Вот говорят: «Кого Бог любит, того и наказует, тому испытания и страдания посылает». Как это? Что это за любовь такая? (Наталия)
Сначала ответы святых отцов недавнего прошлого.
Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14)». Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
«Поверьте, что каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но вы не можете принять их без вреда для себя.
Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому. Вот почему все случающееся с человеком скорбное или радостное попускается для блага нашего, хотя мы и не всегда понимаем это, лучше же сказать никогда этого не видим и не понимаем. Только Всевидец Господь знает, что нам необходимо для стяжания вечной блаженной жизни». Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Теперь скажем по-современному.
Вы, наверное, заметили, что большинство заповедей Божиих начинаются с частицы «не»: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не желай жены ближнего твоего и имущества его…
Если бы Господь был так же груб и неделикатен, как мы, Он бы мог сказать: «Не помогай сатане, не мешай Мне, хотя бы, остальное для твоего спасения Я сделаю Сам. Больше от тебя никакого толку». А если Он видит, что ты можешь потерпеть зло, причиняемое тебе и не отвечать злом на зло, то значит, ты уже Ему помогаешь, а не только не мешаешь! А если ты можешь на зло ответить добрым поступком, то ты уже большой помощник и тебе можно доверить потерпеть еще больше.
Ведь борьба сатаны с Богом происходит не где-нибудь, а внутри нас. Суть в том, что в нас, в каждом из нас есть семя Божие и есть семя сатаны. Это невидимые, духовные семена. Из того и другого растет своего рода дерево, невидимое, духовное. Но проявления их в нашей внешней жизни вполне видимы: если мы убиваем, оскорбляем, крадем, обманываем – это проявляет себя семя сатаны, это его ветви торчат из нас. Точно так же мы можем увидеть их действие на стенах подъездов, на заборах, на изрезанных и исписанных скамейках, сиденьях. Мы можем видеть внешние проявления сатанинского дерева на… мягко говоря, лице налитого водкой хулигана да и всякого озлобленного человека.
Другими словами, невидимое дерево внутри нас вполне реально. Так же видимо и дерево Божиего Царства, которое внутри нас. Оно проявляется на лице, оно выражает себя в поступках бескорыстной помощи, в жалости и сочувствии ближним, в умалчивании о своих достоинствах и добрых делах и т. п. Но главное – в терпении злобных нападений сатаны, которые он совершает, как правило, через людей, посредством своих семян, посеянных в людях.
Вот поэтому терпение несчастий, нападок, неприятностей – это очень важная работа, это сотрудничество с Самим Богом в деле спасения человека.
В. Максимов.