Почему «блаженны нищие духом»?

Непонятно, почему «блаженны нищие духом»? Чем нищие? Умом? Силой воли? Что это, кто глупее и безвольнее, тот и угодил Богу? – Вера Николаевна.

     Многих просто коробит это выражение. В самом деле, эта заповедь Христа остается непонятной даже для тех, кто в целом принимает и одобряет нравственное учение Христа. Но именно «одобряет», неосознанно считая, что имеет право одобрять или не одобрять учение Господа. Так думал и Никодим, придя ночью ко Христу на беседу и начав со слов одобрения в адрес Учителя.

Вот, например, как понимают выражение «нищие духом» современные пользователи интернет-сайта Ответы@Mail.ru:­
– Иначе – бездуховные люди;­– смиренные, добрые, мудрые;­
– Гармонично Недоразвитый человек!!!
– Значит не образованные (так в оригинале!);­
– кто морально не может настроиться;­
– малодушные, трусливые, забитые;­
– низкие, приземленные люди, у которых на уме кроме похотей и выпивки ничего нет;
­– существа, не умеющие чувствовать, проникать в чувства других. Бездуховные люди;
­– смиренные;
­– Духовно нищие закрывают возможности для роста, абсолютизируют слабость, выдают вялость за смирение, змеиный шип за смирение. Богатые духом освободились верой от рабства богатству, духовно нищие требуют освобождения от самого богатства.

Один ответ иного характера:
— Нищий духом – это тот человек, который осознал нищету своего духа. Другими словами, кротко признается перед Богом, что он Духовно нищий человек. Признает себя не имеющим духовных заслуг. Написано в Библии, что таковых ЕСТЬ Царство Божие. Таковым открыто Небо. Напротив, тот кто считает себя духовно богатым, по сути, есть надменный, гордый, всегда уверенный в своей правоте. И таковые не войдут в рай.

Итак, большинство испытывает к нищим духом различные негативные чувства – от презрения до ненависти. Большинство – это «богатые духом», уверенные в своей правоте, в своем совершенстве.­ Следовательно, в современном понимании нищие духом – это те, кому совершенно нечем гордиться – ни ума, ни фантазии, ни богатства, ни таланта, ни красоты, ни голоса…­
Вот это главное: нечем гордиться! Следовательно, у нищих духом неглубоко сидит корень всех грехов – гордость. Мелкий и слабый корень гордости позволяет им легко впустить в себя Святой Дух, у них внутри уже Царство Божие.
­В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем». Но это и есть те, кому нечем гордиться.
­Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев в 1994 году посвятил исследованию этого вопроса целую книгу. Исследовав Библию, он выявил традицию употребления понятия «нищий» в Ветхом Завете и доказал, что для слушателей Иисуса Христа это выражение было вполне понятным и не нуждалось ни в каких толкованиях. Материальное богатство и плодовитость у древних иудеев считались признаками благочестия, богоугодной жизни. Благополучно живешь – значит, угодил Богу. А если нищий – значит, прогневил Бога и проси у Него прощения и милости. И нищие Древней Иудеи просили подаяния прежде всего у Бога, потом – у людей. Главным их желанием было – стяжать милость у Бога, и тогда все остальное приложится. Конечно, таковым прежде всего и дается Царство Божие, которое внутри нас.­
Кроме того, жизнь древних иудеев была наполнена ожиданием пришествия Мессии, который спасет остаток Израиля. Спасет во всех смыслах. Но ожидали пришествия Мессии в разной степени. Самое горячее ожидание, конечно, было у нищих и нищенствующих духом.
«Главное в смирении и нищете ветхозаветного праведника — это вопль к Богу: «Открой мне волю Твою и дай мне силы ее исполнить». Главная забота смиренного и послушного — это активное согласование своей воли с волей Божией. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Это – главная тайна христианства. И если говорить о «новой морали» Нагорной проповеди, то она вся будет лишь вытекать из этой тайны. Она действительно новая, и новизна ее гораздо глубже, нежели замена одного ряда заповедей другим» (Диакон Андрей Кураев. Кто такие нищие духом? – альманах «Альфа и Омега», №1, 1994).

В. Максимов.

Приятно быть умнее всех. Но вот «все», бывает, не соглашаются…­
А что говорят святые Отцы? О чудотворении: «Это невысоко, высоко считать себя хуже всех». Это как это?­
Ну… «Блажены нищие духом, яко таковых есть Царствие Небесное». Что это значит? Ощущать себя хуже всех, ощущать себя не имеющим в себе ничего доброго. Что же в этом хорошего? Если в школе сильная часть класса ополчается на ученика, как на самого плохого, как он страдает!­Что же хорошего в нищете духа? А вот что! Если Господь сподобит ощутить состояние нищеты духа, то действительно человек ощущает себя хуже всех, хуже любого человека, опустившегося (или опустившуюся).
Что же хорошего? А вот что! Из этого состояния человек РЕАЛЬНО и глубоко любит каждого и всех! Доброго и злого, бедного и богатого, отличника и двоешника, достойного и опустившегося. А Бог-то как рядом!­
Но у нас, мирян, такое всегда не бывает…

Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *