сложности», как называл это период русский философ Константин Леонтьев (монах Климент), тогда оно «производит продукт» наивысшего качества, то есть воспитывает личности, более всего похожие на идеал, на закваску, вложенную в эту общность людей.
Но наступает время, когда люди забывают идеал, теряют закваску. И тогда для сохранения единства общества, сохранения комфорта совместного проживания они придумывают все более точные и мелкие предписания, правила поведения. Огромное количество человеческого труда уходит при этом на регулировку отношений, поддержание порядка, исполнение законов, инструкций и предписаний.
Так, современные западные экономисты подсчитали, что более половины общественного труда в Европе составляют так называемые «трансакционные издержки», которые являются «платой за недоверие». В сердце западноевропейского человека уже нет Царства Божия, а есть «пирамида ценностей» (плод гуманистического тумана). Личность в таком обществе становится все менее свободной, каждый шаг предписан законами, писаными нормами, контролируется властями, а качество личности все снижется и снижается.
Мы становимся свидетелями того, как рушится, рассыпается общество, утратившее закваску, создавшую его. И никакие ухищрения человеческого гения не помогут его сохранить.
Вот и получается, что если в глубине человека, в сердце его есть Царство Божие, если в нем живет правда, то нормально работают все социальные институты, общество производит все необходимое, накапливает культуру и материальные богатства. А если нет внутри Царства Божия, общество проедает накопленное и рассыпается на толпу одиночек, убивающих друг друга в борьбе за жизнь. Хотя, напомним, общество – не цель, не главное. Общество – всего лишь средство для воспитания личностей. Поэтому в здоровом обществе, культурном и обеспеченном, растут более воспитанные дети. Если же снижается внутренний нравственный, духовный уровень, то никакие богатства материальной культуры не дадут высокого качества личности.
Господь, конечно, знал, что и новое, христианское общество доживет до своей смерти, ибо семя тли в человеке есть, и выдернуть его пока нельзя, чтобы не повредить богоподобную свободу человека. Об этом Он также предупредил учеников (значит, и нас), называя приметы Его будущего Второго Пришествия.

 

Илья Глазунов. «Мистерия 20 века»

Илья Глазунов. «Мистерия 20 века»

«И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства… Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:7-13, 23-28).
Зная, что все человеческие творения недолговечны, Господь создал свою общественную структуру, общность нового типа – Церковь как Тело Свое. В ней он применил принцип организации, противоположный тем, что применяют люди. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:25-27). «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23:11).
Господь создал естественную структуру, древообразную, стволом которой стал Он Сам, а ветвями – его ученики и ученики учеников. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Церковь Христова предназначена хранить закваску Царства Божия до скончания веков. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
А интересно, что это за «врата адовы»? Как могут ворота кого-то одолеть?
Об этом мы поговорим в следующей беседе.

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *