Серия «Золотой век русской литературы»
Евгений Онегин
(Пушкину 23-31 год.)
…в «Евгении Онегине», поэме уже … осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй». – Достоевский.
Тот, кто смотрел оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин» (1878 г.), согласится, что Чайковский писал драму: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений…» – письмо Танееву. 1877 г.
https://www.youtube.com/watch?v=MWBLX30OWkk
https://www.youtube.com/watch?v=Z92Y75ph5GY
Но так ли всё трагично?!
Дуэль
Глава VI
строфа XXXVI
«Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,…
Чуть из младенческих одежд,
Увял!…»
(Ощущение, что автор не грустит.)
Строфа. XXXVIII
«А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Расстался б с музами
В деревне, счастлив и рогат,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.»
Его весело и оптимистично поддерживает и литературная критика:
Белинский: «Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее…. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и итти вперед. Это – повторяем – был романтик, и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать… Люди, подобные Ленскому, …или перерождаются в совершенных филистеров, или… делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, …пошлые. Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный баласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.» – Собрание сочинений в трех томах. Статья 8.
Так что нечего плакать по юному (18 лет) поэту Ленскому, туда ему и дорога!
Далее Александр Сергеевич пишет читателю весёленькие строфы XL-XLII, а в XLIII подводит радостный итог:
«Но… Хоть я (А.С.) сердечно
Люблю героя моего,» (Т.е. Онегина, после убийства Ленского)
Информация к размышлению: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дуэль
«Дуэль как форма выяснения отношений и способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась около XIV века в Италии.«бои в кустах» »
«Французское дворянство познакомилось с «боями в кустах» во время Итальянских войн XV века и быстро переняло моду. Однако поединки, которые в Италии происходили в тайне, в укромных местах, во Франции практиковались буквально везде, вплоть до городских улиц и королевского дворца, хотя чаще дрались всё же в окраинных парках.
К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия всей Западной Европы, хотя в разных государствах распространение этого обычая резко различалось; например, в Англии дуэль была гораздо менее распространена, чем в Италии и Франции. К этому времени относятся первые печатные работы теоретиков дуэли,
Нижняя граница возраста «пригодности к дуэлям» проходила на уровне 14-16 лет, то есть возраста, с которого дворянин начинал носить шпагу. Простить явное оскорбление, не вызвав обидчика на дуэль, стало означать полностью «потерять лицо» и быть опозоренным в глазах общества. Аналогичный позор ждал и того, кто не примет брошенный ему вызов, хотя бы и по самому пустячному поводу.
Нередко применялись и откровенно подлые приёмы.
Обычным делом, ничуть не порицавшимся обществом, было использование приёмов, по современным представлениям, не соответствующих рыцарским правилам: отвлечь внимание противника, ударить случайно поскользнувшегося или оступившегося, добить обезоруженного или раненого, ударить в спину, атаковать верхом пешего (при дуэли верхом). Более того, когда соперник, имевший все шансы на победу из-за оплошности противника, отказывался от них из благородства, такое поведение нередко порицалось обществом как глупость и самонадеянность, так как вполне могло привести к удару в спину от пощажённого или к повторной дуэли.
Первоначально власти относились к дуэлям спокойно, нередко короли даже присутствовали при дуэлях наиболее известных бретёров или своих приближённых.
Иногда дуэль даже неофициально поощрялась из тех или иных побочных соображений. Так, в правление вышеупомянутого Генриха IV дуэли стали важным источником наполнения постоянно истощавшейся королевской казны: за 20 лет правления было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, только на их нотариальном оформлении (за которое платил получатель) казна выручила около 3 миллионов ливров золотом. При этом за те же годы на дуэлях погибло, по разным подсчётам, от 7 до 12 тысяч дворян, некоторые современные исследователи настаивают на цифре в 20 тысяч — для того времени это размер достаточно крупной армии.
Среди молодых дворян выделилась категория «профессиональных» бретёров, как правило, умелых фехтовальщиков, которые сделали дуэли способом достижения личной славы. Они постоянно задирали других дворян, сами вызывали на дуэль по малейшему поводу и провоцировали окружающих своим вызывающе-дерзким поведением. На счету у некоторых из них были сотни дуэлей и десятки раненых и убитых противников.»
Это всё происходило в «передовых» европейских странах, а в «отсталой» России:
» В XV-XVII веках, когда во Франции и Италии процветала «дуэльная лихорадка», в России в этом смысле царило абсолютное спокойствие. Первая зарегистрированная в документах дуэль в России произошла лишь в 1666 году, причём между иностранцами — дрались из-за оскорбления два офицера русской службы из «иноземного» полка.
139-й воинский артикул, принятый в 1715 году императором Петром I, строго воспрещал дуэли между офицерами, причём казни через повешение… Суровое наказание за дуэль было буквально списано с европейских законов, при этом не зафиксировано ни одного случая применения этих санкций на практике.» (Т.к. дуэлей не было!!! – Прим. мое.)
По мнению работников кафедры теории музыки консерватории г. Екатеринбурга, среди композиторов и деятелей музыки НИ ОДНОЙ ДУЭЛИ не известно! А среди деятелей литературного поприща, эта же кафедра назвала троих: Пушкина, Лермонтова и… Ленского. (Про дуэли в Пушкинском лицее, тоже нет сообщений! – Прим. мое)
Выше показанная статья приводит дуэли в дореволюционной России:
1.» 1817 году, в которой камер-юнкер Завадовский был вызван и стрелялся с кавалергардским штаб-ротмистром Шереметевым,(Не велики чины..Прим. мое) а секундантами и вторыми участниками были известный литератор Грибоедов и будущий декабрист Якубович. Якубович, которого император Александр I счёл зачинщиком дуэли, был исключён из гвардии и направлен в драгунский полк на Кавказ.
2. 10 сентября 1825 года в глухом углу Лесного парка Петербурга состоялась дуэль между флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и подпоручиком Семёновского полка Константином Черновым. (Мелкие чины. – Прим. мое)… Секундантом Чернова был его кузен Кондратий Рылеев, член Северного тайного общества, сделавший всё, чтобы превратить смерть Чернова в громкое общественное событие. В результате похороны Чернова превратились во внушительную манифестацию, ставшую прологом к выступлению декабристов.
3. Пушкин и Лермонтов.
«Суд, применив воинский артикул Петра I, приговорил Дантеса и секунданта Пушкина Данзаса к смертной казни,… в итоге Дантес был разжалован в рядовые и выслан из России, а Данзасу-секунданту арест был продлён ещё на два месяца, чем наказание и ограничилось . Мартынов был приговорён к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако затем приговор также был существенно смягчён и в итоге ограничился трёхмесячным арестом на гауптвахте и церковным покаянием.»
- Граф Федор Толстой – «Американец» был отчаянным бретёром, дрался много и охотно, убил на дуэлях одиннадцать человек, сам был не раз ранен. Одиннадцать из двенадцати детей Толстого умерли во младенчестве, и, по слухам, Американец считал это карой за убитых им на поединках. (Попробуй проверь!? Считаю эту информацию недостоверной! – Прим. мое.)
НЕ ГУСТО!
Художественная же литература XIX века выставляла дело так, будто бы в России дуэль была делом обыденным и массовым, что НЕПРАВДА, и Пушкин им вторит:
XXVI
Зарецкий …
Зарецкий, — где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны)
Вот так вот…Пушкиным показана: «… настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй.»-Достоевский.
То что Пушкин в «Евгении Онегине» допустил неточности по дуэлям, вовсе не беда!
Тем более, Ленский остался жив! https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленский,_Дмитрий_Тимофеевич
Портрет Д.Т. Ленского.
Вполне возможно А.С. Пушкин с братией в романе «Евгений Онегин» хотели подшутить над Дмитрием Тимофеевичем… по дружески… а может, и не по дружески!
Дуэт Татьяны и Онегина
Итак вторая драматическая сцена в романе!?
Глава восьмая
XV
Вошедший с нею генерал.
XVII
«Ужели, — думает Евгений: —
…«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя.
—Давно ли?» — Около двух лет….
XXI
Письмо: князь N покорно просит
Его на вечер.
XXIII
Приходит муж.
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.
Они смеются
Обратим внимание:
1. Онегин с князем-генералом на «ты»
2. Князь приглашает Онегина на вечер.
3. Князь с Онегиным вспоминает проказы, шутки прежних лет.
4, Они смеются.
Делаем вывод: Князь и Онегин знакомы давно, вместе многократно участвовали в проказах и шутках в былые времена, т.е. они близкие приятели!
Если князь-генерал намного старше Онегина, они не могли бы быть близкими приятелями!!! Значит разница в возрасте у них небольшая. Если Онегину 26 лет, то генералу менее 40 лет!
Т.е. князь совсем не старый!
Так где трагедия?!
Молодые генералы:
Павел Андреевич Шувалов, участник войны 1912 г.стал полковником в двадцать три года, а в двадцать пять получил чин генерала.
Ива́н Дани́лович Черняхо́вский родился 16 (29) июня 1906
5 мая 1942 года полковнику Черняховскому И. Д. присвоено воинское звание «генерал-майор».
В 35 лет!!!
В свои 33 года президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров стал самым молодым генералом МВД в истории России, получив звание генерал-майора.
Ачалов был самым молодым в истории СССР генералом, он получил звание в 34 года. Возглавляя ВДВ
«Я могу сказать, что в 90-е годы в таможне люди становились генералами в 27 лет. У нас есть замминистра действующего правительства, который занял этот пост в 26 лет. У нас есть министры, которые в 28 лет ими становились.» http://pasmi.ru/archive/106847
Еще пример:
12:48 23/01/2012 http://www.chel.aif.ru/culture/175791
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оболенский,_Леонид_Леонидович_(актёр)
«Когда муж старше жены на 58 лет. Признание молодой супруги через 20 лет после смерти Леонида Оболенского.»
«Я (Ирина Оболенская) вот думала, кем же он был для меня. И пришла к такому выводу, что для кого-то он был учителем, а для меня он был душехранителем, хранителем моей души…, И все это все с подачи Оболенского, как он со мной возился,.. я училась любить. Я – счастливый человек, потому что я наконец-то научилась любить….»
Ежели при разнице в возрасте в 58 лет возможна любовь и счастье, а примеров разницы в 20-40 лет ещё больше, то у Татьяны с князем-генералом проблемы по возрасту и нет…
Нет трагедии и между Татьяной и Онегиным, ведь Онегин не предлагает Татьяне супружество!
Попутно отметим тот момент, что содержание текста «Дуэта Татьяны и Онегина» из оперы Петра Ильича Чайковского не соответствует содержанию романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин.»
Такие несоответствия между авторским текстом и его театральной или кинематографической постановкой встречаются почти всегда!
Отсюда и происходит, что человек, не читая автора, судит о произведении по постановке, т.е. находится в некотором заблуждении…
Попутно заметим, как роман Пушкина, так и одноимённая опера Чайковского, оба считаются ГЕНИАЛЬНЫМИ!!!
А мы и не спорим! Пока…
Может быть, лень было?!
««Евге́ний Оне́гин»— роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.»
» Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом.»
Начал писать в 1823 г.
1825 г. в журнале напечатана первая глава.
1826 г. 2 глава
1827 г. 3 глава
1828 г.-4, 5, 6
1830 г.-7
1832 г.-8
«В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин
«Типография И. Глазунова в январе 1837 года, выпустила роман «Евгений Онегин» в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Данное издание просматривалось самим Пушкиным и содержит последнюю авторскую редакцию романа, хотя, как и все остальные, не свободно от опечаток.» (Т.е. небрежно Пушкин сделал роман! – Прим. мое.)
Конечно! Роман «Евгений Онегин» самое большое по объёму произведения Пушкина. Но Пушкин от первых дней со стихом на «ты,» и все остальные свои крупные сочинения в стихах реализовывал в сроки не более нескольких месяцев! Создаётся впечатление, что Пушкину лень было писать «Онегина!»
Ведь не стал Пушкин писать главы «Путешествия Онегина», написание которых входило в первоначальный план романа!?
Мы ведь знаем, что бывает и заказанное кем-то сочинение, не было ли сего и в случае с «Онегиным?»
Вот два факта:
«Сюжет поэмы «Мёртвые души.»был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года.»
«Работу над пьесой «Ревизор.» Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.»
Т.е. Александр Сергеевич, чтобы не писать самому, ссылаясь на «лета», сбагрил более молодому Гоголю два сюжета, возможно, ранее принуждаемые к написанию именно Пушкиным!?
Намёки на сие мы обнаруживаем в самом романе «Онегин» Пушкин говорит, что ему лень писать роман. В журналах его ругают, мол, не то пишешь! В последнем стихе, из нижеприведённых, указано на некоего (или неких) критика строгого, от которого в какой-то степени зависит направление творчества самого Пушкина и соратников по перу того времени.
«Критик строгий… повелевает …нашей братье рифмачам… кричит… да перестаньте…сё одно и то же квакать! Довольно! Пойте о другом!
Ты прав, и верно нам укажешь… личину… мыслей капитал… прикажешь …Пишите господа!»
Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам,
Но не теперь. Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я – со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь. (Пушкину 30 лет! – Прим. мое)
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Глава 6.43
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:
Е sempre bene1), господа.
Глава 8. 35
Но тише! Слышишь? Критик строгий
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий,
И нашей братье рифмачам
Кричит: «Да перестаньте плакать,
И всё одно и то же квакать,
Жалеть о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!»
— Ты прав, и верно нам укажешь
Трубу, личину и кинжал,
И мыслей мертвый капитал
Отвсюду воскресить прикажешь:
Не так ли, друг? — Ничуть. Куда!
«Пишите оды, господа».
Глава 4.32
И, полно, друг, не все ль равно
Татьяна Ларина
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Статья 9:
«… но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину.
…но мы не скажем, чтоб женщина играла у нас вторую и низшую роль, потому что она ровно никакой роли не играет.
Но среди этого мира нравственно увечных явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства. Натуры гениальные, не подозревающие своей гениальности, они безжалостно убиваются бессознательным обществом как очистительная жертва за его собственные грехи… Такова Татьяна Пушкина. (Татьяна Ларина. – Прим. мое)
Но и не этим существам, было понять Татьяну.
Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.
Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.
Задумчивость была ее подругою с колыбельных дней, украшая однообразие ее жизни; пальцы Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она не любила кукол, и ей чужды, были детские шалости; ей был скучен и шум, и звонкий смех детских игр; ей больше нравились страшные рассказы в зимний вечер. И потому она скоро пристрастилась к романам, и романы поглотили всю жизнь ее.
Итак, летние ночи посвящались мечтательности, зимние — чтению романов, — Какое противоречие между Татьяною и окружающим ее миром! Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы…»
Обширно попразднословив в своей статье, Висарион Белинский подводит окончательный итог:
«Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для нее жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало ее.
женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…»
А вот что говорит литературная наука и сам Пушкин:
Возраст Татьяны Лариной на начало и конец романа: 13-17 лет
«никто б ее назвать прекрасной не мог»
имеет «бледный цвет и вид унылой»
Когда она приезжает в Москву, местные барышни находят её «что-то странной, / провинциальной и жеманной, / и что-то бледной и худой, / а впрочем, очень недурной» (7, XLVI), при появлении в театре «не обратились на нее ни дам ревнивые лорнеты, ни трубки модных знатоков».
«дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», не умеет ласкаться к родителям, «и часто целый день одна / сидела молча у окна» (2, XXV),
Позже Пушкин упоминает «ее рассеянную лень» (7, XLIV).
Замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива, / Без взора наглого для всех, / Без притязаний на успех (…) Всё тихо, просто было в ней, / Она казалась верный снимок / Du comme il faut…» (8, XIV). «Никто б не мог её прекрасной / Назвать; но с головы до ног / Никто бы в ней найти не мог / Того, что модой самовластной / В высоком лондонском кругу / Зовется vulgar» (8, XV). Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы.
Занятия. Барышня Татьяна не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы, не играет со сверстницами в горелки и подвижные игры, зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Её тревожили приметы» (5, V).
«Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё;»
Также она читает сонник Мартына Задеки.
«Текст письма Татьяны представляет собой цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы»
«Она по-русски плохо знала, / журналов наших не читала, / и выражалася с трудом / на языке своем родном»
А вот наш старый знакомец Ф. Достоевский: «Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда,.. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы…это апофеоз русской женщины,»
Дмитрий Писарев относится к ней критически и выставляет практически деревенской дурочкой.
Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло,… которая сидит под стеклянным колпаком и обливается горючими слезами;..»
Итак:
» главная героиня поэмы (Ф.Д.) – натура многосложная, глубокая, сильная, целостная, гениальная, не подозревающая своей гениальности,.. истинно колоссальное исключение» – (В. Белинский)
А может, кто-то согласится с Писаревым?!
Может всё-таки, Татьяна, когда живёт в поместье, типичная, самая обыкновенная юная романтическая девушка?!
А вот это: «Но я другому отдана, Я буду век ему верна.» Но ведь так поступали и поступают миллионы женщин, и не только русских! Что же тут великого и уникального?!
А что делает Татьяна Ларина В Петербурге?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада…
Глава 8.46
Очень похоже на «друга» Онегина!
«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;…
русская хандра
Им овладела понемногу;
Но к жизни вовсе охладел.
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.»
Глава 1.38
Итак в Петербурге Татьяна постыло пребывает и страдает, «понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры…» – В. Белинский.
(Никто не даст ссылку, где почитать про закон натуры? – Просьба моя, Л.Г.)
Настоящая русская жизнь
по пушкинскому «Онегину»
Пушкину 23-31 год.)
…в «Евгении Онегине», поэме уже … осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй». – Достоевский.
«Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,»-А.С. Пушкин. Глава 3.28
Мне галлицизмы будут милы,
Глушь!
Россия состоит из двух частей: столица-Петербург и Москва; и глушь-провинция.
Что в глуши?
Но, прилетев в деревню дяди,
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись.
Два дня ему казались новы
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Все это ныне обветшало,,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал,
В глуши, под сению смиренной,
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.
Приготовляется шутя
К приличию — закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
…муж
А сам в халате ел и пил;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить, и позлословить,
И посмеяться кой о чем.
Проходит время; …
И гости едут со двора.
Они хранили в..
Привычки милой старины;
Два раза в год они говели;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
— У Лариных. …
Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор…»
— Я тут еще беды не вижу.
«Да скука, вот беда, мой друг».
Явились; им расточены
Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Какие глупые места!
В чертах у Ольги жизни нет.
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.
В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
В глуши, в деревне все вам скучно,
В глуши забытого селенья
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,
Надзоры теток, матерей
И дружба тяжкая мужей!
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
Хотя людей недоброхотство
В нем не щадило ничего:
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим
В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.
Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот W. Scott.
Не хочешь? — поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра тож,
И славно зиму проведешь.
(У Лариных)
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду…»
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком35
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел… Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал!
… и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь.
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют
Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересоленный);
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей
; и вот с осанкой важной,
Куплетом мучимый давно,
Трике встает; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
.. Трике,
К ней обратясь с листком в руке,
Запел, фальшивя. Плески, клики
Его приветствуют. Она
Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает.
Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты:
Зовут задорных игроков
Бостон и ломбер стариков,
И вист, доныне знаменитый,
Однообразная семья,
Все жадной скуки сыновья.
Невесту переспелых лет,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир
В деревне, счастлив и рогат,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,..
Плаксивых баб и лекарей.
Про одно именье
Наследников сердитый хор
Заводит непристойный спор.
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Как мы видим поэт-гений высмеял и унизил всё российское, что только попало на глаза!
«Мы почитаем всех нулями,» – Глава 2.14
«Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, » – 2.14
Да… есть несколько предметов, которые поэт ласкал, но о том после…
Иерей Леонид Глебец
Да, вероятнее всего, останься Ленский жить далее, он, как и многие, «приземлился» бы и опошлился. И окончил жизнь в полуживотном состоянии, описанном Пушкиным. И наверное, автор поступил милостиво. прервав жизнь чистого, романтического и влюбленного юноши таким образом – на дуэли за честь (даже не за честь, а за чистоту идеального, в чем-то надуманного образа ее) любимой девушки. Прекрасная смерть. Прекрасно, что у этого юноши был такой период, был такой момент. А вот у Белинского – не было. Как и у Писарева, и у Добролюбова и у всяких прочих чернышевских. Онегин, как и Белинский, смолоду был пошлым циником, в понимании либерал-демократов-масонов – реалистом. С их точки зрения, человек, видящей в человеке животное – он реалист, а человек, видящий в человеке духовное существо, живущее возвышенными чувствами и питающееся красотой, – это «идеалист», далекий от жизни. Другими словами, не от мира сего.
По мне так лучше быть не от мира сего. Ленский, хоть временно, но красив и благороден, Онегин никогда в своей жизни не был так красив и благороден, а кончил, как и следовало, пошлостью. Пушкин там его и бросил, потому что далее он ему не интересен:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.