Тальберг. «История Русской Церкви.» Издательство Сретенского монастыря. Москва. 2008 г.
стр. 881
Согласно всеподданнейшему отчету обер-прокурора Свят. Синода, к 1908 г. в России имелось: церквей 51413, в том числе 735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских и ружных, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упраздненных и 2457 кладбищенских.
стр.880
В XIX и XX вв. в европейских государствах сооружены были следующие русские храмы: в Веймаре (1804), Риме (с 1823), Потсдаме (1829), Афинах (1855), Висбадене (1855), Ницце (1859), Париже (1861), Карлсруэ (1865), Женеве (1866), По (1867), Праге (1874), Дрездене (1874), Брюсселе (1876), Веве (1878), на шипкинских высотах в Болгарии (1879), Баден Бадене (1882), Копенгагене (1883), Франценсбадене (1889), Тегеле-Берлине (1892), Ментоне (1892), Биаррице (1892), Каннах (1894), Штуттгарте (1895), Карлсбаде (1897), Меране (1897), Вене (1899), Гомбурге (1899), Дармштадте (1899), Софии (в нач. XX в.•), Гамбурге (1901), Киссингене (1901), Герберсдорфе в Силезии (1901), Флоренции (1902-03), Мариенбаде (1902), Бад Наугейме (1905), Бухаресте (1909), Ницце, во имя свят. Николая и св. муч. Александры (1912), Лейпциге во имя святителя Алексия в память русских воинов, погибших в 1813 г. в Лейпцигской битве народов (1913).
(Итого построено 39 храмов вне территории Российской империи.)
стр. 849
А.В. Елисеев, побывавший е паломниками в Святой Земле около 80 лет назад, пишет в своей книге: «Я уже говорил не раз, что maximum скопления не только русских, но и вообще паломников бывает к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы; продавцы различной снеди и object de piйtй, погонщики ослов, даже нищие — все стараются в это время мараковать по-русски. «Подай ради Христа, Бог с тобой, Христос Воскресе!» кричат прокаженные, уроды, слепцы и другие просящие милостыни; замечателен тот факт, что ни на каком другом иностранном языке не просят нищие, как только по-русски, — это чрезвычайно характеризует наше паломничество. Нет перед Пасхою ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы». («С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года». С. Петербург 1885 г.).
В те уже годы число паломников, которым русское правительство облегчало путешествие и пребывание в Святой Земле, Елисеев исчисляет в 4000, предвидя все большее увеличение таковых. На Св. Пасху 1899 г. в Иерусалиме было 5882 русских паломника.
В 1847 г. учреждена была Русская Миссия. При участии архим. Порфирия, патриархией была устроена арабская типография для печатания богослужебных книг.
В последние десятилетия до революции Императорское Палестинское Общество развивало большую деятельность. Непосредственно или через епархиальных архиереев поступали в Общество со всей России пожертвования большие и малые, в числе их и копейки бедного люда, ревновавшего о Святой Земле. Синод благословил особый сбор на сей предмет, производившийся во всех церквах империи в неделю Ваий (Цветную).
В 1888 г. на Елеонской горе освящен был, в память покойной благочестивой имп. Марии Александровны, храм во имя Св. Равноапостольной Марии. В 1896 г. в Иерусалиме в Русском доме, сооруженном в 1891 г. «на раскопках» — пороге древних иудейских ворот, через которые шествовал Спаситель на Голгофу — , освящен был, в память имп. Александра III, храм во имя Св. вел. кн. Александра Невского.
. Сооружено было большое странноприимное подворье с Александро-Невским храмом. В созданных в Иерусалиме и других местах врачебных заведениях оказывалась широко помощь паломникам и местному населению. По отчету Общества за 1901/2 г. в одной Иерусалимской больнице насчитывалось 10733 больничных дня, а в пяти амбулаториях была подана врачебная помощь в 110000 случаев, с отпуском лекарств бесплатно. Для паломников устраивались назидательные чтения и они снабжались соответственными книжками.
Духовной Миссией и Палестинским Обществом сделано было много для утверждения в вере и благочестии местного православного населения и ограждения его от вовлечения в сети католиков и протестантов. Имелись мужская и женская учительские семинарии. Согласно отчету Общества за 1903/4 г., имелось в Палестине и Сирии 87 школ при 10225 учащихся и 417 лицах учебно-воспитательного состава.
Построено в период с 1860-го по 1872-е годы усилиями Палестинского комитета для размещения и нужд русских православных паломников на Святой земле. По состоянию на 1872 год включало в себя:Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, Елизаветинское и Мариинское подворья, здание Русской больницы и Российского Императорского консульства в Иерусалиме. В 1889Елизаветинское иМариинское подворья, Русская больница были переданыИмператорскому Православному Палестинскому Обществу, которое также расширяет Русское подворье своими самостоятельными проектами: в1889 году строительством Нового (Сергиевского подворья) и в 1905 году строительствомНиколаевского подворья.
Русские храмы и монастыри в Святой Земле — История — Иерусалимское отделение ИППО
стр. 856
. Согласно всеподданнейшему отчету обер-прокурора Свят. Синода к 1908 г. церковно-приходских школ имелось — 26097 с 1401886 учащимися, школ грамоты — 13650 с 436001 учащимися. На содержание церковных школ в 1907 г. было израсходовано: казенных поступлений по смете Синода — 10065509 руб. и местных поступлений 6667897 руб. При таких отпусках явилась наконец возможность придать церковно-приходскому образованию должную стройную организацию.
стр. 907
По всеподданнейшему отчету обер-прокурора Св. Синода за 1900 г., число протоиереев доходило до — 2230, священников — 43784, диаконов — 14945, причетников — 43857. По тому же отчету, кроме заграничного, придворного и военно-морского духовенства, причты 24660 церквей получали казенное содержание. Средством содержания были и земельные наделы — от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли никаким налогам не подлежали и могли быть отчуждаемы только с Высочайшего соизволения.
стр. 915
Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных монастырей, в которых жили несколько монахов для отправления богослужений) существовало к 1 июля 1896 г. 789 (в число это входили 15 единоверческих), из них 495 мужских, в том числе лавры: Успенская Киевская, Троицкая Сергиева Московская, Александро-Невская Петербургская и Успенская Почаевская, 64 архиерейских дома, 7 ставропигиальных. За всю историю России наибольшее число монастырей основано в XIX столетии — 241. Ранее более всего основано было в XVII столетии — 145. (Энцикл. Словарь. Монашество).
По данным всеподданнейшего доклада обер-прокурора Св. Синода, к началу 1908 г. состояло: в мужских монастырях — 9317 монашествующих и 8266 послушников, в женских монастырях и общинах — 12625 монашествующих и 40275 белиц. (С.В. Булгаков. 1913).
стр. 768
Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами»
Иерей Леонид Глебец