Зачем приходил Христос? Беседа третья


«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И  за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:14-21).

    Итак, мы говорили о том, что Создатель не взирает равнодушно на страдания своего любимого творения, а приготовил спасение. Он пришел Сам, воплотился, родился человеком и прожил человеческую жизнь. И умер на кресте, и воскрес на третий день после смерти. И создал Церковь.
Да, речь идет об Иисусе Христе. Он многое открыл людям, и многое еще мог бы открыть, «но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Однако справедливости ради надо сказать, что в то время в Древней Иудее многие пророчествовали, учили людей, собирали тысячи слушателей возле себя. Но все они канули в безвестность после своей смерти. Христос же начал новую эру. Почему?
О смысле Жертвы Христовой многие века идут богословские споры, которых мы пока не будем касаться. Мы отметим только самое главное, самое общее.
Главным событием в период Его пребывания среди людей стало Его Воскресение. Он заблаговременно говорил ученикам о предстоящих Ему страданиях в Иерусалиме, о смерти и воскресении в третий день. Об этом пишут все евангелисты. Получается, что успех Своей проповеди Христос заранее поставил в зависимость от Своего Воскресения.
И вот Он воскрес. Ученикам стало ясно, что Он воистину Сын Божий и Бог, а следовательно, все, что Он говорил – абсолютная истина. Враги же Христа всячески старались (и стараются до сих пор) отрицать факт Воскресения. Однако отрицать факт было невозможно, тысячи людей, знавшие Христа лично, видевшие Его смерть и видевшие Его воскресшим, свидетельствовали об этом даже под угрозой смерти. Тысячи людей пошли на смерть, утверждая, что Христос воскрес. Они еще и потому без страха шли на смерть, что абсолютно верили: Христос воскресит и их, как обещал.
Стало быть, это и было Его главной целью: дать людям веру. Веру в Сына Божия Иисуса Христа, во Святую Троицу и в будущее всеобщее воскресение, в новую жизнь на новой земле под новым небом. В самом деле, Он сам говорил об этом: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан.6:27-29)
Дать веру. Всего лишь? Да, «всего лишь» веру, но вера первична. «Что светильник в доме, то живая вера в сердце человеческом». «…В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем»,[1] – писал свт. Тихон Задонский.
Поясним мысль святителя на примерах. Когда Магеллан отправился в кругосветное путешествие, он не знал наверняка, что Земля круглая, он в это верил. А Лобачевский не знал, пересекутся ли параллельные линии где-то в бесконечности. Он попытался поверить в это и создал математику, методы которой с успехом используют до сих пор. Да и в основе всякой науки лежат недоказуемые постулаты, аксиомы, то есть вера. Вера лежит в основе всего мировоззрения человека, определяет всё его мышление и всю деятельность.
Христос дал и учение, о котором мы, конечно, побеседуем в дальнейшем. Но главное – Он дал веру. Зачем? В отличие от человека, Бог достигает именно тех целей, которые ставит. Поэтому о целях Богочеловека смело можно судить по результатам. А результаты таковы:
– возникла цивилизация нового типа, каких прежде не было на Земле, христианская цивилизация;
– Евангелие проповедано по всей Земле, как Он и предсказывал;
– возник принципиально новый тип отношений между людьми, который привел к тому, что человечество стало быстро увеличиваться численно и при этом уживаться более-менее мирно;
– в христианской цивилизации возникла наука, начался научно-технический прогресс, который распространился по всей Земле и опять-таки обеспечил одновременное проживание на планете большого количества людей;
– развились культура и различные искусства нового типа, необычайно глубоко понимающие сущность человека;
– и самое главное – появился сонм святых людей, которые служили и служат примером, идеалом личности.
Человечество, пожалуй, уже уничтожило бы себя в войнах, если бы не христианство. Во всяком случае, не размножилось бы так и, соответственно, не создало бы такую культуру, с такой наукой и техникой. Даже в этом, простом смысле Христос спас людей. Но гораздо важнее, что вера дала силы для борьбы со злом в себе, с грехом, таким образом, огромное количество людей спасено от полного, глубочайшего рабства злу, какое было до Великого Потопа. Познавая зло, человек получил возможность противостоять злу. «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).
Ты можешь сказать, любезный читатель, как говорят многие: «А зачем Самому было приходить и умирать? Разве Всемогущий Бог не мог просто сделать так, чтобы человек не грешил?» Конечно, мог бы. Но тогда человек уже не был бы богом-младенцем, а стал бы просто животным, живым роботом, действующим по вложенной в него программе. В том-то всё и дело, что человек призван стать богом. Для этого он должен научиться побеждать зло в себе, приобрести иммунитет.
Когда мы своего ребенка приносим к врачу, чтобы вылечить от болезни, мы готовы сами принять укол вместо него, но это не поможет. Но чтобы ребенок не боялся, бывает, мамочка или бабушка говорит малышу: «Ну, давай вместе. Я тоже приму укол», – и просит медсестру: «Поставьте мне укол!» Медсестра вводит капельку воды или витамин, мама говорит: «Вот видишь, я же не плачу, я же терплю! И ты потерпи, ты ведь уже не маленький, ты большой!»

raspjatie

Как же надо любить человека, чтобы ради облегчения его болезней Самому принять страдания, принять казнь самую жестокую и позорную, принять смерть! И как надо верить в человека! В то, что из этого «гадкого утёнка» получится «прекрасный лебедь», что из него вырастет Бог!
Вот и Господь говорит нам: «Мужайтесь, я победил мир!» (Ин. 16-33), «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22, Мф. 24:13, Мк. 13:13). Но прививку каждый должен получить, чтобы не стать рабом сатаны, рабом греха. Лучший способ для этого – сделать себя рабом Божиим, рабом совести.
Однако для некоторых в этом есть свой «минус»: ведь совесть частенько мешает достигать материального богатства, комфорта. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24). Поэтому потихонечку люди отходят от Христа к мамоне, и христианская цивилизация начинает деградировать. Кончится это невиданным доселе тоталитаризмом (государственным рабством) и тем самым массовым взаимным истреблением, от которого на тысячу лет избавил нас Спаситель.
О том, чем кончится земная человеческая история, Богочеловек тоже предупредил, но об этом мы побеседуем позже. Свое общественное служение Иисус Сын Божий начал словами «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» – и объяснял, что это такое, Царство Божие. Этому мы посвятим нашу следующую беседу.


[1] Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – Загорск, 1981. Т. 1-5.

 В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Беседа десятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *