Серия «Золотой век русской литературы»
Как Федя стал Фёдор Михайловичем Достоевским.
Рассмотрим «крупнейших представителей» «золотого века.
Проще всего начать с Ф.М. Достоевского.
Первое, что постараемся понять, это мировоззрение и христианство Достоевского, ибо большинство читающих считают Ф.М. верующим в Бога человеком, об этом говорят и многие люди Церкви, наши современники.
Фёдор Миха́йлович Достое́вский ( 1821, Москва— 2 1881, Санкт-Петербург.)
«Когда Достоевскому было 16 лет, отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище.
1837 год год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище.
Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого.
Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Однако…..
В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни». Достоевскому 16 лет!!!
http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/index.htm Письма:
Отцу. 3 июля 1837 г.
» Вы здоровы — слава богу! Если б только Он дал, чтоб дела Ваши устроились! Да, Он даст, Он ниспошлет и на нас милость свою. До сих пор, видимо, покровительствовал Он нам во всех предприятиях. Станем надеяться на промысел Его — и всё пойдет своим чередом. О себе скажем мы, что мы, слава богу, здоровы.»
Отцу С. -Петербург. Июня 5 дня 1838 г.
«Так угодно богу. — А что от его воли, то не переменится никакою силою. Судьба обыкновенно играет миром как игрушкою. Она раздает роли человечеству… но она слепа. Но бог покажет путь, по которому можно выйти из всякого рода несчастья.. Может быть, бог устроивает всё к лучшему…Да! Каков-то будет нынешний год и чем-то нас господь порадует. О дай нам бог счастья…Дай бог счастья всякому доброжелателю нашему!»
Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-dostoevskomu-5-iyunya-1838.htm
Брату С. -Петербург. 1838 года 31 октября:
» поэт в порыве вдохновенья разгадывает бога, следовательно, исполняет назначенье философии»
Отцу, С.-Петербург. Марта 23-го дня 1839 года:
«Я сейчас только приобщался. Денег занял для священника. Давно уже не имею ни копейки денег.»
Вот и всё, что писал Федя в своих письмах в 1832-39 гг. о Боге.
Неоднократно встретим в письмах Феди, то что относиться к заповеди: «Не упоминай Имени Моего всуе…»
Бывает, вспоминает и чёрта.
Отцу, С.-Петербург. Июня 5 дня 1838 г.:
«Я плохо рисую, как Вам известно. Только в фортификационном черченье я довольно хорош, что ж делать с этим? и это мне много повредило. Во-первых, тем, что я стал средним в классе, тогда как я мог быть первым. Вообразите, что у меня почти из всех умственных предметов полные баллы, так что у меня 5 баллов больше 1-го ученика из всех предметов, кроме рисованья. А на рисованье смотрят более математики.»
Брату, С. -Петербург. 1839 года, августа 16 дня
«Милый брат! Я пролил много слез о кончине отца, но теперь состоянье наше еще ужаснее; не про себя говорю я, но про семейство наше.
А потому мысль твоя, получивши офицерский чин, ехать жить в деревню, по-моему, превосходна. Там бы тызанялся их образованьем, милый брат, и это воспитанье было бы счастье для них. Стройная организация души среди родного семейства, развитие всех стремлений из начала христианского, гордость добродетелей семейственных, страх порока и бесславия — вот следствия такого воспитанья. Кости родителей наших уснут тогда спокойно в сырой земле.
Но, брат любезный! вытерпи это. Плюнь на эти ничтожные душонки…
Ты один спасешь их… Я знаю, ты выучился терпеть; исполни же свое намеренье. Оно бесподобно. Дай бог тебе сил для этого! Я объявляю, что я во всем буду с тобою согласен впредь.
… ты должен ухаживать за ними.
… да, твоя служба чертовская, <что> делать; избавляйся от нее скорее.
Что мне сказать тебе о себе… Давно я не говорил с тобою искренно. Не знаю, нахожусь ли я и теперь в духе, чтобы говорить с тобою об этом. Не знаю, но теперь гораздо чаще смотрю на меня окружающее с совершенным бесчувствием. Зато сильнее бывает со мною и пробуждение. Одна моя цель быть на свободе.
Для нее я всем жертвую. Но часто, часто думаю я, что доставит мне свобода... Что буду я один в толпе незнакомой? Я сумею развязать со всем этим; но, признаюсь, надо сильную веру в будущее, крепкое сознанье в себе, чтобы жить моими настоящими надеждами; но что же? всё равно, сбудутся ли они или не сбудутся; я свое сделаю. Благословляю минуты, в которые я мирюсь с настоящим (а эти минуты чаще стали посещать меня теперь). В эти минуты яснее <сознаю свое> положение, и я уверен, <что эти> святые надежды сбудутся.
<… дy>x не спокоен теперь; но в этой <борьбе> духа созревают обыкновенно характеры сильные;туманный взор яснеет, а вера в жизнь получает источник более чистый и возвышенный. Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, «что значит человек и жизнь», — в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно; более ничего не скажу о себе. Я в себе уверен.Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо
хочу быть человеком. Прощай. Твой друг и брат.
<…> любимыми идеями каждую минуту <…> мечтах и думах жизнь незаметнее. Еще одно <…>: я могу любить и быть другом. Я недавно <…>. Как много святого и великого, чистого <…> этом свете. Моисей и Шекспир всё <…> <только вполовину.
Любовь, любовь! Ты говоришь, что ты рвешь цветы ее. Мне кажется, что нет святее самоотверженника как поэт. Как можно делиться своим восторгом с бумагой. Душа всегда затаит более, нежели сколько может выразить в словах, красках или звуках. Оттого трудно исполнить идею творчества.
Когда любовь связывает два сердца. От <…> и подавно не показывает слез своих <…> только в груди. Плакать может од<ин> <…> надобно иметь гордость и веру христ<ианскую> <…>.» Ф. Достоевский
Итак!!! Достоевскому 18 лет!!! Выбор сделан!
« Мне кажется, что нет святее самоотверженника как поэт.
Как можно делиться своим восторгом с бумагой. Душа всегда затаит более, нежели сколько может выразить в словах, красках или звуках.
Оттого трудно исполнить идею творчества.»
Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-dostoevskomu-3-iyulya-1837.htm
Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, (Достоевскому 26 лет.) где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Ф. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам.
Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ).
Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. А. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России.
В кружке С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю» Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован. (Достоевскому 28 лет.)
Так какие христианские взгляды в 27-28 лет у Фёдора Достоевского?
Напомню Вам Письмо_Н._В._Гоголю_15_июля_1847_г._(Белинский):
«Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.
Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы,сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.
Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма;
Что Вы нашли общего между Христом и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века.
А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического?
Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти
. наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?
Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?
По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь!
Религиозность не привилась в нём даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей,отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают.Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством.
Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах,
а гимны властям предержащим хорошо устраивают земное положение набожного автора.»
И что?! Православный христианин Фёдор Достоевский разделяет взгляды Белинского на Русскую Церковь?!
Иерей Леонид Глебец