«Я не просил меня создавать!» Беседа восьмая

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.

(Молитва св. Макария Великого)

 

Не захотелось ли тебе, любезный читатель, уже что-то сделать, какой-то шаг навстречу Богу? Или захотелось, но не совсем понятно, как его сделать?
В церковь ты уже захаживал, богослужение немножко видел, но о чем там говорят и поют – непонятно. Тебе советовали, надо, мол, креститься, исповедаться и причаститься. Креститься, в принципе, согласен. Но в чем исповедаться? Когда делаешь первые шаги, кажется: у меня и грехов-то особых нет, так, мелочи.
Ну, что ж, покайся в мелочах. Когда мы из темноты приближаемся к источнику света, мы на своей одежде различаем сначала самые крупные пятна грязи, а подходя ближе, видим их все больше и больше. Так и здесь.
Святые прошлых веков, которые глубоко и искренне веровали каждому слову Христа, опытом своей жизни создали целую науку очищения души – аскетику. В основе этой науки лежит принесенное нам Сыном Божием знание об устроении человека, то есть, говоря современным языком, православная антропология.
А Сын Божий говорил нам, что человек подобен дому, жилищу для духа. И если в этом доме не живет его Хозяин – Дух Святой, Бог, – то дом заселяют духи нечистые. Он не единожды изгонял нечистых духов из людей и предупреждал человека: не греши более, чтобы не стало тебе хуже прежнего.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф.12:43-45).

Последние слова Спасителя, об «этом злом роде» свидетельствуют, что не только отдельный человек, но и общность людей есть дом для Духа Святого или духа нечистого.
Ученики Христа много раз напоминали об этом своим ученикам, христианам. «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием» (1Пет.1:13), – писал апостол Петр. Апостол Павел писал жителям греческого города Коринфа: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3:16-17). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19).
Итак, человек от рождения своего – храм. Обитает в этом храме внимание. Это и есть наше «я». Внимание. Все остальное – способности мыслить, чувствовать, желать, действовать – дано нам в готовом виде, от рождения, как дан нам и язык, на котором мы говорим и мыслим. То, что действительно моё, что, собственно, и есть я – это внимание. Оно вни-мает, внутрь имает. Именно оно заполняет бездонные хранилища души в течение всей жизни. Всё, на что обращается наше внимание, сразу же попадает внутрь, в память, в хранилища души.
Но именно вниманием-то своим я и не владею! Им распоряжаются все кому не лень! Всякий пользуется моим вниманием, всякий может отвлечь его, привлечь на себя. И получается, что я целыми днями невольно тащу в дом свой, в хранилища моей души всякий сор, «всяку бяку», которой щедро пичкает меня мир, особенно телевизор.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»,  – писал об этом апостол Иоанн (1Иоан.2:15-17).

О том, что надо беречь свое внимание, владеть им, говорил Сам Господь: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк.11:34-36).

Вот, собственно, и вся суть аскетики в этом.
Но только суть. На практике же я начинаю понимать, что наполнил свои хранилища не тем, чем следовало бы, лишь тогда, когда уже обзавелся дурными привычками, когда в сознании кружится бесовский хоровод помыслов, образов, обрывков мыслей и желаний, в котором дурной ветер смешал всё – и чистое, и грязное, и красивое и безобразное.
Как быть, с чего начать? Избавляться от привычек, постоянно себя ограничивать и принуждать? Именно в этот период, в начале пути посещает такая мысль: здесь, на Земле всю жизнь маешься, страдаешь, а потом еще там, на том свете тебя будут пытать и поджаривать! За что про что? Я не просил меня создавать!
То, что мысль эта не моя, а пришлая, внушенная «князем века сего», доказывается просто: она посещает и других, даже детей. Подросток тоже заявляет родителям: «Я не просил меня рожать! Чего пристали!». Родители теряются и не знают, что ответить.
А что отвечает нам наш Небесный Отец?

Spas_MilostТы плод Моей любви. Я полюбил тебя еще до того, как создал. Потому и создал, чтобы излить Свою любовь. А в тебе говорит нежелание потрудиться, поэтому ты и любви Моей не хочешь. Ты бы позволил себя любить, если бы от тебя ничего не требовалось.
Но это не Я требую, этого требует всё та же способность любить, которую Я вложил в тебя, ведь ты – подобие Мое. Любовь, которая живет в тебе, тебе знакома, это совесть. Она не может не откликаться на Мою любовь, ибо подобное воспринимается подобным.
Не верь тому, кто внушает тебе, что, убив в себе любовь, заглушив голос совести, ты станешь свободным. Это ложь, убить любовь невозможно, а страдания себе ты причинишь. Если ты сбежишь от Меня во тьму кромешную (наружную), ты не освободишься, но обречешь себя на стон и скрежет зубовный.
Вот так отвечает нам Небесный Отец. Если услышать Его ответ, то невозможно не откликнуться: Господи, помилуй! Я уже наполнился всякой грязью и не знаю, как очистить авгиевы конюшни моей души! Помоги, помилуй, Ты всё можешь! Я не хочу быть обезьяной! Пусть другие как хотят, вольному воля, а спасенному рай. Рай – это неволя, но возвышающая меня неволя, это диктатура совести, истины, красоты, диктатура любви.
Вот мы с тобой и начали, любезный читатель. С чего только и можно начать – с покаяния и молитвы. Молитва – это прямое обращение к Богу, разговор с Ним. Но как разговаривать, если не слышишь собеседника? Оказывается, и Он разговаривает со мной, причем всегда готов к разговору. Он говорит со мной голосом совести. Надо только прислушаться, утихомирить шум в душе. А шумят страсти.
Чтобы их приглушить, чтобы «сделать потише» в собственной душе, мне и нужно принять внутрь себя Слово Божие и даже частичку Тела Христова. А сделать это можно в Церкви, на общественной молитве, на Богослужении.
Чтобы мне не стоять столбом в Церкви, а понимать хоть немножко, что там происходит, о чем говорят и поют, нужно узнать хоть немного о Церкви, храме и Богослужении.
Вот об этом мы и начнем узнавать в следующей нашей беседе. 

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *