Православие всегда современно


Письма свт. Николая Сербского (Велимировича)

NikolaySerbskiyПисьма святителя Николая очень современны. В них освещены все основные темы, главные «болевые точки», главные вопросы современных людей. И все основные типы людей, принадлежащих к Церкви, тоже представлены – от тех, кто делает первые шаги, произносит первые молитвы и сетует, что Бог их «не слышит», до тех, кто неукоснительно соблюдает весь церковный устав и осуждает всех грешников, не научившись главному – быть милостивым и прощать других, порицая себя.

Письма адресованы разным людям. Разным по социальному положению, образованию, духовному опыту. Святитель Николай пишет каждому то, что ему будет наиболее близко и понятно, но все письма связывает одна тема: в чем состоит внутреннее «делание» православного христианина.

NikolayVelimirЧувствуется, что пишет опытный «делатель», который сам прошел этот путь. Учить других, как говорил прп. Серафим Саровский, – все равно что бросать камешки с колокольни, а самому исполнять духовный труд по очищению сердца, все равно что носить камни на колокольню[1]. Святитель Николай сам проделал труд в сердце своем, поэтому слова его просты и глубоки. Он дает практические советы, не излагая тайн богословия и психологии.

Но в чем заключается это «делание» православного христианина? В познании добра и зла, в борьбе со злом внутри себя. В этом ведь и смысл земной человеческой жизни, смысл истории.

NikSerbs_pismaКаждому адресату святитель пишет то, что ему понятнее, но суть всех писем едина: «враги наши» – насмешники, хулители, недоброжелатели, злодеи – это наши благодетели. Так надо их воспринимать и так относиться к ним. Ведь они против своей воли делают нам добро, толкают нас к Богу. «Мороз и ветер не желают дереву добра, но и невольно приносят ему добро. Так и враги твои», – пишет он образованной верующей женщине, терпящей насмешки от близких. «Если ты познаешь истину глубже, чем знаешь ее сейчас, ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает», – пишет он человеку, которому отвечают на добро злом.

Немецкому богослову, упрекающему Православную Церковь в том, что она не участвует в мероприятиях по борьбе за мир во всем мире, святитель Николай отвечает просто и по существу: «Мир есть следствие добродетелей, а не человеческой изобретательности. …Евангелие Христово по сути своей является единственной на свете наукой о мире». Православная Церковь главные усилия свои прилагает к тому, чтобы вернуть людям добродетель (то есть привычку делать добро), которая является условием мира. «А основание и вдохновение всякой добродетели для нас, христиан, есть Господь и Спаситель наш Иисус Христос».

Подобный ответ можно дать и на упреки, звучавшие недавно в адрес Русской Православной Церкви, в том, что она мало внимания уделяет «социальному служению», то есть улучшению земной жизни людей. Ответом на такие упреки можно назвать и письмо святителя Николая «Степану Д.. на вопрос о том, что нам делать, чтобы лучше жить». Причина неустроенной жизни в том, что люди отвергли волю Господина над господами и захотели жить во всем по своей воле, своими мыслями, по своим правилам и законам. Плод такой жизни очевиден: смуты, заблуждения, отчаяние, пропасть в душах людей и между людьми. Как же выйти из этой ситуации? Святитель Николай просто повторяет совет древнего святого:

«Думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий; благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!»

О том, что причиной деградации современной социальной жизни является отход от Христа, говорили и писали многие не только святые отцы. В наше время это стало предметом изучения и для ученых, психологов, социологов.[2]

Но если на Западе процесс апостасии только набирает темп, то у нас, в России, наоборот, идет новое Крещение Руси. Возможно, благодаря такому злу как революция, гражданская война и атеистическое иго. У нас много новообращенных, делающих первые шаги, поэтому письмо свт Николая «торговцу С.Т., которого «Бог не слышит» звучит для нас особенно современно. И объяснение святителя очень просто и доходчиво: «Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, то странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался».

Среди неофитов также распространено фарисейское самодовольство и осуждение грешников. Поэтому письмо святителя к виноделу о его брате также очень актуально для нас. Свт. Николай берет самый крайний случай, когда ближний – несомненный грешник, он убийца и осужден на смерть за свое преступление. Но ставить себя выше его – не меньший грех. «Он запятнал мою честь», – говорит брат, мнящий себя праведником. «О честолюбец, – восклицает святитель, – разве не видишь страшного своего себялюбия? Разве не видишь, что ты себялюбием пятнаешь то же, что твой брат запятнал преступлением? Но твой брат кается в преступлении, покайся и ты в своем эгоизме и гордости».

Жанр писем очень характерен для святителей и проповедников 19 и 20 веков. Так, в России много писали своим духовным чадам Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, в 20 веке игумен Никон Воробьев и другие. Возможно, это знамение времени. Каждый человек уверен, что его случай – уникален, что общие советы к нему неприменимы. Чаще всего такая уверенность – следствие духовной неопытности, неумения различать в себе те грехи, о которых говорится в общих проповедях Церкви. Письмо – это личное, персональное обращение, это индивидуальный подход, конкретная помощь отдельному читателю. Но именно поэтому письма становятся особенно убедительны и для всех других читателей, помогают им верно двигаться в духовном совершенствовании, в очищении сердца.

В. Максимов.

Письма можно найти по адресам:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=907

http://www.golden-ship.ru/load/n/nikolaj_velimirovich/294


[1]  Митр. Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. – wco.ru

[2] См. напр.: Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века: Монография/ Рост. гос. экон. унив. Ростов-н/Д., – 2001.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *