Врата адовы. Беседа шестая

«Где был ты, когда Я полагал основания земли?.. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» (Иов. 38:1-18).


В прошлой беседе мы остановились на вопросе, как могут врата (ворота) на кого-то нападать, кого-то одолевать? Вопрос этот возник в связи со словами Спасителя «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее».
Нередко в разговорах мы уточняем значение слов, употребляемых собеседником: «В каком смысле?» В филологии это называется «раскрыть объем понятия». Вот в данном случае, чтобы правильно понимать тексты двухтысячелетней давности, нам нужно раскрывать объем ключевых понятий.
Слово «врата» в библейской традиции означает не только ворота города, двора, хлева, овчарни, но место или момент входа-выхода в Небо (духовное), в ад, в жизнь, в смерть.
Так, ветхозаветный Иаков, пробудившись от своего вещего сна, «убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт.28:16,17). И поставил на этом месте камень, и полил на него маслом в знак благоговения перед Богом.
Ветхозаветному Иову многострадальному Господь отвечал на его ропот: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?.. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» (Иов. 38:1-18).
Ко вратам, как к живым и разумным, обращался со словами псалмопевец Давид: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы» (Пс.23:9-10).
О вратах говорит Давид и в минуту покаяния: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117:18-20).
Слово «врата» на языке Священного Писания означает не только и не столько вещественные ворота и двери, сколько моменты, когда человек переходит из одного духовного состояния в другое, в том числе состояния жизни и смерти.
В таком значении употребляет Спаситель это слово, когда говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13,14).
Что касается конкретно «врат адовых», то святитель Филарет Московский (Дроздов) объяснял это выражение так: Господь уподобляет Церковь Свою земному городу, окруженному стеной, как это обыкновенно делалось в ту пору. Другой, враждебный город всячески мешает мирному строительству в Граде Божием. «Врата града враждебного бывают особенно страшны и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы, чрез сие представляется уму нашему все, что ад имеет наиболее страшного и могущественного, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость» (Слово по освящении храма Святителя Алексия в селе Черкизове, 1825 г.).
Нелишне будет упомянуть, что Сын Божий и Себя назвал дверями в Царство Небесное: «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:7-9).
На этом основании святые отцы полагают, что выражение «врата адовы» можно отнести и к конкретному человеку, «человеку греха, сыну погибели» (2Фесс. 2:3), который станет широкими вратами, ведущими в погибель, ибо соблазнит многих. Да, речь идет о человеке, которого принято называть антихристом.
Об этом человеке предупредил Сам Христос: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:39-43).
В дальнейшем апостол Павел получил от Господа новое подтверждение этого пророчества и передал его людям:
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:1-12).
Масштаб действий «врат адовых» мы в наше время уже можем оценить. Экран телевизора – разве это не врата адовы? Монитор, извергающий содержимое Интернета – разве это не врата адовы?
А теперь давайте вспомним, что предлагал сатана Сыну Божию, искушая Его в пустыне во время поста перед выходом на проповедь?
«Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.  Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матф.4:6-10).
По сути, диавол советует Богочеловеку, как надо править людьми. Дай им хлеба и зрелищ! Накорми их, покажи чудесное и пугающее шоу – и они Твои! Побегут за Тобой, будут бояться и слушаться Тебя. Не хочешь? Ну ладно, я сам их накормлю, сам поражу и устрашу их чудесами, но Ты признай, что я прав – поклонись мне.
Господь отверг все диавольские советы. Не потому что Он был принципиально против чудес, ведь когда нужно было, Он накормил пять тысяч и четыре тысячи мужчин, не считая женщин и детей. И люди в самом деле побежали искать Его. «И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».
Но иудеи повторяли за сатаной слова его: «На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин.6:25-35).
И далее, когда Он стал говорить, что верующие в Него должны есть Его Плоть и пить Его Кровь, иудеи и вовсе шарахнулись от Него и разбежались все, кроме учеников.
Богочеловек преодолел и земное тяготение, когда нужно было, ходя по водам. Он вознесся в небо на глазах сотен людей, но уже тогда, когда проповедь Его достигла цели, когда в Него, воскресшего от смерти, уже уверовали люди. Не чревоугодники и не праздные зеваки нужны Ему в Царстве Небесном, а люди, которые питаются истиной и любовью, которые идут за Истиной и Любовью в Жизнь вечную.
Однако «обезьяна Бога», сатана, тоже добивается своих целей, тоже строит свое царство. Земное, ибо на Небо ему доступа нет. Он использует все те методы, которые предлагал Сыну Божию. И вот современный мир уже почти весь служит «ее величеству Пользе», маммоне. Американцы так прямо говорят, что их бог – доллар. Европейцы еще не выражаются так прямолинейно, но деньги для всех стали идолом, кумиром, богом.
О том, как же получилось, что незаметно выросло не земле не Царство Божие, а совсем другое царство, мы поговорим в следующей беседе.

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *