Достоевский в зрелые годы

Серия «Золотой век русской литературы»

Не может мировоззрение человека оставаться неизменным на протяжении всей его жизни, какого мировоззрение Достоевского в последние годы жизни?

     I
Напомню: « 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован. (Достоевскому 28 лет.)

А вот:  Достоевскому 52 года!!! Жить осталось 8 лет…

                      Дневник писателя. 1873 г. 

«XVI. ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФАЛЬШЕЙ  http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0470.shtml

«Я тоже стоял на эшафоте, приговоренный к смертной казни, и уверяю вас, что стоял в компании людей образованных. Почти вся эта компания кончила курс в самых высших учебных заведениях. Некоторые впоследствии, когда уже всё прошло, заявили себя замечательными специальными знаниями, сочинениями. Нет-с, нечаевцы не всегда бывают из одних только лентяев, совсем ничему не учившихся.

Знаю, вы, без сомнения, возразите мне, что я вовсе не из нечаевцев, а всего только из петрашевцев.

 Дело же петрашевцев — это такое давнопрошедшее дело, принадлежит к такой древнейшей истории, что, вероятно, не будет никакого вреда из того, что я о нем припоминаю, тем более в таком скользком и отвлеченном смысле.

«Монстров» и «мошенников» между нами, петрашевцами, не было ни одного (из стоявших ли на эшафоте, или из тех, которые остались нетронутыми, — это всё равно). Не думаю, чтобы кто-нибудь стал опровергать это заявление мое. Что были из нас люди образованные — против этого, как я уже заметил, тоже, вероятно, не будут спорить. Но бороться с известным циклом идей и понятий,  тогда сильно укоренившихся в юном обществе, из нас, без сомнения, еще мало кто мог. Мы заражены были идеями тогдашнего теоретического социализма. Политического социализма тогда еще не существовало в Европе, и европейские коноводы социалистов даже отвергали его.

 Но тогда понималось дело еще в самом розовом и райско-нравственном свете. Действительно правда, что зарождавшийся социализм сравнивался тогда, даже некоторыми из коноводов его, с христианством и принимался лишь за поправку и улучшение последнего, сообразно веку и цивилизации. Все эти тогдашние новые идеи нам в Петербурге ужасно нравились, казались в высшей степени святыми и нравственными и, главное, общечеловеческими, будущим законом всего без исключения человечества. Мы еще задолго до парижской революции 48 года были охвачены обаятельным влиянием этих идей. Я уже в 46 году был посвящен во всю правду этого грядущего «обновленного мира» и во всю святость будущего коммунистического общества еще Белинским. Все эти убеждения о безнравственности самых оснований (христианских) современного общества, о безнравственности религии, семейства; о безнравственности права собственности; все эти идеи об уничтожении национальностей во имя всеобщего братства людей, о презрении к отечеству, как к тормозу во всеобщем развитии, и проч. и проч. — всё это были такие влияния, которых мы преодолеть не могли  и которые захватывали, напротив, наши сердца и умы во имя какого-то великодушия. Во всяком случае тема казалась величавою и стоявшею далеко выше уровня тогдашних господствовавших понятий — а это-то и соблазняло. Те из нас, то есть не то что из одних петрашевцев, а вообще из всех тогда зараженных, но которые отвергли впоследствии весь этот мечтательный бред радикально, весь этот мрак и ужас, готовимый человечеству в виде обновления и воскресения его, — те из нас тогда еще не знали причин болезни своей, а потому и не могли еще с нею бороться. Итак, почему же вы думаете, что даже убийство а la Нечаев остановило бы если не всех, конечно, то по крайней мере некоторых из нас в то горячее время, среди захватывающих душу учений и потрясающих тогдашних европейских событий, за которыми мы, совершенно забыв отечество, следили с лихорадочным напряжением?

Мне скажут, пожалуй, что эти господа вовсе не учат злодейству; что если, например, хоть бы Штраус и ненавидит Христа и поставил осмеяние и оплевание христианства целью всей своей жизни, то всё-таки он обожает человечество  в его целом и учение его возвышенно и благородно как нельзя более.

. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов. Это аксиома. Европа, по крайней мере в высших представителях своей мысли, отвергает Христа, мы же, как известно, обязаны подражать Европе.

XVI. ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФАЛЬШЕЙ

Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не ошибусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений. Это дело давнопрошедшее, а потому, может быть, и возможен будет вопрос: неужели это упорство и нераскаяние было только делом дурной натуры, делом недоразвитков и буянов? Нет, мы не были буянами, даже, может быть, не были дурными молодыми людьми. Приговор смертной казни расстреляньем, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас (я знаю положительно), инстинктивно углубляясь в себя и проверяя мгновенно всю свою, столь юную еще жизнь, может быть, и раскаивались в иных тяжелых делах своих (из тех, которые у каждого человека всю жизнь лежат в тайне на совести); но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится! И так продолжалось долго. Не годы ссылки, не страдания сломили нас. Напротив, ничто не сломило нас, и наши убеждения лишь поддерживали наш дух сознанием исполненного долга. Нет, нечто Другое изменило взгляд наш, наши убеждения и сердца наши (я, разумеется, позволяю себе говорить лишь о тех из нас, об изменении убеждений которых уже стало известно и тем или другим образом засвидетельствовано ими самими).

Это нечто другое было непосредственное соприкосновение с народом, братское соединение с ним в общем несчастии, понятие, что сам стал таким же, как он, с ним сравнен и даже приравнен к самой низшей ступени его.

Отсюда мы видим, что Фёдор Михайлович ГОРДИТЬСЯ  своим революционном прошлым!  И в 52 года он вполне Петрашевец!

Чуть раньше:
11 октября, 1867 г. Женева. Письмо С.А. Ивановой.
«. Я сюда попал прямо на Конгресс Мира, на который приезжал и Гарибальди. Гарибальди скоро уехал, но что эти господа, — которых я в первый раз видел не в книгах, а наяву, — социалисты и революционеры, врали с трибуны перед 5000 слушателей, то невыразимо!  Никакое описание не передаст этого. Комичность, слабость, бестолковщина, несогласие, противуречие себе — это вообразить нельзя! И эта-то дрянь волнует несчастный люд работников! Это грустно. Начали с того, что для достижения мира на земле нужно истребить христианскую веру. Большие государства уничтожить и поделать маленькие; все капиталы прочь, чтоб всё было общее по приказу, и проч. Всё это без малейшего доказательства, всё это заучено еще 20 лет назад наизусть, да так и осталось. И главное, огонь (1) и меч — и после того как всё истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир. »
…………………………………………………………
Получается, то что было убеждениями Достоевского до ареста, теперь ему не нравится… Однако на Конгресс мира поехал, и участвовал в работе конгресса! А через шесть  лет будет с гордостью вспоминать свое Петрашество…

«. Начали с того, что для достижения мира на земле нужно истребить христианскую веру.»-написано в письме. Получается, что 20 лет назад Достоевский тоже считал, что нужно  истребить христианскую веру.

АДостоевская

(На фото Анна Григорьевна Достоевская.)

Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в семи томах. Москва. Lexica/ Том первый. 1994 г.
стр. 6
» Наконец мы включили в основной корпус «Бесов»  «зарезанную»  при первой журнальной публикации романа главу «У Тихона,» благодаря чему роман был похож  на храм без центрального купола (даже если эта глава давалась в виде приложения к «Бесам:»храм – отдельно и купол – отдельно).

http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol7/30.htm    Это глава «У Тихона.» «Бесы» написаны в 1872 году, автору 51 год!

«Богословие» Достоевского в его произведениях, не стану утомлять читателя разбором, но скажу, православия там и на грамм нет! Мне как верующему человеку и читать противно!

http://grani.agni-age.net/articles3/fmd.htm

http://www.e-reading.by/chapter.php/20383/7/Dostoevskiii_-_Brat%27ya_Karamazovy.html

«Братья Карамазовы.» 1880 год, Достоевскому 59 лет, до смерти остаётся около одного года. Не вижу христианства!

Известные православные проповедники тоже говорят о христианстве и предсмертном покаянии Ф.М. Достоевского. Вот пример:

https://www.youtube.com/watch?v=V7Ctj7Vh9YI 

Про покаяние Достоевского взято отсюда:

А. Г. Достоевская. Воспоминания. Часть одиннадцатая. Смерть. Похороны

Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/memory/dostoevskaya-vospominaniya/chast-odinnadcataya-smert-pohorony.htm

» Когда доктор стал осматривать и выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда его привели в себя – первые слова его, обращенные ко мне, были:

– Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься!

Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтоб успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник, о. Мегорский, чрез полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием святых тайн, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня. Я стояла ни жива ни мертва, не имея силы сказать что-нибудь в ответ. Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор и тотчас попросил послать за двумя докторами, одним, его знакомым, А.А. Пфейфером и за профессором Д.И. Кошлаковым, с которым муж мой иногда советовался. Кошлаков, поняв из записки доктора фон Бретцеля, что положение больного тяжелое, тотчас приехал к нам. На этот раз больного не тревожили осматриванием, и Кошлаков решил, что так как крови излилось сравнительно немного (в три раза – стакана два), то может образоваться «пробка», и дело пойдет на выздоровление. Доктор фон Бретцель всю ночь провел у постели Федора Михайловича, который, по-видимому, спал спокойно. Я тоже заснула лишь под утро.

Весь день 27 января прошел спокойно: кровотечение не повторялось, Федор Михайлович, по-видимому, успокоился, повеселел, велел позвать детей и даже шепотом с ними поговорил. Среди дня стал беспокоиться насчет «Дневника», пришел метранпаж из типографии Суворина и принес последнюю сводку. Оказалось лишних семь строк, которые надо было выбросить, чтобы весь материал уместился на двух печатных листах. Федор Михайлович затревожился, но я предложила сократить несколько строк на предыдущих страницах, на что муж согласился. Хоть я задержала метранпажа на полчаса, но после двух поправок, прочтенных мною Федору Михайловичу, дело уладилось. Узнав чрез метранпажа, что номер был послан в гранках Н.С. Абазе и им пропущен, Федор Михайлович значительно успокоился.

Федор Михайлович был чрезвычайно доволен общим вниманием и сочувствием, шепотом меня расспрашивал и даже продиктовал несколько слов в ответ на одно доброе письмо. Приехал профессор Кошлаков, нашел, что положение значительно улучшилось, и обнадежил больного, что через неделю он будет в состоянии встать с постели, а через две – совсем поправится. Он велел больному как можно больше спать; поэтому весь наш дом довольно рано улегся на покой. Так как прошлую ночь я провела в креслах и плохо спала, то на эту ночь мне постлали постель на тюфяке, на полу, рядом с диваном, где лежал Федор Михайлович, чтоб ему легче было меня позвать. Утомленная бессонною ночью и беспокойным днем, я быстро заснула, ночью несколько раз поднималась и при свете ночника видела, что мой дорогой больной спокойно спит.Проснулась я около семи утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону.

– Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой? – спросила я, наклонившись к нему.

Знаешь, Аня, – сказал Федор Михайлович полушепотом, – я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.

– Голубчик мой, зачем ты это думаешь? – говорила я в страшном беспокойстве, – ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась «пробка», как говорил Кошлаков. Ради бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя!

— Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!

Это Евангелие было подарено Федору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) женами декабристов (П.Е. Анненковой, ее дочерью Ольгой Ивановной, Н.Д. Муравьевой-Апостол {265}, Фон-Визиной). Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час и «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственная книга, позволенная в остроге» {«Старые люди», «Дневник писателя», 1873 г.(Прим. А. Г. Достоевской.)}. Федор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах {236}. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. II? «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».

– Ты слышишь – «не удерживай» {*} – значит, я умру, – сказал муж и закрыл книгу.»  http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/memory/dostoevskaya-vospominaniya/chast-odinnadcataya-smert-pohorony.htm
(Это называется гаданием по Евангелию и считается грехом!  – Прим. мое, Л.Г.)

А. Г. Достоевская. Воспоминания. Примечания

Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/memory/dostoevskaya-vospominaniya/primechaniya.htm

Источник: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/memory/dostoevskaya-vospominaniya/chast-odinnadcataya-smert-pohorony.htm

«А. Г. Достоевская писала свои «Воспоминания» с 1911 по 1916 год, на склоне дней, когда многое уже ушло из ее памяти и когда даже стенографических книжек и записей оказывалось не всегда достаточно для связного, последовательно развивающегося рассказа. Иногда в рукописи встречаются невольные повторения, вынужденные пропуски. Анна Григорьевна не успела окончательно подготовить рукопись к печати: она не разбила ее на крупные части, в чем ощущалась настоятельная необходимость; не всегда давала названия и к многочисленным отдельным главкам.»

«263 Стр. 372. Этот рассказ А.Г. Достоевской не может считаться полностью достоверным и является более поздней версией обстоятельств, вызвавших предсмертное заболевание Достоевского. Анна Григорьевна не указывает на одну очень важную причину, ускорившую смерть писателя: речь идет о семейных раздорах из-за Куманинского наследства. По особому распоряжению о земельном имуществе А.Ф. Куманиной, тетки писателя, скончавшейся в 1871 г., Достоевский в январе 1881 г. был введен во владение частью ее Рязанского имения при условии выплаты денежных сумм своим сестрам, не участвовавшим в этом разделе. Сестра Достоевского Вера Михайловна Иванова обратилась с просьбой к писателю – отказаться в пользу сестер от своей доли в рязанском имении. По воспоминаниям дочери писателя, между братом и сестрой произошел бурный разговор о Куманинском наследстве. Кончилось тем, что у Достоевского из горла хлынула кровь, а через два дня его не стало (см. Л.Ф. Достоевская, 96-97. Правда, Л.Ф. Достоевская ошибочно относит этот разговор не к 26 января, а к 25). Воспоминания Л.Ф. Достоевской о крупном разговоре писателя с его сестрой В.М. Ивановой подтверждаются также и рассказом самой Л.Г. Достоевской о смерти мужа, приведенным в ее письме к Н.Н. Страхову от 21 октября 1883 г.Это письмо опубликовано в кн.: Гроссман, стр. 352.»

http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/memory/dostoevskaya-vospominaniya/primechaniya.htm

Зная всё сие, сомневаюсь в глубоком предсмертном покаянии Достоевского – Л.Г..

Иерей Леонид Глебец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *