Армянский народ был первым, который как народ, в целом принял христианство. Уже во втором веке Армения познакомилась с христианством. Просветитель Армении святой Григорий происходил из царского рода Арзакидов. Во время избиения его рода был спасён своею кормилицею и воспитан в Каппадокии (ныне территория Турции). Вернувшись на родину (281 год), он долгое время содержался, как пленник. Однако ему удалось обратить в христианство и крестить царя Тиридата Третьего и значительную часть народа. В 302 г. архиепископ Леонтий Кесарийский посвятил св. Григория в митрополиты для Армении. Св. Григорий основал первый армянский монастырь Ашдидет и последние годы провёл в уединении.
После св. Григория армянских епископов выбирали из его рода, сыновей: Аристана и Бертана, затем внука Гузича и далее. Таким образом, епископство и священство в Армении стали родовым-клановым, наследственным преимуществом. Армянский епископ являлся не главой канонической территории, как везде, а церковно окормлял один или несколько знатных армянских родов. Как между родами, так и между епископами имелись вражда и борьба за власть и доходы. Национальный и политический сепаратизм армянского епископата сыграл свою отрицательную роль в середине пятого века.
В 387 году территория Армении была разделена между Арменией и Византией. Война между двумя империями часто посещала территорию страны, а в 698-700 гг. Армения завоёвана арабами и вошла в состав мусульманского Халифата. Ещё в 363-372 гг. армянский епископат принимал живое участие в жизни Вселенской Церкви. Но постепенно связь с Матерью Церковью слабеет. Уже Исаак Великий (390-440 гг.) принимает посвящение не в Кесарии Кападокийской, как было принято до него, а от армянских епископов. Святой Месроп изобрёл армянскую азбуку и с 428 г. начал переводить Священное Писание и другие христианские книги на армянский язык. Из-за военных действий армянские епископы не смогли прибыть на Четвёртый Вселенский собор в 451 году; между тем до армян стали доводить ложные слухи, будто бы на этом соборе был оправдан еретик Несторий, недоумения с течением времени усилились, а в 491 году на соборе Армянской церкви были признаны определения только трёх Вселенских Соборов и намеренно умолчано о Четвёртом.
На соборе 726 г. армянские епископы уже прямо отвергли Четвёртый Вселенский Собор. В последующие века неоднократно предпринимались попытки воссоединения со Вселенской Церковью, например в двенадцатом веке при армянском епископе Нарзесе Благодатном. Однако же единения между Церквами и до сих пор не воспоследовало. Армяно-Григорианская Церковь имеет следующие отличия от Вселенской Православной Церкви:
1) к Трисвятой песне присоединяются слова «распныйся за ны»;
2) для причащения употребляются опресноки вместо квасного хлеба и вино, не соединённое с водой;
3) в Миропомазание употребляется сесамное масло;
4) праздник Рождества Христова совершается 6 января, вместе с праздником Крещения Господня;
и некоторые другие.
В то же время армяне решительно отвергали многократные попытки насильственной исламизации, отстаивая христианство даже до мученической смерти. В 1915-1916 гг. турецкое правительство уничтожило 1,5 млн. армян. Проживающие в России армянские семьи нередко воссоединяются с Русской Православной Церковью.
Иерей Леонид Глебец.