Елена из Челябинска спрашивает: «Зачем родителям Марии было так горячо молиться о том, чтобы родить, если через три года добровольно отказаться от своего ребёнка? Я как женщина и мать этого не понимаю. И неужели ребёнку при Храме было хорошо?»
Ответ: Предание говорит, что родители Марии (Богородицы) святые Иоаким и Анна, были благочестивыми, крепко верующими людьми. Долгое бесплодие, как раз и было проверкой их непоколебимой Веры. Обычный человек в своих бедах винит всех и вся (кроме самого себя). Обвинит и Бога: раз Бог всё может сделать и не сделал то, что этот человек желал, значит или виноват Бог или Бога нет. Но не так разсуждали Иоаким и Анна. Кроме Веры, Иоаким и Анна искренне любили, уважали друг друга. Беда бесплодия усугублялась искренним убеждением иудеев, что дети, особенно многочадие, есть следствие Благословения Божия. А раз детей в семье нет, то нет в семье Божьего Благословения, есть гнев и наказание Божие за нечестие супругов. Бездетные супруги подвергались поношению от ближних. О даровании ребёнка и снятия причины для поношения от ближних горячо и молилась Богу святая Анна, и была услышана! В молитве Анна обещала посвятить своё дитя Богу. И обещание выполнила.
Конечно, по-человечески, желали родители оставить младеницу Марию при себе, но в том подвиг: отказаться от самого дорого и ничем не заменимого из Веры в Бога. Неправильно здесь видеть великую трагедию. Анна из священнического рода, Мария попадает в Храме в руки своих родственников: братьев, дядей, дедушек и пр. Служащий при Храме ребёнок не лишается общения со своими родителями, а к совершеннолетию Марии её родители умерли.
И почему Вы думаете, что при Храме ребёнку плохо? А в яслях и детском саду хорошо? У нас в стране есть интернаты Олимпийского резерва, способные дети туда попадают в раннем детстве. Общество считает, что этим детям и их родителям крупно повезло! Разве спортивный ребёнок не скучает по своему дому?
С Любовью о Христе, о. Леонид.
***
Виктор Александрович из Челябинска спрашивает: «У древних евреев был обычай сдавать своих первенцев в монастырь. Очень негуманный обычай, сколько сирот плодили! Только не говорите, что детям в монастыре было хорошо».
Ответ: Уважаемый Виктор Александрович, Вы абсолютно правы! Обычай не гуманный. Гуманный, по словарю С.И. Ожегова, означает: человечный, отзывчивый, культурный, а сей обычай – Божие установление.
Для справки: монастырей у древних евреев не было. Первые христианские монастыри появились в конце третьего века. Основателем первого общежительного монастыря почитается преподобный Пахомий Великий (+348 г.). Другие религии собезьянничали монастыри от христиан. В Китае Северный Шаолинь основан в 495 г. Н.Э.
«И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому что Мои они» (Исход 13.1-2). «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исход 22.29). Отсюда следует, если первая родилась девочка или мёртвый ребёнок, то семья Богу на служение своих детей не отдаёт. «Всех первенцев из сынов твоих выкупай» (Исход 34.20). Следовательно, если семья не хотела отдавать своего первенца на служение Богу, первенца выкупали. Взрослый раб стоил во времена Христа 30 сребреников, младенец дешевле. Когда Господь берет Себе на служение первенцев Израильских, Он уподобляет служение Себе служению земному царю. Отдать своего ребёнка на служение земному царю считалось почётным и выгодным. От царя полностью зависела карьера сына. Но нисходя к немощи человеческой, Господь заменяет Свое постановление другим: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых, они будут взамен их; левиты должны быть Мои» (Числа 3.11-12). Т.е. в последующем служение при Храме будут нести семьи колена Левия, живущие при Храме, и в изъятии первенцев из семьи нет необходимости.
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то…» Отсюда следует, что в назореи шли добровольно.
Иерей Леонид Глебец.
Здравствуйте, в церкви я служу алтарником, но моя мама Ольга (крещеная) читает заговоры, думая что это хорошо, если говорят что плохо, то начинает злиться, помолитесь о ней.
Ответ: Заговоры — это язычество (народное поверье), в котором вместо веры Богу присутствует вера в магическую силу предметов и слов. Бесы всегда пользовались этими поверьями, чтобы дурачить людей. Поэтому всякое чародейство (всякое обращение к якобы магической силе слов или предметов) есть грех, ошибка. Обращение к иконам — это совсем другое дело. Мы молимся не иконе, а святому, который на ней изображен. А чудеса при этом совершает не святой, а Сам Господь Бог, чтобы прославить святого за его благочестивую, честную жизнь.
Читать заговоры — бесполезно для здоровья и опасно для духовного состояния, потому что можно попасть под влияние бесов. Давайте помолимся о рабе Божией Ольге и о всех, верящих в гадания и заговоры, чтобы Господь открыл им истину, обратил сердца их к Сыну Божию Иисусу Христу, который страдания принял ради нашего спасения.
Иерей Виктор Максимов.