Христианство

Предисловие:

«Роль техники в развитии культуры»

Культура, по определению, едина, универсальна. Наука и техника входят в нее в качестве элемента. И прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью…

…стремительное повышение роли науки и техники актуализирует сложный спектр мировоззренческих,социально-этических и др.проблем…

Техника….рождает проблему организации досуга и безработицу. Как следствие, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей.

Нет сомнения, что компьютерная техника…оказывает влияние на общекультурное развитие личности: …, обостряет понимание людьми смысла своей жизни. ….»  https://studopedia.ru/1_12685_vopr-religiya-v-kontekste-kulturi.html

 

Христианство.

 

Введение.

Любому понятно, что разговор о христианстве необходимо вести с позиции сегодняшнего дня.

Мы будем говорить о христианстве в основном в поле культурологии.

Подход к религии и к самой культурологии не есть константа, меняется и особенно быстро меняется в XXI веке.

Для пояснения приведу отрывок из статьи. (Читаем выше)

Данный автор за отправную точку своих рассуждений берёт техническое развитие цивилизации. Но техническое развитие цивилизации не является определяющим в менталитете данного, конкретного народа!

Справка:

Википедия: «Христианство — самая крупная авраамическая и мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,4 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Основные направления в христианствекатолицизм — около 1,2 млрд верующих; протестантизм — около 800 млн; православие — около 280 млн; древневосточные православные церкви (монофизитство) и древневосточная Ассирийская церковь Востока (несторианство) — 70—80 млн»

Такое определение является неверным, это аналогично тому, как  считать, что все учебные заведения Челябинска готовят одинаковых специалистов.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина (1799—1837). Слова Мазепы.

Менталитет современных народов формировавшихся Православием или другими конфессиями абсолютно разный!

Паче сего искусственно и абсолютно неверно искать общее в религиозном объединении индуизма, христианства и ислама!

Авраамистические религии?! Авраам такое не планировал!

Справка:

Википедия: «Авраами́ческие рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Книге Бытия, Бог заключил завет (союз) с Авраамом (Быт. 15:18) и определяется как «Бог Авраама» (Быт. 31:42). Авраамические религии — это прежде всего иудаизмхристианство и ислам

Действительно, «Бог заключил завет (союз) с Авраамом (Быт. 15:18)» Однако содержание Завета не предполагало в будущем три религии, а только одну!

Для справки: «Вероучение современного Иудаизм не соответствует вероучению Ветхого Завета Библии!»

На территории Аравийского полуострова проповедовал и основал церкви  апостол Пётр, после  Халкидонского собора (451 г.)

Христиане Аравийского полуострова уклонились в ересь монофизитства.  Ко времени пророка Ислама Моха́ммед 571— 632 гг.) на Аравийском полуострове оставалось небольшое число христиан-монофизитов.

Здесь-то из арабов-корейшитов и была создана первая ума Ислама, распространившаяся на огромные территории.

Граждане России нередко судят об Исламе по Исламу Российских территорий. Но Ислам территорий бывшей Российской империи сильно отличается от ислама вне границ РИ.

БСЭ 1978 г.  сообщает о неграмотном населении стран Ислама от 60% до 90%-неграмотных.

 

Справка:

Википедия: «Православие в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, часть стран Балканского полуострова (ГрецияСербияБолгарияРумынияСеверная МакедонияЧерногория), УкраинаБелоруссияМолдавияГрузияКипр.

Вселенская Церковь включает в себя 15 Православных Патриархатов.»

Мы в своей работе уделим более внимания РПЦ-Русской Православной Церкви Московского Патриархата, несколько коснёмся и части других Православных Патриархатов.

 

 

 

Глава 1

Краткая история возникновения культурообразующей религии (культурно-исторический контекст возникновения, личности основателей.

На обложке Культурологии-современного учебника для ВУЗов  мы видим скульптуру изображающую Лаоко́онта-жреца бога Аполлона в городе Трое  в греческой мифологии.

Подобные посылы вызывают у читателя впечатление, которое в последствие поддерживается многими авторами, что предмет Культурологии-культура современного человечества начинается именно в Эллинизме и Классической Греции.

V до н. э.-30 до н. э. На самом деле это не так!

Справка.

Википедия: Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта. (30 до н. э.)

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

Гораздо древнее высокоразвитые цивилизации:

Ассирийская империя  ок. 2400— 605 до н. э.

Финикия.

Основания города Рим в 753 году до н. э.

Нововавилонское Царство  626— 539 гг. до н. э.

Персидская империя 550—330 до н. э

И конечно  древнее Греции цивилизация Древнего Израиля!!!

1520 — Исход Израиля из Египта. Письменность книг Ветхого Завета!

1011-972 — царь Давид

589 — Навуходоносором царём Вавилонским взят Иерусалим, разрушен храм, иудеи уведены в Вавилон.

 

Религиоведы и теологи, придерживающиеся точки зрения, что Иисус является реальной исторической личностью, а не мифом, утверждают, что он родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.и умер в период с 30 по 33 год

Итак 33 год н.э. общепринятая историками  дата Воскресения Господа Иисуса.

Также 33 год-это год  Сошествия Святага Духа на Апостолов-праздник Пятидесятницы-это и есть дата начала Христианской Церкви.

«7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12 Они пошли и проповедывали покаяние;
13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.» Евангелие от Марка. Глава 6

 

 

«1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,…
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому….

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.»-

Евангелие от Луки. Глава 10

https://ru.wikipedia.org/wiki/Апостолы_от_семидесяти

 

При жизни Иисуса Христа проповедовали на территории Иудеи. После Пятидесятницы проповедь Евангелия распространилась по всему цивилизованному миру I века н.э.

 

 

Кроме 12 и 70 апостолов проповедовали в разных странах и другие ученики Господа Иисуса Христа, а также ученики самих апостолов. (См. карту)

 

Исторические периоды Церкви:

Апостольский период.

Гонения на Церковь со стороны языческих императоров в I-IV веках

Торжество Церкви над язычеством 313 год при Константине Великом. Христианство становится государственной религией Римской Империи.

Период Вселенский соборов 325-787 гг.

988 г. Крещение Руси.

1204 г. Взятие Константинополя католиками-крестоносцами

1453 г. взятие Константинополя Османами. Гибель Византии.

1917 г. гибель Российской империи.

Важные письменные свидетельство о  второй половины I и II веков это сохранившиеся Писания Мужей Апостольских.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Апостольские_мужи

Апо́стольские мужи́— авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II веков. Наименование «апостольские мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами, которых многие из апостольских мужей знали лично.

Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму-не принявшему Христа и язычеству, содержат сведения о богослужениях и таинствах древней церкви, а также о жизни христианской общины того времени. Труды мужей апостольских были составлены на греческом языке, а затем переведены на латинскийсирский, коптский, эфиопский, армянский и прочие.

К числу апостольских мужей относят:

 

Сохранился немалый корпус письменных источников первых веков Христианства:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Раннехристианская_литература

Вероучение Церкви.

Еще в первые три века Христианская Церковь свои общие нужды касательно догматических вопросов и канонического устройства обсуждала на соборах епископов. Напомним о соборах против монтанистов, относительно празднования Пасхи, о падших в Карфагене, в Риме по различным случаям, в Антиохии по поводу лжеучения Павла Самосатского и других.

Но тогда было время в общем непрекращающихся гонений на Церковь, и епископы были затруднены и в своих передвижениях и собраниях.

Теперь, с IV-го века этих препятствий не существовало, и соборная форма решения различных церковных вопросов достигает полного своего развития.

Соборы данного периода были очень разнообразны, в зависимости от поводов или причин созыва, места, времени, со стороны своих полномочий и тому подобное.

С 313 года начиная от правления Константина Великова христианство становится государственной религией Римской империи.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_I_Великий

Никейский и Халкидонский век (IV-VIII вв) есть период  выработки и установления вселенской ортодоксии, т. е. учения о Святой Троице, о вочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа. Кроме тринитарной и христологической догмы, были также письменно раскрыты вопросы антропологические и сотериологические – учение о грехе и благодати и пр.

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях»

Последний и сложнейший догматический вероучительный вопрос разобран Византийской Церковью при Григории Паламе.

Григорий Палама   ( 1296Константинополь —  1359Фессалоники) — архиепископ Фессалоникийский, христианский мистиквизантийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазмаотец и учитель Церкви.

Святой прославлен Православной церковью в лике святителей.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорий_Палама

Заслуга святителя Григория Паламы заключается в том, что он сумел богословски обосновать отличие сущности Божией от энергий Божиих, выявить соотношение между сущностью и энергией, показать, что между ними общего и в чем различие, описать природу божественных энергий. Прежде всего он показал, что божественные энергии есть связующее звено между Богом и тварным миром.

Говоря о природе света, созерцаемого святыми, Григорий Палама подчеркивает, что этот свет, с одной стороны, является нетварным и божественным; с другой — отнюдь не есть сущность Божия. Божественный свет, согласно Паламе, есть энергия Божия, изменяющая и преображающая человека. Созерцая божественный свет, утверждает Палама, человек видит Самого Бога; при этом Бог продолжает оставаться невидимым:

Русская Православная Церковь получила в неповреждённом виде Вероучение во всей полноте от Византийского Константинополя.

 

В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение (соборование).

Таинство Церкви – это священнодействие, в котором при произношении таинственных слов (молитв) через видимые, доступные человеческому пониманию действия невидимо действует Святой Дух благодать Божия.

Действия Святага Духа и благодати Божией нет В Католичестве и других европейских конфессиях.

Это проявляется в состоянии душ европейцев и проявилось в истории Европы.

Примеры:

«Святая» инквизиция.-Католики! Массовые пытки! Действовала в Европе более 6 веков!!!

В XII веке, по настоянию Фридриха Барбароссы, папа Луций III разработал и ввёл систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывавших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры папой был разработан опросный лист.

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

В конце XVIII — начале XIX века инквизицию как локальный следственно-розыскной аппарат Священной канцелярии стали упразднять в отдельных странах.

Столе́тняя война́ (фр. Guerre de Cent Ansангл. Hundred YearsWar) — серия военных конфликтов между Королевством Англия и её союзниками, с одной стороны, и Королевством Франция и её союзниками, с другой, длившихся примерно с 1337 года по 1453 год.

Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи германской нации и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Священной Римской империи,

Война́ А́лой и Бе́лой ро́зы[1] или Война (войны) роз[2] (англ. War(s) of the Roses) — серия вооружённых династических конфликтов между группировками английской знати в 14551485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков.

И множество других европейских войн.

«Сам погибай, а товарища выручай!! На море тем более!

Но не так себя ведут европейцы:

« 1941 г. Потоплении «Бисмарка»

Экипаж 2200 офицеров и матросов

«…в тот же день. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» (Английские корабли.) остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги,(Никакой опасности не было! Прим. мое.) поднятой с появлением немецкой подводной лодки, (Никто подлодку не видел! Прим. мое)покинули место битвы, сумев спасти 111 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде.»—А могли собрать всех живых на 2 корабля! Русские  бы не бросили!

   Вечером немецкая подводная лодка U-74 подобрала трёх оставшихся в живых немецких моряков, спасшихся на надувном плоту.

Православные Праздники.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 2 мая  2021 года

Двунадесятые непереходящие праздники

7 января — Рождество Христово

19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля — Сретение Господне
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Вознесение Господне
День Святой Троицы (Пятидесятница)

Великие праздники с постоянной датой

14 января — Обрезание Господне

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Конечно самый главный праздник это Пасха!

Ибо:

«17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна:
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.»- 1-е Коринфянам, глава 15

 Материальная культура народов и государств Писания.

Конечно! Чтобы оценить значимость общественного явления человек, и не только современный, во все века человек в первую очередь обращает внимание на материальную сторону культуры данного народа!

Распространённое заблуждения: «Всё что соприкасается с Верой примитивно, безобразно, нищее!»

Это не так!

If you are so clever, show me your money (если ты такой умный, покажи мне свои деньги). Анг. поговорка.

Okay!

Адам и Ева имели Рай! Ни с чем не сопоставимое богатство! (Один день!)

«3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»-Бытие. гл.5

(Сколько детей было у Адама? Несколько сотен? Неизвестно!. Считается, что в Допотопные времена, часто рожали двойни и тройни!)

Адам не был бедным и по изгнании из Рая.

Ной не был бедным, на свой счёт построил Ноев Ковчег-довольно большой корабль!

«15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.» Бытие. Глава 6 (В метрах примерно 150х25х15)

После потопа не имея врагов и конкуренции Ной умножил свои стада, поля и виноградники!

« и сказал Господь в сердце Своем: …
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.» Бытие. Глава 8

«1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.» Бытие. Гл.9

«20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал … в шатре своем.» Бытие. Глава 9.  Ной не был бедным был весёлый!

Авраам и Лот  не были бедными.

Исаак и Измаил-праотцы евреев и арабов не были бедными!

Иаков и Исав-(Отец народа Идумеи) не были бедными.

Иосиф был богатейшим человеком в Египте!

«39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского.» Бытие 41

Израильский народ выходит из Египта с огромным богатством!

«35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
36 Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.» Библия. Исход Глава 12

Почему мы христиане говорим о Ветхозаветном Израиле-народе Божием? По Воскресении Господа Иисуса Христа христиане-это Новый Израиль, народ Веры, народ Божий!

Войдя в Палестину-Землю обетованную Израиль становится самым богатым народом!

If you are so clever, show me your money (если ты такой умный, покажи мне свои деньги). Анг. поговорка.

Okay!

«27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах.

14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
15 сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.

11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира (Из Западной Индии), привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней» Библия. Книга 3-я Царств 10

All right, my conscience clear? Mike moneu!?

(Ну что, теперь моя совесть чиста?….)

Византия на протяжении нескольких веков самое мощное самое богатое государство!

Русская Православная Церковь.В IX—X веках на Руси существовало не менее 25 городов, в XI веке — более 85.

Население: 1000 г. около   3 млн. чел.

1462 г. около 2,5 млн. чел

Киевская Русь получила в неповреждённом виде Вероучение во всей полноте от Византийского Константинополя и смогла масштабно воплотить христианство в жизнь многих языческих народов. В пример приведём печенегов и половцев, оба народа постепенно приняв православие растворились в Русском народе.

Приняв крещение в 988 г. государство успешном развивалось и территориально и во всех проявлениях государственной жизни.

Взяв за отправную точку начало ХХ века, как бы разберём итоги 9-ти векового развития Православной теперь уже Империи,

Один из важнейших показателей развития государство-это образование. Образование Российской Империи воспитывало Православного гражданина!

Образование Российской империи:

К началу 1917 года в России действовало 11 Императорских университетов, также  Пермский университет  1 (14) июля 1917 г.

Общее число учащихся в 1900 году — 16497 студентов и 1109 вольнослушателей. Наибольшее число студентов приходилось на Московский университет (4407 или 29%), Петербургский (3788 или 22,9%), Киевский (2604 или 15,9%) и Харьковский (1387 или 8,4%). В Томском университете, Сибирь— 387 студентов.

Практически при всех университетах имелись университетские Православные храмы.

. В 1824 г. опубликованы новые правила для студентов всех вообще университетов; от них требовалось:

  • чтобы они почитали университетское начальство и всякое государственное с должным повиновением,
  • вели жизнь богобоязненную, по правилам вероисповедания, не причиняя никому обиды,и за причиненные им искали удовлетворения законным порядком;
  • рачительно посещали и слушали лекции профессоров;
  • ни в какие тайные связи и общества не входили;
  • театры, рауты и т. п. собрания и увеселения посещали только с письменного разрешения начальства университетского, а равно без оного не отлучались за город даже для ботанических гербаризаций;
  • книг, противных христианству и существующим системам правительств, в особенности же Российского государства, и других соблазнительных отнюдь не читали и т. д.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Университеты_Российской_империи#Студенты_университетов

Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А. Е. Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 — в государственных вузах). (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица № 28, с. 254)

В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов

В государственных высших учебных заведениях училось:

  • Университеты — 10 (35 695 учащихся)
  • Юридические — 4 (1036 учащихся)
  • Востоковедение — 3 (270 учащихся)
  • Медицинские — 2 (2592 учащихся)
  • Педагогические — 4 (894 учащихся)
  • Военные и военно-морские — 8 (1182 учащихся)
  • Богословские — 6 (1085 учащихся)
  • Инженерно-промышленные — 15 (23329 учащихся)
  • Земледельческие — 6 (3307 учащихся)
  • Ветеринарные — 4 (1729 учащихся)
  • Художественные — 1 (260 учащихся)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Российской_империи
  • К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них:
  • 80801 ведомства МНП-Министерство народного просвещения.
  • 40530 ведомства православного исповедания
  • 2414 других ведомств.
  • Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).

Исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к следующим выводам.

«данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».

Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П. А. Социология революции. М., 2008. с. 285-286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280—300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на образование на душу населения в Российской Империи в 1914 году были не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями.

Мужские: гимназий — 441, прогимназий — 29, реальных училищ — 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.

Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»

«Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с неё вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».

Военные академии:

Военные и военно-морские учебные заведения.— 8 (1182 учащихся)

Императорская Николаевская Военная Академия

Михайловская Артиллерийская Академия

Николаевская Инженерная Академия

Александровская Военно-Юридическая Академия

Интендантская Академия

Императорская Военно-Медицинская Академия

Офицерские школы:

Офицерская стрелковая школа

Офицерская кавалерийская школа

Офицерская артиллерийская школа стрельбы

Офицерская электротехническая школа

Офицерская воздухоплавательная школа

Севастопольская офицерская авиационная школа

Офицерская автомобильная школа

Офицерская железнодорожная школа

Главная гимнастическо-фехтовальная школа

Военные училища всего 35

Из них:

Алексеевское инженерное училище

Николаевское инженерное училище

Техническое училище артиллерийского ведомства

Артиллерийские училища-4

Действующие к 1917 г.

Кадетские корпуса-29

Военные прогимназии-17

Школы прапорщиков-59

Спец. артиллерийские школы-2

Военно-морские учебные заведения:

Из них технические:

Морское инженерное училище Императора Николая.

Офицерский класс подводного плавания. (Подводные лодки.)

Водолазный офицерский класс.

Офицерская школа морской авиации.

Школа радиотехников.

Артиллерийский офицерский класс.

Состояние вооружённых сил к началу войны

Вооружённые силы в начале войны

  Тройственный союз Антанта
Германия Австро-
Венгрия
Итого Велико-
британия
Франция Россия Итого
Численность армии
после мобилизации
3 822 000 2 300 000 6 122 000 1 000 000 3 781 000 5 338 000 10 119 000
Лёгких орудий 4840 3104 7944 1226 3360 6848 11 434
Тяжёлых орудий 1688 168 1856 126 84 240 450
Самолётов 232 65 297 90 156 263 509

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единственное Российская империя уступает Германии по тяжёлым орудиям. Причина отсутствие к тому времени  у всех стран механизированных средств для транспортировки орудий.

Пример транспортировка одного 76 мм орудия и принадлежностей к нему требовала 18 лошадей.

Россия имела больше всех самолётов.

Авиация.

В России к началу войны было выпущено 4 четырёхмоторных самолёта «Илья Муромец» (один из них гидроплан), ставших первыми стратегическими бомбардировщиками.

Общие финансовые затраты на военную авиацию в 1913 году составили:

  • в Германии — 150 тыс. руб. (322 тыс. марок)
  • во Франции — 2,26 млн руб. (6 млн франков)
  • в России — около 1 млн руб
  • К 1916 году в состав Российского военно-морского флота входило 55 подводных лодок.

 

В 1914 году Россия планировала строительство 6 автомобильных заводов массового производства.

Единственное технологическое  преимущество над России к 1914 г. это постановка на конвейер автомобилей «Форд» в начале 1914 г.

Российская империя оставила глубокий след в культурной области-это непревзойдённый никем Русский балет, Русская классическая музыка, Русская классическая литература, живопись, наука, Русская архитектура, Русская икона. Цветная русская фотография.

 

https://drevo-info.ru/articles/11316.html

Статистика РПЦ 

  • 1914— 98 363 874 верующих, 68 епархий, 54 174 храма, 117 915 белого духовенства (включая псаломщиков),
  • 1 025 монастырей (550 мужских и 475 женских), 29 128 монашествующих (11 845 муж. пола и 17 283 жен. пола), 65 501 несущих монастырское послушание (9 485 послушников и 56 016 послушниц),
  • 4 духовных академии,
  • 57 духовных семинарий,
  • 185 духовных училищ, 72 епархиальных женских училища,
  • 37 528 церковных начальных школ
  • 1 января 1915— 3246 протоиереев, 47 859 священников, 15 035 диаконов, общим числом 66 140 человек
  • 1917— 179 архиереев (из них 21 на покое)
  • кон. 1917— Русская Православная Церковь располагала за границей России 227 храмами:
  • 72 на Ближнем Востоке(40 в Сирии и Палестине; 27 в Урмии; 5 в Персии), 65 в Западной Европе, 45 в Америке, 45 на Дальнем Востоке (30 в Китае; 9 в Японии; 6 в Корее)

Огромное значение в ликвидации безграмотности в СССР сыграли ЦПШ и выпускники ЦПШ.

ЦПШ-основа Всеобщего образования СССР в 1920-30 гг.

В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

В 1910-е годы значительное развитие получили библиотеки при церковно-приходских школах. Планировалось открыть 1500 новых библиотек при школах.

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из введения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения..Отторгнутыми оказывалась более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ.

Перепись населения 1937 г. СССР

http://istmat.info/files/uploads/31167/zhiromskaya._polveka_po_grifom_sekretno.pdf

Она также стала единственной известной переписью, предварительные результаты которой были практически сразу (спустя 10 дней) объявлены «вредительскими»; проводившие её ответственные работники были арестованы и репрессированы.

Перепись проведена в ночь в ночь с 5 на 6 января,

табл. 16 видно, что политика ликбеза добилась немалых успехов в распространении грамотности: среди мужчин было 86% грамотных, а среди женщин 66,2% (с 9 лет и старше). Особенно высокие показатели грамотности были у молодежи: среди 12-14 и 18-19-летних грамотных было свыше 90%

Напомним еще раз, что грамотным считался тог, кто мог читать по слогам и написать свою фамилию.

Среднее образование имело всего 4,3% населения, а высшее — 0,6%.

Основная масса людей, имеющих образование, принадлежала к возрастным группам 18—45 лет (среднее образование) и 26-45 лет (высшее образование). В других возрастных группах лиц со средним, а особенно с высшим образованием немного.

В ЗО-е годы широко распространялось мнение, будто у нас в стране учатся все — «от мала до велика». Перепись показала, что учащихся от населения насчитывалось 17,8%. В начальной школе учились с 8 лет, правда немало людей обучалось и в более старшем возрасте вплоть до 17 лет. В возрасте от 18 до 35 лет учились, в основном, либо в средней школе, либо в техникуме, с 19-20 лет — в вузе.

Однако из данных переписи следует, что основным видом обучения, самым распространенным среди населения оставалось начальное образование. В начальной школе обучалось 46% мужчин-учащихся и столько же женщин. В старших классах средней школы учащихся было менее 1%.

Примерно столько же учащихся получало образование в техникумах.

В вузах обучалось 335 тыс. мужчин и 226 тыс. женщин (заочные виды обучения перепись не учитывала). От всех учащихся это составляло соответственно: 0,4 и 0,3%. Получение высшего образования затягивалось у многих до 49-летнего возраста. Таким образом, специалистов с высшим образованием выпускалось немного.

и. Состояние грамотности и образования были еще одной причиной, из-за которой правительство запретило перепись. Уж слишком данные в этой области не совпадали с радужными прогнозами в канун переписи. Перепись 1937 г. не оправдала ожиданий правительства и по поводу изживания религиозных «предрассудков» населения (см. табл. 17, 18). Прогнозировалось широкое распространение атеизма, а процент верующих предполагался небольшой. Результаты опроса оказались иными, кроме того, как и ожидали статистики, сам вопрос об отношении к религии вызвал в иных случаях негативное отношение населения.

Со стороны некоторых священников была развернута агитация — писаться верующими, чтобы открыли церковь, вернули попа. В некоторых колхозах число записавшихся верующими доходило до 90-95%

Распределение верующего населения по религиям (оба пола) в 1937 г.

Таблица 18

Религия Абс.          число          %

Православные 41 621 572     75,3

Армяно-грегориане 142 099    0,3

Католики 434 731                     0,8

Протестанты 460 885               0,8

Христиане прочих 392 939      0,7 направлений

Магометане 8 256 550           14,9

Иудеи 281 112                           0,5

Буддисты, ламаисты 82 139    0,2

Шаманисты 20 944                   0,1

Прочие 3 537 078                      6,4

Всего 55 277 649                   100,0

* Рассчитано по: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329.

Часть населения под влиянием той или иной агитации по нескольку раз переписывала себя то верующими, то неверующими.

Однако и в этих сложных условиях перепись не показала «поголовного» атеизма, хотя 42 млн, или 43% взрослого населения от религии отреклись. (57% взрослого населения признали себя верующими!)

. Процент верующих среди неграмотного населения был выше, чем среди грамотного (табл. 17). Атеистически настроенных граждан, признавших себя неграмотными, было всего 15,6%. Верующих мужчин значительно меньше, чем верующих женщин,

Таким образом, ни одна возрастная группа среди грамотных и неграмотных не дала 100% верующих или неверующих. И у мужчин, и у женщин показатель религиозности с возрастом увеличивался, причем у людей пожилого возраста независимо от пола показатели сближаются, они довольно высоки.

Самое распространенное из христианских направлений — православное, ему было привержено 3/4 верующего населения.

Священнослужители магометанского вероисповедания немало делали по обучению населения грамоте. В 30 -е годы многие мечети, особенно в восточных районах страны продолжали учить юношей грамоте.

Более половины всех мужчин (55%) записали себя неверующими, их численность составила 24,5 млн человек. Среди грамотных мужчин процент неверующих еще выше — 62, а среди неграмотных он падает, до 20%. Среди женщин неверующих меньше — 33%: 47% среди грамотных и 14% среди неграмотных. В принципе, как видно, религиозность зависит от грамотности. В большой степени она также зависит от возраста у мужчин и в гораздо меньшей — у женщин. Рассматривая все эти весьма любопытные данные, следует учитывать, что возможность неискреннего ответа на лобовой вопрос о религии была в тех условиях не исключена.

  • 1939-незакрыты ок. 100 церквей
  • 1948-1949— Храмов и молитвенных домов — 14477 академий — 2, семинарий — 8; монастырей — 85, насельников — 4787
  • 1964— Храмов и молитвенных домов — 7873; академий — 2, семинарий — 4, монастырей — 16 (Хрущёвские гонения)
  • 1988— 6893 прихода; 22 монастыря с 1 190 монашествующими;  2 академии, 3 семинарии.

 

Нач. 2019 — учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья); 40 монастырей  в дальнем зарубежье, 977 приходов дальнего зарубежья.

 

38 649 храмов  без учёта 977 приходов дальнего зарубежья, 35 677 пресвитеров, 4 837 диаконов; 1012 монастыря в монастырях проживают 5 883 насельника и 9 687 насельниц

5 академий и 50 семинарий в которых на начало 2018-2019 учебного года обучаются ок. 14 тыс. студентов; ок. 11 тыс. воскресных школ, в которых обучается свыше 175 тыс. воспитанников; 145 православных общеобразовательных организаций.

Почти 150 центров защиты материнства; для наркозависимых действуют 70 реабилитационных центров, 18 центров ресоциализации, 67 консультационных пунктов; свыше 90 приютов для бездомных; работают 10 автобусов милосердия (мобильных пунктов помощи бездомным); свыше 450 благотворительных столовых; более 160 церковных гуманитарных центров; более 450 сестричеств милосердия; свыше 500 добровольческих групп милосердия; более 250 благотворительных добровольческих объединений разного профиля

Глебец  А.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *