«Где двое или трое собраны во Имя Мое…» Беседа девятая

Не ищи Его в небесах –
Жаром дюз небеса оплавлены,
Не ищи в горах и лесах –
Вся природа уже отравлена,
Не мечись от церквей к скитам –
В суете не обресть покоя.
Вся Вселенная – только храм,
Бог – в душе, как и всё святое.

     Владимир Сазонов (г. Еманжелинск).


Итак, что собою представляет храм и что в нем происходит?
Мы уже упоминали о том, что человек, по словам святых отцов, в своем устроении подобен дому, храму. Но и храм подобен человеку. Стены храма – это тело, зал для молящихся – это душа, в которую вмещаются все впечатления, и святая святых – алтарь. Это глубинное сердце, дух, в котором живет сам Христос – Сын Божий – со Отцем и Святым Духом.
Храм представляет собой наглядно выраженную мысль о том, что Бог, Небо и земля изначально едины (напомним, что понятия Небо и земля примерно соответствуют современным понятиям информация и материя), и только человек, предназначенный осуществлять это единство, нарушил его, разорвал связь. И тогда Сын Божий, по-другому называемый Бог-Слово, сам стал человеком и воссоединил это единство. Слово «религия» и означает, в переводе с латыни, воссоединение.
Итак, храм – это единение Бога, Неба и земли, то есть это человек в его первозданном значении.
В храме и богослужении всё символично. Для атеистического мышления символичность – это что-то вроде сказки, мифа, легенды. Дескать, символ – это лишь обозначение, это только мнение, мысль – ничто.
Но ведь и в человеке главное – мысль, дух. Он нематериален, его нельзя увидеть или зафиксировать сверхчувствительными приборами. Однако именно он определяет характер и поведение человека.
В то же время символ, в том числе символ-святыню не следует путать с магическими предметами. Святые символы лишь обозначают наше отношение к Первообразу, к Богу и святым Его, к событиям земной жизни Сына Божия, Его Пречистой Матери и всех святых. А магическим предметам, наоборот, люди приписывают самодовлеющую силу, якобы предметы сами способны творить чудеса.
В подобное заблуждение лукавый ввел первых людей, праотец наших Адама и Еву, таким же образом он обманывает и современных людей. Адам и Ева поверили, что съеденный плод дерева сделает их богами, также и современники наши верят в «заговоренные» предметы, в магические действия. Так, даже и в бывшей христианской церкви – в римо-католической – считается, что благодать поступает к человеку в силу совершенных благочестивых действий, автоматически. Таким образом, западный человек как бы торгует с Богом: я Тебе – свечи, молитвы и телодвижения, а Ты мне – благодать.
Между тем, даже Святая Чаша, из которой мы принимаем Тело и Кровь Христовы в виде хлеба и вина, является всего лишь чашей. Мы целуем ее, выражая тем свое отношение ко Христу, а не к чаше. Сама же по себе она не имеет никаких чудесных свойств, как и хлеб и вино, пока в них не вселится невидимо Сам Христос. Прикладываясь к руке священника, мы целуем руку Христа, а не данного человека, одетого в ризу.
Современный православный храм является преемником ветхозаветного храма, устроение которого продиктовал Моисею Сам Бог. Только в новозаветном, православном храме в Жертву приносятся не голуби, ягнята и телята, а Богочеловек Иисус Христос. И главной святыней в алтаре является уже не Ковчег Завета с хранящимися в нем каменными скрижалями, посохом Моисея и манной небесной, а Престол, на котором совершаются Смерть и Воскресение Сына Божия. Происходит это каждый раз, когда служится литургия.
Слово литургия означает общее дело, а слово причастие означает принять в себя Бога-Слово, Христа. Соединившиеся со Христом восстанавливают в себе единство Бога, Неба и земли и получают возможность воскреснуть после смерти, как воскрес Богочеловек Христос.

sluzhbaБогослужения в храме организованы подобно космическим процессам циклически-обновляемо. Существуют годовой круг Богослужений, недельный круг и суточный круг. Суточный круг – основа всех других, это «ткань жизни». Он включает в себя всенощную (вечерню и утреню), первый час, третий час, шестой час, девятый час. Литургия служится между шестым и девятым часом, но она вне времени, точнее, она совершается как бы всегда, в актуальной вечности.
За время суточного богослужения мы проживаем (не вспоминаем, а проживаем! – это цель богослужения) всю историю, от Сотворения до сего дня. Если мы регулярно это совершаем, то привыкаем жить не только во времени – завтрак-работа-ужин-сон-понедельник-пятница-воскресенье – но и в актуальной вечности. Актуальная вечность – она всегда сейчас и всегда вся. Здесь и сейчас – вся вечность.
Богослужебные сутки начинаются вечером, поскольку Сотворение начиналось также Вечером: «и был вечер, и было утро – день первый». Богослужение начинается чтением девятого часа. Именно в древнеиудейский девятый час совершилось снятие со Креста и положение во гроб Пречистого Тела Спасителя нашего Иисуса Христа.
В Древней Иудее, во времена земного служения Спасителя, суточное время измерялась днём – часами, ночью – стражами. Древнеиудейский час – это не наш час, это три наших часа, то есть время стояния часового на посту до следующей смены (поэтому и ночью – стража). Первый час – по-нашему, это время от шести до девяти утра. Второй час – от девяти до двенадцати, третий – от двенадцати до пятнадцати, шестой – от пятнадцати до восемнадцати, девятый – от восемнадцати до двадцати одного. Далее начинаются стражи.
Проживая всю историю мира, мы в то же время проживаем события тех последних суток земной жизни Спасителя, в которых сконцентрировалась вся земная история.
Во время всенощной (она включает в себя малую вечерню, вечерню, повечерие, утреню) мы читаем-слушаем псалмы из Ветхого Завета, повествующие о Сотворении мира, пророчествующие о пришествии Мессии (Христа, то есть Помазанника Божия) и в то же время проживаем события ночи, в которую Спаситель был схвачен и подвержен избиениям, унижениям, мучительству. Мы проживаем эту ночь и как ожидание Второго Славного Пришествия Спасителя, как текущую нашу жизнь.
Оканчивается всенощное богослужение возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В первые века христиане встречали этим возгласом рассвет, поскольку всенощную они служили действительно всю ночь, ожидая Второго Пришествия Христа.
В первый час продолжается чтение ветхозаветных псалмов пророка и царя Давида, и в то же время мы вспоминаем, что в первый час состоялся суд Пилата над Господом, в конце которого Пилат, по требованию иудеев, отдал Христа на распятие. Этим заканчивается вечернее богослужение в субботу (или иной день).
Утром богослужение продолжается чтением «третьего» и «шестого» часов – чтением псалмов, содержащих пророчества о Христе, и мы проживаем момент Распятия Господа нашего Иисуса Христа. В третий час совершилось распятие, а в начале шестого часа Господь, воскликнув: «Свершилось!» – предал дух Свой Отцу Небесному.
В этот момент принесения Им Себя в Жертву ради воссоединения человека с Богом, мы совершаем литургию. Смысл ее – в Таинстве причащения Тела и Крови Христовых. Мы присутствуем на последней, Тайной Вечере Иисуса Христа с учениками, когда Он установил это Таинство, разделив хлеб со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое», затем отпил от чаши вина и передал ученикам со словами: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета за многия изливаемая во оставление грехов».

tay_vecherО введении этого Таинства Он предупреждал заранее, когда говорил: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53-56). Но тогда Его не поняли и в страхе разбежались от Него.
Этим завершается, замыкается суточный круг Богослужения, ибо Причастие Святых Христовых Таин, воссоединение с Богом – это и есть цель богослужения.
В храме, в круге богослужений человек воссоединяется не только с Богом, но и с другими людьми, другими «клеточками» единого Богочеловеческого тела. Это не менее важно, чем воссоединение с Богом, ибо человек сотворен как множественное существо – как общество. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Матф.18:20), – заповедал нам Господь.
Тут мы возвращаемся мыслью к нашей четвертой беседе, где мы говорили о природе человеческого общества. Как показала практика, человеческие детеныши, выросшие в стае зверей (волков в том числе), не приобретали человеческих качеств. Найденные уже взрослыми и возвращенные в человеческое общество, они не могли овладеть речью, и обходились несколькими словами подобно тому, как обезьяны, специально обученные, обходятся несколькими «словами» языка глухонемых.
Значит, самое главное в человеке, то, что и делает человека человеком, находится не в теле его. Самое главное – частица Божественной энергии, дух – появляется только тогда, когда двое или трое собраны во Имя Божие.
Вы можете сказать, что мол, существуют общества, где Бога забыли, а разум человеческий не потеряли. Но ведь и мертвое дерево не падает сразу, оно долго стоит и постепенно сгнивает.
Общества, цивилизации создает Бог, чтобы они воспитывали личностей. А сатана занимается своим любимым делом – разрушает эти общества, цивилизации, чтобы дать волю своему семени в человеке – семени тли. И тогда из семян вырастут плевелы – осатаневшие личности.
Да не будет этого – молились святые отцы. И самый верный способ противодействия семени тли подсказал нам преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *