Епископ Троицкий и Южноуральский

Епископ Григорий: «Все, что совершается в Церкви, должно быть направлено прежде всего ко спасению людей»

епископ16 марта 2014 года архимандрит Григорий (Петров) был рукоположен во епископа Троицкого и Южноуральского. 23 марта митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан представил нового правящего архиерея Троицкой пастве. Открыта новая страница в истории православия на Южном Урале. Какой человек возглавил Троицкую епархию? Как он видит перспективы своего служения? Ответ на эти и другие вопросы – в интервью молодого епископа.

– Ваше Преосвященство, позвольте поздравить Вас с возведением в сан епископа – началом нового, очень важного этапа Вашей жизни и Вашего служения Русской Православной Церкви.

– Благодарю Вас.

– Как сказано в Вашей биографии, Вы в храме с юных лет: помогали в алтаре, пели на клиросе. Как Вы оказались в церковной ограде? Посчастливилось родиться в верующей семье? Какими были Ваши первые церковные впечатления?

– Я родился в Любиме – небольшом провинциальном русском городе на северо-востоке Ярославской области. Население его никогда не превышало 10 тысяч человек. До революции в городе было семь храмов, недалеко находился Спасо-Геннадиев мужской монастырь, основанный в ХVI веке преподобным Геннадием Любимоградским, совершались многолюдные крестные ходы. На излете советской эпохи в Любиме оставался только один Спасо-Введенский кладбищенский храм на окраине города. Мне еще посчастливилось общаться с пожилыми людьми – прихожанами храма, которые помнили царское время. Правда, они были уже в очень преклонном возрасте, но слушать их рассказы было очень интересно.

Семья, в которой я родился, была совершенно обычной. Мать – медсестра, отец – шофер одного из городских предприятий. Но старшее поколение моих родственников были людьми верующими и часто посещали храм. Вместе с ними я делал первые шаги в православном храме. В нелегкие для Церкви советские годы всячески возбранялось приводить детей в храм. Тем не менее, старшее поколение моих родственников настояло на моем Крещении. Помню, как меня еще младенцем приводили для Причащения в храм, но при этом давали строгий наказ – ни в коем случае не говорить об этом ни в детском саду, ни в школе.

Впервые попав в храм, я был очень впечатлен его внутренней обстановкой. Помню, как потом меня всегда туда тянуло. Учась в старших классах средней школы, начал петь на клиросе, помогать священнику в алтаре. Вслед за известным церковным иерархом могу сказать, что в юности Господь уловил меня в Свои сети через храм Божий.

– Окончив среднюю школу, Вы поступили на физический факультет Ярославского государственного университета. Затем – резкий поворот в биографии: Вы посвящаете свою жизнь церковному служению. Как Вы приняли такое решение?

– Мысль о получении духовного образования – о поступлении в семинарию – была у меня уже в школе. Но священнослужители, с которыми я часто общался, рекомендовали сначала получить светское образование. Того же мнения были и мои родственники. Поскольку мне были близки во время обучения в школе именно точные науки, я поступил на физический факультет Ярославского государственного университета. Учебу в университете мне удавалось с помощью Божией совмещать с исполнением обязанностей псаломщика одного из храмов Ярославля. Так, вместе с высшим образованием я получил и некоторый опыт церковного служения.

Нисколько не жалею, что потратил пять лет своей жизни на изучение точных наук. Тому, кто уже получил светское образование, проще осваивать духовное. Курс физики, который был прослушан мной в университете, привил определенную дисциплину мышления. Мне это помогало во время учебы в Московской Духовной Семинарии и Академии. Я не сталкивался с теми трудностями, с которыми сталкивались другие. Могу сказать, что и сейчас мне это помогает.

– Пожалуйста, поделитесь самыми яркими воспоминаниями об учебе в семинарии и академии.

– Благодарю Господа за то, что Он сподобил меня учиться именно в Московских духовных школах, поскольку в этих школах сохраняется определенная историческая и духовная традиция. Проживая во время обучения в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, имел возможность исповедоваться у лаврских духовников, исполнять там различные послушания, помогая братии монастыря. Кроме того, была уникальная возможность ежедневно бывать у мощей преподобного Сергия, и мы, будучи студентами, никогда не пренебрегали этим.

Из преподавателей Академии и Семинарии больше всего запомнились протоиерей Максим Козлов, игумен Андроник (Трубачев), Владимир Дмитриевич Юдин, Михаил Степанович Иванов и особенно Алексей Ильич Осипов. Последний остался в памяти не только как преподаватель с огромной эрудицией, но и как человек потрясающей личной скромности, который мало говорит о своем жизненном пути, никогда не «якает», но по вопросам, касающимся духовной жизни высказывается очень принципиально. Невзирая на то, что его позиция может кому-то не понравиться. Помню, как мне удалось спросить его о том, как на практике применять в Церкви то, о чем он говорит. Он ответил примерно следующее: «В Церкви не нужно торопиться что-то сразу менять. Но важно теоретически знать, как должно быть, и к этому стремиться, постепенно изменяя ситуацию в правильную сторону».

– Вы получили ученую степень кандидата богословия за диссертацию «Послание к Колоссянам святого апостола Павла в русской библеистике». Почему Вы выбрали именно эту тему?

– Когда я учился в Московской Духовной Академии, там работали над реализацией целого научного проекта, посвящённого Новому Завету в восприятии русских библеистов. Моя диссертация стала частью этого проекта. Научным руководителем был преподаватель Московских духовных школ игумен Андроник (Трубачев). При подготовке диссертации анализировал труды святителя Феофана Затворника, Н.Н. Глубоковского, епископа Михаила (Лузина), весьма интересную работу русского богослова, профессора Киевской духовной академии Николая Федосеевича Мухина, посвященную посланию к Колоссянам. Использовались также труды других русских богословов: епископа Макария (Миролюбова), епископа Никанора (Каменского), А.П. Лопухина, епископа Кассиана (Безобразова). В диссертации я обобщил всё, что было сделано русской богословской наукой в отношении послания святого апостола Павла к Колоссянам, обозначил спорные мнения и ещё не решённые проблемы, связанные с этим посланием.

– Как пастырь Вы делали свои первые шаги в Пермской епархии. Расскажите, пожалуйста, об этом времени, и, если можно, о том, что Вас привело к принятию монашества.

– После окончания академии Учебный комитет при Священном Синоде направил меня преподавать в Пермское Духовное Училище. Долгое время был проректором по учебной работе этого учебного заведения. Приходилось заниматься и преподавательской, и административной деятельностью, и в 2009 году это училище преобразовано в семинарию.

В Пермской епархии я принял священный сан и делал первые шаги как пастырь. Там же я принял и монашество. Когда обдумываю прошедший жизненный путь, думаю, что в жизни нужно руководствоваться мудрыми словами митрополита Никодима (Ротова): «Никогда ничего не ищи и ни от чего не отказывайся». Руководствуясь этим принципом, мы смиряемся и позволяем Богу руководить собою, и Он приводит нас только к самому лучшему. Никогда не нужно торопиться, особенно в принятии важных жизненных решений, потому что когда мы торопимся, часто ошибаемся.

– Что Вам дал опыт работы в синодальных структурах?

– В синодальном отделе по тюремному служению, который был образован в 2010 году, я отвечал за работу с письмами заключенных, которые в большом количестве поступали в Московскую Патриархию. Готовил ответы, в которых пытался поддержать, ободрить человека, посочувствовать, иногда что-нибудь посоветовать. А с декабря 2011 года и до последнего времени нес послушание в Административном секретариате Московской Патриархии. Занимался работой с документами, нес послушание в службе протокола Святейшего Патриарха, занимался подготовкой патриарших богослужений. Здесь приходилось много встречаться с людьми, находить с ними общий язык. Для меня это был полезный опыт.

Приходилось видеть, как неутомимо и энергично трудится Святейший Патриарх Кирилл, как он молится за богослужениями, слушать его проповеди. Может показаться парадоксальным, но Господь действительно умножает наши силы, когда мы их не жалеем. И наоборот, силы отнимаются у нас, когда мы их бережем. Именно этому учил Христос: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня», – то есть отдаст себя на святое дело, – «тот обретет ее» (Мф., XVI, 26). Словом, для меня Предстоятель нашей Церкви стал подлинным образцом неутомимого служения Церкви Христовой, примером для подражания.

– Что Вы почувствовали, когда узнали об избрании епископом Троицким и Южноуральским?

– Волнение, потому что понял, что мне придется трудиться на новом и очень ответственном поприще, отдавая всего себя. Но я твердо верю, что всем в нашей жизни управляет Господь, и если Он дал мне это послушание, то даст и силы для его несения.

– Какие задачи на посту епископа Троицкого Вы считаете для себя первоочередными? И как теперь изменится церковная жизнь в Троицке, который стал теперь столицей епархии?

– Троицкая епархия образована недавно, но, как мне известно, церковная жизнь в Троицке развивалась активно (в последнее время — под руководством митрополита Феофана). Мне, священнослужителям и мирянам нашей епархии необходимо продолжать добрые дела, совершенствоваться в вере, любви и милосердии, сохранять добрые отношения со всеми людьми, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В последнее время Церковь уделяет наибольшее внимание миссионерской работе, образовательной деятельности и катехизации, социальному служению, а также работе с молодежью. Но не следует забывать, что все в Церкви должно быть направлено ко спасению людей. Только для этого, в конечном счете, и стоит развивать те направления работы, которые я перечислил.

– Как планируете взаимодействовать в рамках митрополии с Челябинской и Магнитогорской епархиями?

– Думаю, советы митрополита Феофана – опытного человека, долго трудившегося на различных церковных послушаниях, – будут для меня очень ценными. Совместно с ним, как с главой митрополии, нужно будет решать многие вопросы, в первую очередь касающиеся взаимодействия с руководством Челябинской области. Я также очень надеюсь на то, что когда в Челябинске появится семинария, там будут получать образование священники и молодые люди из Троицкой епархии. Надеюсь и на добрые соседские отношения с Магнитогорской епархией, которую возглавляет епископ Иннокентий.

– На территории Троицкой епархии есть один монастырь. Планируется ли открытие новых обителей?

– Любой правящий архиерей может только приветствовать открытие новых приходов. Монастыри же необходимо строить там, где есть для этого условия. Считаю верной мысль духовно опытного человека, нашего старшего современника архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советовал создавать монастыри прежде всего там, где они уже были до революции. Ведь в фундаменте этих, ныне разрушенных монастырей – молитва тех, кто когда-то созидал это святое место. И в настоящее время это очень важно: Земная Церковь живет молитвами Церкви Небесной, и жизнь монастырей подчинена этому же закону.

Кстати, на территории Троицкой епархии был Свято-Никольский мужской монастырь, закрытый в 1922 году. Молюсь, чтобы Господь послал иноков, желающих восстановить его. Нужно помнить, что Бог не в бревнах, а в ребрах. Если у людей есть вера, а именно она служит основанием для открытия приходов и монастырей, то архиерей со своей стороны окажет всяческое содействие для реализации этих планов.

– Кто из святых Вам ближе всего? Каким угодникам Божиим Вы стараетесь подражать? К чьему заступничеству чаще всего прибегаете в молитвах?

– Прежде всего, это святой, в честь которого я был наречен в монашестве, – святитель Григорий Палама. Неслучайно Святейшим Патриархом моя хиротония была назначена именно на день его памяти. Очень чту новомучеников и исповедников российских. Ведь это почти наши современники. Для меня важен пример святителя Луки Крымского, который совсем недавно был прославлен, да и других святых, как древних, так и современных. Не могу не упомянуть святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому мы часто обращаемся и получаем помощь, и преподобного Сергия Радонежского, давшего нам величайшим пример смирения и мудрости. Святые – это образцы нам для подражания, это наши сомолитвенники и ходатаи обо всех наших нуждах перед Богом, в первую очередь нуждах духовных. Всегда обращаюсь к ним с молитвой, дабы они молили Господа о нас!

– Есть ли литературное произведение или писатель, к творчеству которого Вы постоянно возвращаетесь?

– Очень большое впечатление еще в школьные годы на меня произвел Достоевский. Затем в семинарии я опять вернулся к его произведениям. Перечитал «Братьев Карамазовых» и вновь был впечатлен, потому что у него оказалось много положений, напрямую заимствованных из святоотеческого богословия: писатель вкладывает их в уста своих героев. Таким образом, Достоевский – казалось бы, светский автор – делает доступными многие спасительные истины для тех, кто иной раз не желает читать церковные книги. Думаю, этот писатель также в какой-то степени был миссионером. Такие книги нужно рекомендовать читать и нашим прихожанам, и тем, кто еще далек от Церкви.

– Каковы Ваши музыкальные предпочтения? Есть ли у Вас любимый композитор, любимое музыкальное произведение?

– Очень люблю русское церковное пение, народное пение. Обучаясь в семинарии и академии, пел как в академическом храме, так и в лаврских храмах. Есть ряд произведений Зиновьева, Чеснокова, Архангельского и других церковных авторов, которые мне до сих пор близки. Люблю их и часто вспоминаю. Из современных церковных композиторов могу назвать недавно почившего архимандрита Матфея (Мормыля), автора духовных произведений, которые часто поются во время богослужений.

 

Беседовал Алексей Ермолюк

 

Епископ Троицкий и Южноуральский Григорий, в миру Андрей Владимирович Петров, родился 26 декабря 1974 года в городе Любиме Ярославской области. Окончил физический факультет Ярославского государственного университета, Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. В 2004-2010 годах нес церковные послуфшания в Пермской епархии, где и был рукоположен в сан священника, а затем пострижен в монашество. Являлся проректором по учебной работе Пермского духовного училища. В 2010-2011 годах был заместителем председателя Синодального отдела по тюремному служению. 20 декабря 2011 года назначен  помощником руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года был избран епископом Троицким и Южноуральским.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *