«А Господь Бог есть истина» (Иер. 10:10)
Взаимоотношение православия с другими религиями
Мы постараемся не оскорблять религиозные чувства, уважительно относиться к любому собеседнику. Некоторые говорят: «Религии разные, а Бог один». Мы считаем, что человек обязан разобраться. Цена ошибки в выборе религии слишком высока: ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ ИЛИ ВЕЧНАЯ ПОГИБЕЛЬ!
После Православия в России по численности следует Ислам – 7% населения. Мусульмане и православные не всегда воевали, но и обращались к друг другу за помощью. В Черногории в Острожский православный монастырь 6 мая 1964 года мусульмане Асиб Гушо и Шевка Зайко привели мусульманку Фатиму, пять лет страдавшую от судорог по всему телу. От болей она теряла сознание, врачи не могли помочь. У мощей святителя Василия больная исцелилась. В этом же монастыре 15 января 1961 года прозрел ослепший богатый турок из Скадара, в августе 1905 года – исцеление бесноватого мусульманина из Боснии, в 1913 г. – исцеление парализованного ходжи из Анатолии. Случаев исцеления мусульман в православных монастырях происходило и происходит в наше время немало. Ислам об исцелении возле мусульманских святынь умалчивает.
Как известно, годы жизни пророка Магомета 570-631. Когда же Ислам пришёл на территорию России и бывших советских республик? Средняя Азия, Азербайджан, Дагестан завоёваны арабами- мусульманами в середине 7 века. Волжская Булгария приняла Ислам в 922 году. В 1261 году в столице Золотой Орды была открыта православная епархия во главе с епископом. В 1276 году на соборе в Константинополе Сарайский епископ Феогност задавал вопросы о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди татар монофизитов и несториан (монофизиты и несториане – это христианские еретики, выходит, что с христианством татары были знакомы ранее пришествия на Русь). В 1296 году на съезде князей во Владимире присутствовал епископ Сарайский Измаил. Т.е православная епархия в столице Золотой Орды Сарае существовала более тридцати пяти лет! А ислам начал проникать позже, при хане Узбеке (1313-1342 гг.) На Кавказ Ислам начал проникать: в Чечню – 16 век, затем в Ингушетию. В 15-17 веках исламизация: адыгейцев, черкесов, абазинцев, кабардинцев; 17-18 вв. – осетинцев, 18-19 вв. – балкарцев и карачаевцев.
Вспомним о том, что в первые века апостольская проповедь христианства достигала: Кавказа, Черноморского побережья и Персии, а в Персию входили Средняя Азия и Закавказье. С 4-го века Кавказ находился в зоне влияния православной Византии, но и в Персии (современный Иран) до наших дней сохранилась христианская ересь – Несторианство. Святой мученик Вата в 4-м веке подвизался в одном из персидских монастырей, т.е. в 4-м веке в Персии существовало несколько монастырей. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в 71 году в Албане (ныне г.Баку). Его святые мощи находились в Албане до 508 года. Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников в 123 году пострадали на территории нынешнего Азербайджана, а в начале 4-го века на месте их погребения воздвигнута церковь. Кроме приведенных примеров, в Житиях святых приводятся 33 примера из жизни христианской церкви на территориях Персии.
Мы предлагаем читателю, исходя из вышеизложенного, поразмышлять о том, какая религия является для него традиционной.
Кроме примеров обращения мусульман в христианство, бывшие мусульмане нередко становились православными святыми: святой Петр царевич, ордынский племянник хана Берге (1288 г.), святой новомученик Ахмед Калфас происходил из турок-мусульман (1682 г.), св. новомученик Омир из турок (16 век), св. новомученик Константин Агарянин – турок (1819 г.) и др.
Всем известно: «Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Т.е. в истории Ислама примеров движения горы к Магомету или к кому-либо другому не сообщается. В «Житиях святых» мы имеем два примера перемещения горы по молитвам святых: прп. Марк (400 г.) передвинул гору на 5000 локтей; святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (270 г.) передвинул огромную каменную гору, чтобы освободить место для храма.
Иерей Леонид Глебец.
***