Этап третий. Время выбора

По окончании школы человек впервые принимает ответственные решения с долговременными последствиями, иногда и несамостоятельно, но ответственность за принятые решения он будет нести сам. Главных выбора два: кем работать и с кем вступать в брак? Оба выбора люди нередко делают ошибочно, а порой ошибаются многократно. Чтобы избегнуть ошибок, постарайтесь понять Волю Божию о своём жизненном пути. Как узнать Волю Божию, смотри на нашем сайте «Вопросы и ответы».

В школьные годы человек несколько узнал свои свойства и способности, это основа для выбора. Встречаются выпускники школы, имеющие твёрдое убеждение в том, чего они хотят в жизни и каким путём пойдут. Даже в этом случае не помешает ещё раз всё обсудить и понять волю Божию. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки (1797-1879 г.г.) пишет в своих воспоминаниях: «В 1823 году Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на остров Уналашка (Алеутские острова). Никто из духовенства ехать не хотел. (Не будем осуждать, Уналашка – не их Крест!) Тогда выбор пал на одного из выпускников Иркутской семинарии, но тот упорно отказывался, ссылаясь на веские причины.
Желание ехать на остров Уналашка возникло у будущего святителя Иннокентия (в 1823 году – священник Иоанн). Возникло вдруг и неожиданно для него самого, о чём с удивлением и пишет святитель в своей книге, потому, что такого желания не было у него вообще. С точки зрения карьеры Уналашка – бесперспективна. Иркутск – большой, удобный для проживания город, а Сибирь и Уналашка – это тысячи неблагоустроенных вёрст,  да и те на собаках в стужу.
Но из Сибири святитель Иннокентий поставляется на Московскую кафедру, а священник, отказавшийся ехать на Алеутские острова, плохо заканчивает свою жизнь.
Полагаю, что правильному выбору пути, или всегда или почти всегда будет сопутствовать и личное желание по таковому идти. Бывает, человек основывает своё решение на престижности или материальной выгоде – это неправильно. За деньгами не нужно гоняться – сами придут. Или не придут, сколько ни гоняйся. «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч. 28:22). Правильно вот так: «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8).
Есть особые пути: монах, воин, учитель, врач – все правильные, благодатные, но для избранных: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Лёгких путей в жизни НЕТ! Например, бомж. Да, нигде не работает, да, никому ничем не обязан – свободен; но сколько трудов нужно положить: обойти и обшарить множество мусорниц, собрать «товар», доставить к пункту реализации (подвергая себя и свои сокровища опасности от своих коллег) успешно получить мзду и, вполне возможно, сразу мзду потерять. И всё это – в мороз, голодному, испытывая непреодолимую ЖАЖДУ к спиртному.
Есть пути неправильные – тупиковые: грабёж, воровство, вымогательство, нажива за счёт других, насилие, обман, наркотики, пьянство, проституция, тунеядство, праздность –все сверхтяжёлые. Пленившийся их кажущейся привлекательностью, желаемого не достигнет, приобретёт ад в своей душе ещё при жизни и вечную погибель. На сих путях счастье не живёт.
Вопрос: какое образование самое-самое лучшее? Ответ: нет такового. Каждому своё. Быль 1986 года. Одноклассник, который закончил профессионально-техническое училище, имеет жену, двухкомнатную квартиру, хорошую зарплату, говорит своему однокласснику с высшим техническим образованием (ничего из перечисленного не имеющему): «Вот закончил бы училище, сейчас у тебя был бы уже пятый разряд!».

 ***

    По-разному люди начинают взрослую жизнь. Самый рациональный путь не обязательно прямой и короткий, будут отклонения, повороты, движение назад и по кругу. Кто-то после школы идёт работать, а через несколько лет получает образование, очно или заочно. Можно сначала окончить училище, потом институт; рабочая специальность пригодится и опыт хороший. Немало людей, получивших высшее образование заочно в 30-40 лет и позже. Или в эти же годы – второе образование, порой по другому профилю.
    При выборе нужно учитывать местные условия и свои возможности, в том числе финансовые. Нет необходимости создавать при учёбе для себя непреодолимые трудности. Очень простое рассуждение: если возможностей для какого-то выбора нет или почти нет, то это не твой путь. Не печалься, это не твой путь, твой путь не хуже.
    Обязательно рассмотреть несколько вариантов, советоваться с людьми. Подумать, где будем работать после окончания учебного заведения, не потребуется ли перемена места жительства? Лучше не выбирать специальность престижную и высокооплачиваемую, имеющую в данное время избыток специалистов. Например, бухгалтеры и юристы.
    Есть специальности и виды деятельности, которые общественное мнение определяет как предпочтительные, престижные, но занятые ими счастливы не более остальных. «Научи меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды» (Пс. 26:11).

Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *