Допустим ли вымысел в литературе, искусстве? Ведь это обман? – Наталья.
Ответ Наталье: Ещё в Ветхом Завете Бог устами пророка Давида изрёк: «Внимай, народ мой, закону Моему, приклоните ухо ваше к словам уст Моих. Открою уста Мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс. 77:1-2). Притча – это образно-внешний способ выражения мысли, переносящий мысль от чего-нибудь одного ко многому. Мысль, высказываемая в притче, приложима ко многим аналогичным случаям. Господь Иисус Христос в Своей земной проповеди неоднократно прибегает к притче. Например, Притча о злых виноградарях или Притча о богатом и Лазаре. Обе эти притчи не основаны на реальных событиях, но зато понятно и ярко иллюстрируют содержание поучения, легко запоминаются.
Православная литература, которую можно отнести к художественной, конечно, содержит вымысел и не всегда основана на реальных фактах. Я думаю, что в таких произведениях авторы стараются поделиться своим духовным опытом, используя художественные средства, в том числе и вымысел. Это не есть неправда или обман, ведь автор предупреждает, что описанные им события не являются реальными. А взявший в свои руки книгу не обязан её прочтением. Реально произошедшее событие часто содержит и маловажные, неинтересные факты, поэтому при изложении на бумаге автор творчески это событие преобразовывает в интересах читателя. Господь дал человеку способность к воображению на пользу ближним. Если отказаться от нереального в творчестве, то придётся отказаться от всей светской литературы, тем более, от живописи, потому что объёмный предмет реально изобразить на плоскости невозможно. Итак, вымысел в литературе не грех, если служит полезному.
Иерей Леонид Глебец.