Серия «Золотой век русской литературы»
«Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. (Из Википедии.)
Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «А Пушкин — наше всё»
Т.е. нам внушается мнение о исключительности А.С. Пушкина, как поэта, да и как личности – уникальной! Якобы до Пушкина, в его время, и после Пушкина не было ничего и никого и близко сравнимого с ним.
Однако реально это не так!
Искусственно в то время поэтов в России размножили многократно, мы имеем сведения о нескольких литературных группировках враждовавших между собой, имеем сведения о нескольких десятках поэтов. Неужели остальные литературные группы не имели ярких и талантливых лидеров, все были бездарны?! Нет конечно! Иначе, как бы они приобретали себе читателей, как бы могли на равных бороться с другими группами?
Опять же, мы имеем мнения критиков современников Пушкина, не выражавших восторгов о творчестве Пушкина, а скорее наоборот порицавших! Так кто же прав?! Пушкин гений или один из общего ряда и не самый яркий, а может бездарность?! А нет критерия оценки! Всё чисто субъективно!
Сам Пушкин похваливает и приводит в поучительный пример нескольких русских поэтов:
«Отрывки из писем, мысли и замечания.» 1827 г.
«но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Баратынского?»
«Никто более Баратынского не имеет чувства в своих мыслях и вкусах в своих чувствах.»
«Идиллии Дельвига для меня удивительны. Какую силу воображения должно иметь,»
«Проза князя Вяземского чрезвычайно жива. Он обладает редкой способностию оригинально выражать мысли — к счастью он мыслит,»
«Есть различная смелость: Державин написал… Жуковский говорит…Крылов говорит…Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию…»
«Опровержение на критики.» 1830 г.
«С гордостию можем выставить перед Европою Историю Карамзина, несколько од Державина, несколько басен Крылова, «Певец во стане русских воинов.» Жуковского и несколько цветов северной элегической поэзии.»
Так же немало примеров похвалы от Пушкина не только вышеуказанным, но и другим русским поэтам мы встречаем и в его стихах!
А раз так, то мысль уже хорошо знакомого нам глубокоуважаемого Аполлона Александровича Григорьева: «Пушкин-наше всё» можно и нужно поставить под сомнение, дабы не вводить в заблуждение самих себя и подрастающие поколения!
P.S. .https://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_Александр_Сергеевич#.D0.A2.D0.B2.D0.BE.D1.80.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.9F.D1.83.D1.88.D0.BA.D0.B8.D0.BD.D0.B0
Отрицание значения творчества Пушкина и критика его культа.
Публицист – «шестидесятник» и литературный критик Дмитрий Писарев отрицал значение творчества Пушкина для современности: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». На той же позиции стояли и многие нигилисты 1860-х годов, такие, как Максим Антонович и Варфоломей Зайцев.
В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Лившиц призывали «бросить Пушкина [вместе с рядом других классиков] с парохода современности» в манифесте футуристов 1912 года «Пощёчина общественному вкусу». Далее в манифесте говорилось: «Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней» (парафраз слов Тютчева на смерть Пушкина: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»). В то же время самую высокую оценку творчеству Пушкина давали Иннокентий Анненский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок.
По мнению ряда исследователей, с 1937 года в СССР официальная идеология насаждала «культ Пушкина», «культ Пушкина становится частью культа Сталина». Существует также мнение, что «чисто коммунистический культ Пушкина возводился по точно такой же модели, как культы Ленина и Сталина»
«Но стихотворение лирическое читают токмо любители поэзии. А много ли их?» – Пушкин.
«Евгений Онегин» — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.
Напомню читателю стихотворение написанное Пушкиным в эти годы:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828 г.
ВОЗРАЖЕНИЕ НА СТАТЬЮ «АТЕНЕЯ»
«В 4 книге «Афенея» напечатан разбор 4-ой и 5 главы «Онегина».
Разбирая характеры в романе, он их находит вообще безнравственными… Негодует на Татьяну за то, что, раз увидев Онегина, она влюбилась без памяти.
Наконец находит он, что сии две главы никуда не годятся, о чем я с ним и не спорю.
Что касается до стихосложения, то критик отзывается о нем снисходительно и с полною похвалою — хотя и находит в двух последних главах «Онегина» 91 мелочь и еще сотни других, цепляющих людей, учившихся по-старинному.
Из 291 мелочи многие достойны осуждения, многие не требуют от автора милостивого отеческого заступления,— вольно всякому хвалить и порицать всё, что относится ко вкусу. Но критик ошибся, указывая на некоторые погрешности противу языка и смысла. И я решился объяснить ему правила грамматики и риторики не столько для собственной его пользы, как для назидания молодых словесников….
Грамматика наша еще не пояснена. Замечу, во-первых, что так называемая стихотворческая вольность допускает нас со времен Ломоносова употреблять…
Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка.
Если наши чопорные критики сомневаются, можно ли дозволить нам употребление риторических фигуров и тропов, о коих они могли бы даже получить некоторое понятие в предуготовительном курсе своего учения…
Люди, выдающие себя за поборников старых грамматик, должны были бы по крайней мере иметь школьные сведения о грамматиках и риториках — и иметь хоть малое понятие о свойствах русского языка».
Примечания
1. ВОЗРАЖЕНИЕ НА СТАТЬЮ «АТЕНЕЯ»
1.Черновая статья; опубликована в 1930 г.; вызвана разбором двух глав «Евгения Онегина», напечатанным в журнале «Атеней», 1828 г., № 4, за подписью В. (М.А. Дмитриев). Пушкин не напечатал своего возражения, но потом отдельные замечания поместил в качестве примечаний при издании «Евгения Онегина».
Итак! Статья «Возражения на «Атенею.»напечатана только через 2 года!!!
«Возражения на критики.» 1830 г.
«Пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию. Что есть строфы в «Евгении Онегине», которые я не мог или не хотел напечатать, этому дивиться нечего. Но, будучи выпущены, они прерывают связь рассказа, и поэтому означается место, где быть им надлежало. Лучше было бы заменять эти строфы другими или переправлять и сплавливать мною сохраненные. Но виноват, на это я слишком ленив.
Г-н Федоров в журнале, который начал было издавать, разбирая довольно благосклонно 4 и 5-ую главу, заметил, однако ж,..и выговаривал мне за то, что я барышень благородных и, вероятно, чиновных назвал девчонками (что, конечно, неучтиво), между тем как простую деревенскую девку назвал девою:
Шестой песни не разбирали, даже не заметили в «Вестнике Европы» латинской опечатки.
Критику 7-ой песни в «Северной пчеле» пробежал я в гостях и в такую минуту, как было мне не до Онегина… Я заметил только очень хорошо написанные стихи и довольно смешную шутку об жуке….
Критик радовался…. Кажется, впрочем, ни одного дельного замечания или мысли критической не было. Других критик я не читал, ибо, право, мне было не до них.
Между прочими литературными обвинениями, укоряли меня слишком дорогою ценою «Евгения Онегина» и видели в ней ужасное корыстолюбие… Цена устанавливается не писателем, а книгопродавцами. В отношении стихотворений число требователей ограничено. Оно состоит из тех же лиц, которые платят по 5 рублей за место в театре.
Эти торговые обороты нам, мещанам-писателям, очень известны. Мы знаем, что дешевизна книги не доказывает бескорыстия автора, но или большое требование оной или совершенную остановку в продаже. Спрашиваю: что выгоднее — напечатать 20 000 экземпляров одной книги и продать по 50 коп. или напечатать 200 экземпляров и продавать по 50 рублей?
Цена последнего издания басен Крылова, во всех отношениях самого народного нашего поэта (le plus national et le plus populaire) не противоречит нами сказанному. Басни (как и романы) читает и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети.
Но стихотворение лирическое читают токмо любители поэзии. А много ли их?»
Иерей Леонид Глебец
1. Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-024.h