Этап второй. Школьные годы чудесные

Важнейший этап жизни, может быть, самый важный! Начало обучения в 7 лет (кто чуть раньше, кто чуть позже) определили опытным путём. Пробовали и позже, в девять. Пробовали и раньше.

Чемпион мира Х.Р. Капабланка научился играть в шахматы в 4 года, но если бы Хосе сел за доску в 9 лет, он бы всё равно стал чемпионом мира, а если бы в 16 лет, то чемпионом мира по шахматам стал бы кто-то другой. В Церкви семилетки начинают исповедываться в своих прегрешениях. Церковь считает, что с этого возраста человек несёт ответственность за свои поступки и способен сознательно формировать своё поведение, вначале с помощью старших, затем всё более и более самостоятельно.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА школьного периода: подготовить себя к взрослой жизни, что вполне достижимо, если мы не путаем приоритетов (очередности по степени важности)! Так, получение знаний является всего лишь тактической задачей, бесспорно, очень важной, а для кого-то важнейшей.

 «Все люди разные. Мы знаем, что все люди разные» (мирянин Александр, книга «Выход есть!») Тем не менее, имея такое знание, мы пытаемся применить к жизни универсальный подход. Где речь ведётся о человеке, универсального подхода НЕТ! «Секретного ингридиента НЕ СУЩЕСТВУЕТ!» (Из мультфильма Панда-кунфу.)

Тактические задачи школьного периода само собой определяются стратегической. Попробуем изложить их по степени важности.

1) ТЕРПЕНИЕ! «Долготерпение есть матерь всех благ» – святой Варсонуфий Великий. Без терпения человека ожидает НЕУСПЕХ во всём, как в текущих делах, так и в ИТОГЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ! Нет такого действия или делания человеческого (как бы высоко его ни ценило общественное мнение), которое всегда будет в радость и доставлять только удовольствие и приятные минуты. Да, нам приходится слышать в средствах массовой информации от конкретных людей, что в своей деятельности общественной или личной они счастливы и полностью удовлетворены. Но почитайте мемуары этого же человека или воспоминания о нём его близких. И мы увидим, что деятельность, которую человек нахваливал в интервью, принесла ему помимо удовольствия, много скорби, а порой и горя. Возможно каждому, хотя бы однажды в жизни хотелось: «А может, всё бросить и заняться опять лапшой?!» – Панда-кунфу. Когда человек принимается за незнакомое дело, существует эффект новизны. Человек увлечён, с его стороны не требуется почти никаких усилий, чтобы вновь и вновь продолжать деятельность. Более того эффект новизны, кроме дела, вызвавшего его, подтягивает и все прочие дела этого человека! Но «Увы мне!» (Книга судей, 6:22). Эффект новизны быстро заканчивается, и в этом же деле второй раз не возбуждается. Если человек не хочет бросить сие дело, придётся напряжённым усилием принуждать себя к нему. А где усилие – там скорбь, придётся терпеть!

2) «В неудачах будьте терпеливы!» (Александр Васильевич Суворов).

Даже великому русскому полководцу, при всех его житейских талантах, не удалось избежать неудач. Чаша сия никого не минует и чаша неудачи бывает, ой как жестока! Надо заранее себя подготовить, вытерпеть придётся многое: травмы, боль и болезни, потери, скудость, разочарования, скорби от ближних (в том числе, от друзей и членов своей семьи), обман, обманутые надежды, свои неспособности, неумения и ошибки, унижение и стыд, грех, душевные муки, уныние и тоску, безвыходное положение и многое другое.

НО БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ встречается только в аду! Из ВСЕХ остальных бедствий ВЫХОД ЕСТЬ! Всякая скорбь имеет своё окончание, будущие годы утешат духовные муки, покроют стыд, ещё будут и удачи, и радости, много будет. СВЕТ впереди ВСЕГДА! Церковным в скорбях легче: уповают на Бога, имеют духовное укрепление в таинствах исповеди и причастия Тела и Крови Христовых, Господь даст и мудрого наставника для разъяснения трудной жизненной ситуации. Знай! Человек мудрейший приобрёл сие свойство через свои собственные скорби, ибо радость нас почти ничему не учит! «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия –размышляй», – книга Екклизиаста.

 3) Научимся принимать ближнего таким, каков он есть! Нам его не переделать. Цени ближнего своего в те годы, когда живёшь с ним, а не 20-30 лет спустя. Как радуются товарищи друг другу после многолетней разлуки! И ты будешь радоваться каждому из ближних твоих; почувствуешь, что они важнейшая часть твоей собственной жизни, любы и дороги тебе! Помни об этом, тогда сможешь стать ВЕЛИКОДУШНЫМ и СНИСХОДИТЕЛЬНЫМ к товарищу. Считай, что друг дан тебе на всю жизнь, не стремись заменить друга, другие не лучше, а этот твой! Тогда друзей будет много и не будет одиночества. Часто встречающиеся в общении ошибки: неумение слушать и дослушать до конца слово ближнего; неумение подчиняться старшему или руководителю; неуважение к старшим или к младшим; унижение ближнего; превозношение своего «Я»; жалость к себе и обида; неуступчивость и желание всегда настоять на своём; неумение жертвовать собой и своим ради ближнего или ради важного для многих. И многое другое, а всё выражается в короткой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лука 10.27).

Но! При любых индивидуальных способностях ЕСТЬ СМЫСЛ усилиями воли понуждать себя к учёбе по трём причинам. 1) У тебя будут свои собственные дети и никто, кроме тебя, им в учёбе не поможет, что особенно важно при начале обучения. 2) При учёбе вырабатываются определённые навыки, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО пригодятся в дальнейшей жизни. 3) По окончании учёбы будет бОльшая возможность выбора.

На школьные занятия все силы и всё время не израсходовать, поэтому полезно испытать свои способности в занятиях, предлагаемых школьникам системой дополнительного образования – зто различные кружки. Не стоит пытаться охватить всё, но 2-4 кружка в разные годы вполне реально. Кроме полезных навыков, в кружках находим дополнительный опыт общения. В сельской местности возможности дополнительного образования тоже есть, в районных центрах и крупных селах есть все основные направления детского творчества, а моторизованные бабушки и дедушки охотно помогут своим внучкам туда добраться, если в своей деревеньке почти ничего для школьников нет. Времени для улицы также останется вполне достаточно.
Музыкальная школа. Нужно проверить у педагога музыкальные способности ребёнка. Если таковых нет, то не нужно напрасно мучить. Если музыкальные способности есть, то удобно записаться в музыкальную школу по окончании первого класса общеобразовательной школы. (Сразу начинать две школы для кого-то будет слишком трудно.) Полезная особенность обучения музыке в общении ученика и педагога один на один. Аттестат об окончании музыкальной школы даёт право на дальнейшее образование: музыкальное училище, консерватория-институт музыки, институт культуры, регентское отделение семинарии. Занятие музыкой дисциплинирует, учит распределять свои силы и время, закаливает волю (Две школы закончить – первый по жизни подвиг, нагрузка большая.). От музыки в этой жизни никуда не денешься, быть профессионалом в этой области совсем не помешает. А сколько радости и удовольствия имеет творчество в народной самодеятельности и некоторые этим занимаются до глубокой старости!

Спорт. Общее количество людей, занимающихся спортом, огромно, а вот процент регулярно занимающихся спортом во всех возрастных категориях невысок – ЛЕНЬ! Если в учебных заведениях, кому охотно, кому неохотно, но всем приходится заниматься физическими упражнениями, то по окончании учёбы подавляющее большинство людей эти занятия бросает. Как ни пытаются медики и энтузиасты убедить человечество, а воз и ныне там. ЛЕНЬ делать физзарядку, а на автомобиле комфортней, чем на велосипеде. Обходится человечество в своей повседневной жизни в течение нескольких веков без спорта. Для высоких результатов необходимы соответствующие природные данные спортсмена, а уже потом научная система подготовки олимпийского резерва.
Поясняющий пример. Бегуны делятся на спринтеров (бег на короткие дистанции), стайеров (длинные дистанции и средневики). Сколько ни тренируй, из стайера спринтера не сделаешь и наоборот. Природные способности, а их не изменишь! Практика показала, что спортсмены болеют не реже неспортсменов, живут не дольше, получают инвалидности по причине сердечно-сосудистых заболеваний и пр. Утверждения энтузиастов-оптимистов, что с помощью телесно-психических упражнений: спортивных, закаливающих, психорегулирующих, правильного питания и голодания, бани и т.д. – можно избавиться от хронических болезней, резко повысить работоспособность и продлить жизнь – МИФ!
Но для кого-то спорт будет профессией на всю жизнь, в каких-то областях без него не обойтись, например, промышленные альпинисты. Для верующих: «А упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:7-8). Выделим: «НА ВСЁ ПОЛЕЗНО» и в «ЖИЗНИ НАСТОЯЩЕЙ» тоже!

Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *