Золотой век русской литературы

Предисловие

Нередко среди новичков веры встречаем вопрос: «А как ты пришёл в веру?» Ответы разные… А как человек приходит в любовь к литературе?
У меня так было. Классе в 5-6-ом послали меня от нашей школы в Дом пионеров, где проходило собрание школьников-книголюбов со всего города Коркино.
Полный актовый зал. На сцене что-то говорили, затем начались вопросы в зал. Спрашивали об авторах, книгах, героях книг. Ребята, сидящие в зале бойко и правильно отвечали на все вопросы.
Я сидел молча, смущенный думал: «Вот ведь! Всё знают! А я? Ничего не знаю…»

Потом по телевизору показывали человека и он говорил: «Я не увлекаюсь, набивать книгами шкафы», достал книгу с полки: «Это Гоголь! Я не живу без того, чтобы часто обращаться к Николаю Васильевичу, постоянно перечитываю! Это мне необходимо! Это мне дорого!»
Потом был фильм для подростков, главный герой, старшеклассник, на уроке говорил: «Я согласен! Литературу нужно не изучать, а знать!» (Т.е. он ЗНАЛ!. Прим мое.)
Ехал в автобусе в Челябинск, рядом сидела учитель химии из нашей школы, Анна Давыдовна Давыдова, и говорила: «Вот мой сын, учится в институте. Он решил так. Берёт какую-то область из литературы, истории, или что-то другое, и изучает!»
В советское время всеобщего дефицита считалось хорошим тоном иметь в доме большой книжный шкаф, все полки которого, на зависть другим, уставлены многотомными собраниями сочинений. Книги доставали по блату, выписывали тоже по блату, всем не хватало. Мы знали, что среди собраний сочинений есть книги, которые детям читать не разрешают, знали и почему не разрешают.
Нередко в прессе, когда кого-то хотели похвалить, писали так: «Человек бережливый, но на книги он денег не жалел!» Или: «Несмотря на трудную жизнь, денег на книги она никогда не жалела!»
Если наберём в поисковике, то высветится несколько похожих сообщений:
«Зато у меня был восхитительный преподаватель литературы в школе — Давид Яковлевич Райхель, учивший еще мою маму. Давид Яковлевич носил звание народного учителя. Считал, что любой нормальный человек должен знать наизусть сто стихотворений, хоть уровня «В лесу родилась елочка», но непременно сто. Если меньше, в его глазах ты был дебилом. Боялись его страшно, но уважали, и литературу любили все».
Я тоже слышал про сто стихотворений наизусть, но не от нашей учительницы литературы. Наша заболела, и пару занятий провела Вера Павловна Козина.
После слов о 100 стихотворениях наизусть, Вера Павловна продемонстрировала, как это делается на практике! Исполнитель она была великолепный! Слушали все!
Зная изложенную выше информацию к размышлению, я был твёрдо уверен: литература-важнейший предмет! Художественная литература – это здорово! Знать литературу возможно, нужно, важно, достойно, благородно, престижно и пр.
Вот такие наивные юношеские выводы, не грех и посмеяться!

Предпосылки

Посмотрим Википедию: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_литература#.D0.97.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.B9_.D0.B2.D0.B5.D0.BA_.D1.80.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D1.8B
Русская литература.
Ру́сская литерату́ра — литература на русском языке, либо написанная русскими авторами. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире. Является одной из важнейших составляющих культуры России, в которой наиболее полно и отчётливо проявилось творческое начало русского народа».
Итак в XIX веке русская литература идёт в массы! Как это подготавливалось?
1425 г. в Европе начинается массовый выпуск печатной продукции.
1458 г. первое применение печатного шрифта в Германии
1685 г. Открытие Московской духовной академии
1721 г. открытие Петербургской духовной академии
1724 г. открытие университета в Петербурге.
1755 г. открытие университета в Москве.
1804 г. открытие университетов в Казани и Харькове.
1816 г. открытие университета в Варшаве.
(Тальберг. «История Русской Церкви». М.: Издательство Сретенского монастыря., 2008 г. Стр. 806)
«Духовное просвещение
В 1808 г. в России были четыре духовных академии: киевская, московская, петербургская и казанская, 36 семинарий, до 115 низших духовных училищ, с числом учеников, простиравшимся до 28000 человек.
На основании комитетского проекта 1808 г., все духовные школы в первый раз были объединены под управлением Комиссии дух. училищ в виде особого духовно-учебного ведомства, являвшегося отделением синода. Ведомство разделено на академические округи и получило общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже окончивших семинарский курс. Семинариям — по одной на епархию – предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища — уездные (по 10 на епархию) и приходские по благочиниям (по 30 на каждую епархию)
Число учеников семинарий дошло в царствование имп. Александра I до 46000».

А что же в не самых дальних провинциях?! Вокруг нас?!
Каза́нская духо́вная семина́рия — Основана в 1723 году
Для духовного устроения обширнейшей епархии Преосвященный Филофей, исполняя волю царя, в 1702 или 1703 году открыл первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей. . Со дня своего прибытия в 1743 году митрополит Антоний деятельно занялся делами устройства семинарии, потребовав, чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет были представлены во вновь открываемую Тобольскую семинарию.
Уфимская духовная семинария (открыта в г.Уфе в 1800г.).
В 1860 году в Оренбурге было открыто духовное училище.
26 августа 1884 года была открыта семинария в Оренбурге.

В 1913 году при епископе Митрофане (Афонском) были открыты 2 первые класса, в 1915 году ещё два и, наконец, Высочайшим Повелением Николая II в 1916 году было утверждено открытие в Екатеринбурге полной шестиклассной Духовной семинарии.
Грамотность в России
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало XX века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего – 21,1%, в том числе 29,3% мужчин и 13,1% женщин.
По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX века грамотность сельского населения росла на 1,8 % в год.
Оценки на второе десятилетие XX века достаточно сильно разнятся, от минимальной 30% к началу Первой мировой войны. Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38% до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).
При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1%, а в Сибири и Средней Азии 12,4% и 3,3 % соответственно.
Итак, к 1917 г. средняя грамотность в России по оценкам учёных от 35% до 56%!

 

Что такое художественная литература? И зачем?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Литература
«Художественная литература вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским,публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора

Искусство это:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусство#.D0.A6.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D0.B8.D1.81.D0.BA.D1.83.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_России#.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
«Согласно сайту «Культура России»: в литературе России наиболее полно и отчётливо проявился творческий гений русского народа. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.
Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало.
В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов.
Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм

А вот так  «Культура России» определяет лучших авторов:
Проза:
Среди наиболее известных писателей России:

и многие другие.

Поэзия:
Среди наиболее известных поэтов России:

и многие другие.

Итак!
«…в литературе России наиболее полно и отчётливо проявился творческий гений русского народа. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.»
 Напомним читателю хорошо известные слова:
«Из стихотворения «Сеятелям» (1877) Н. А. Некрасова (1821 — 1877), который обращается к «сеятелям знанья на ниву народную»:
Сейте разумное, доброе, вечное, «
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2344/Разумное
И как сказал поэт Е.А. Евтушенко:
«Поэт в Россиибольше, чем поэт

 

Однако с высоты «Литературного Парнаса» спустимся на грешную землю…
Например, как о том говорит Фёдор Михайлович Достоевский:
«Федор Достоевский о гонорарах Тургенева: «Тургеневу за его «Дворянское гнездо» (я наконец прочел. Чрезвычайно хорошо) сам Катков (у которого я прошу 100 руб. с листа) давал 4000 рублей, то есть по 400 рублей с листа. Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец, я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2000 душ, по 400?»-«Дневник писателя.» 1873 г. Достоевскому 38 лет.

Обиду Фёдора Михайловича поддерживают товарищи по перу:
«Отчего же Катков платит Тургеневу, которому и без того две тысячи крепостных приносят немалые доходы, по 400 с листа, а ему, нищему пролетарию Достоевскому, предложил только 100 рублей за «Село Степанчиково»?- Ю. Селезнёв. Достоевский (Из серии «Жизнь замечательных людей.») Часть вторая. Глава 1. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/seleznev-dostoevskij/2-1-vozvraschenie.htm

Напомню:
«Так, в 1914 году в Киеве было проведено статистическое исследование порядка 600 рабочих семей, и появился труд «Бюджеты рабочих Киева в 1914 году». Прежде всего, о «вечно злободневном вопросе»— заработной плате. Средняя заработная месячная плата составляла порядка 37 рублей в месяц.. Однако картина по конкретным профессиям несколько иная. Ювелир зарабатывал 55 руб. 27 коп., печатник — 52 руб. 30 коп., металлисты — 49 руб., портные —  37 руб. 95 коп., столяр — 37 руб. 95 коп., сапожник — 24 руб. 95 коп. http://secatorhome.livejournal.com/55007.html

До революции 1917 г. жалование священнослужителей: священник — 300 рублей в год, дьякон — 150 рублей в год, псаломщик 100 рублей в год.
А писатель  100-400 рублей за одну страницу! Совсем неплохо.

Я не хочу принизить литературу, а хочу сказать, что в литературной сфере присутствует и экономический интерес, как самого писателя, так и издателя, печатника и торговца.
Книга — отличный товар!  Книгу-товар удобно транспортировать, хранить. Книга не портящийся товар, который от длительного хранения не портится!
А раз книга товар, то она нуждается в рекламе. Для рекламы книги часто используется внешнее эффектное оформление и все способы рекламной компании, в том числе привлечения известных и авторитетных в обществе людей и люди эти не только из области филологии.

Отсюда следует. Человек пишущий предисловие  к художественному произведению или расхваливающий таковое, получает материальное вознаграждение и является человеком материально заинтересованным, а это может влиять на содержание отзыва! К этому же можно добавить другие материально заинтересованные инстанции: драматический театр, систему образования, библиотеки, СМИ и пр.

Нужно сказать и о науке! https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературоведение
«Литературове́дениенаука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. В литературоведении есть много направлений…
Следует различать литературоведение и литературную критику. https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературная_критика»

Литературоведение-наука молодая!
«Русский термин «литературоведение» является калькой с нем. Literaturwissenschaft. Введён германистом Эрнстом Эльстером(1897). В русском языке слово «литературоведение» появилось в начале 1920-х, в широком употреблении с 1924-1925 годов.
Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/seleznev-dostoevskij/2-1-vozvraschenie.htm

«Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.

Впервые выражение «золотой век русской литературы» употребил М. А. Антонович в статье «Литературный кризис», напечатанной в 1863 году в журнале «Современник»

По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце»

Центром «золотого века» русской поэзии был А. С. Пушкин. Завершился «золотой век» поэзии произведениями Ф. И. Тютчева.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_век_русской_литературы

«М. А. Антонович, 1863 году, «Современник»

Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы… Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период ее невинности и блаженства!.»

«В настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители —  Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой. Тем более, что первые годы XX в (до революции 1917 г.) обычно, по аналогии с предшествующим периодом, называются «серебряным  веком русской литературы (русской поэзии)». http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/964/Золотой

Статья  википедии: «Русская литература» https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_литература  в XVIII веке  среди, заслуживающих внимание, упоминает 23 литературных автора. К  «Золотому XIX веку» та же статья  относит 59 авторов. Расписались и вошли в азарт русские!?

пятеро copy

Всё-таки возникают вопросы!
Почему «Золотой век.»?
Почему в России?
А был ли «Золотой век» в других странах?!
Почему именно эти пять писателей?!   Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой.
Почему именно этот автор, именно это литературное произведение считается «Великим»?!
Почему «Великий» прав в своих рассуждениях? И прав ли вообще?!

http://russkay-literatura.ru/mirovoe-znachenie-literatury/200-motolskaya-dk-mirovoe-znachenie-russkoj-literatury-xix-veka-.html
«….что дала России, всему человечеству русская классическая литература, что делает ее необходимой нам, людям совсем иной эпохи, иных социальных отношений.»  
Всему человечеству?! И что же дала?!
И вообще нужно ли читать художественную литературу? Для чего? Полезно ли?

«1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
не может человек пересказать всего;
не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое «;
но это было уже в веках, бывших прежде нас.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все,
что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нем.
16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех,
которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
узнал, что и это — томление духа;
18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.»
Библия. Екклесиаст. Глава 1
«15 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?»
… увы! мудрый умирает наравне с глупым.»
Глава 2. Там же.
«12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись:
составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела. »
Глава 12. Там же.

Иерей Леонид Глебец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *