О смысле жизни

«Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом:…Видел я все дела, какие делаются под солнцем… вот, я возвеличился и приобрёл мудрости больше всех, которые были прежде меня… Я предпринял большие дела… Собрал себе серебра и золота и драгоценностей… завёл у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих… И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня… и мудрость моя пребывала со мною. Чего бы мои глаза ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моего никакого веселия… И оглянулся я на все дела мои… и вот – всё суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем» (Книга Екклесиаста, гл.1-2.)

Царь Екклесиаст-Соломон властвовал в Иерусалиме в десятом веке до Р.Х.   В 2004 году издательство «Аванта» выпустило книгу «Энциклопедия для детей». Книга получила Премию Президента Российской Федерации в области образования (Указ  1114 от 03.10.02). Солидный труд! На страницах с 441 по 460 авторы рассуждают с юным читателем о смысле жизни.
«Вопросы, которые обычно называют «вечными» или «мировыми», впервые встают перед человеком в подростковом возрасте, когда он начинает осознавать своё «Я». Пожалуй, главный из них: «Зачем я живу?» (стр. 441). Известно, что вопросом о смысле жизни занималась наука из наук – философия – от времени своего возникновения, также и мыслители всех мастей и всех веков. И если философы и мыслители будут честны, то сознаются, что не знают ответа на вопрос о смысле жизни. Да анализа, подходов и рассуждений весьма много, а ответа нет. А, возможно, лучшая, отражающая современную нам научную точку зрения «Энциклопедия для детей» сообщает: «В результате на рубеже веков (19 и 20) инициативу в изучении этой проблемы (о смысле жизни) перехватили психологи, потеснив философов и богословов… обсуждение вопросов смысла жизни сместилось с высот абстрактных рассуждений об общих закономерностях к анализу того, как конкретный человек пытается найти смысл жизни и что происходит, если этого ему не удаётся» (стр. 450).
Т.е., по мнению авторов, философия и богословы с вопросом о смысле жизни не справились, а психологи сузили вопрос к конкретному человеку, отбросив, вследствие своего бессилия, общую проблему. Но «конкретному человеку» от этого не легче и вопрос о смысле жизни не перестал «конкретного» человека мучить.
Конечно, мучит не каждого, и не всегда, и не всегда остро и болезненно. Для читателя поясним: богословы бывают разные – католические, протестантские, богословы из других религий, богословы, не относящие себя к определённому исповеданию. Вообще-то православные богословы ответ на вопрос о смысле жизни имеют.
«Российская газета», «Неделя», 21-28 октября, стр. 24, статья «Обманная страна»: «Недавно, как сообщает Daily Telegraph, администрация одной из поисковых систем Интернета составила необычный рейтинг. Было проанализировано около миллиарда вопросов, заданных пользователями за последние десять лет. Как оказалось, самый популярный: «В чём смысл жизни?». На втором месте: «Есть ли Бог?» Затем идут вопросы про блондинок и инопланетян. А потом… «В чём смысл любви?».
Конечно радует, что Интернет-человечество больше озабочено вопросами: «В чём смысл жизни?» и «Есть ли бог?», – а остальное считает второстепенным. Если мы на вопрос «Есть ли Бог?» ответим утвердительно, то увидим и ответы на остальные вопросы. Если на вопрос «Есть ли Бог?» человек отвечает отрицательно, то тогда: «Суета сует, – сказал Екклисиаст, – суета сует,– всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми он трудится под солнцем?» (Екк. стр. 666, гл. 1, стих 2-3). Напомним: сказано это в десятом веке до Р.Х., то есть тридцать веков назад. А мы всё пытаемся изобрести велосипед.

Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *