«Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14[26] апреля1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России.
http://referatwork.ru/new/source/55074text-55074.html
Можно указать на следующее идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, которые в явном или отраженном виде повлияли на развитие отечественной философской и исторической мысли:
1 Россия представляет собой совершенно особое историческое пространство, принципиально отличное как от евроᴨейской цивилизации, так и от цивилизаций восточных.
- Главным показателем особости России в мировом философском пространстве является не просто еенынешняя социальная и культурная отсталость от Европы,а имманентное пребывание вне времени и пространства мировой истории. Вся история России характеризуется застойностью, принципиальной неспособностью ни создать что-либо оригинальное, ни творчески воспринять заимствования из других культур.
- Причиной такого состояния России являетсявыбор в начальный момент ее историиложного варианта христианства, изначально поставившего страну в изоляцию от главного потока мировой истории, отождествляемого с Европой.
В меньшей стеᴨени, но также оказала воздействие на последующее развитие русской философской и исторической мысли еще одна идея высказанная в целостном виде П.Я. Чаадаевым в «Апологии сумасшедшего». Нынешняя отсталость страны способна при определенных обстоятельствах (Т.е. после революции в России! – Прим. мое, Л.Г.) стать стимулом для ускоренного развития за счет учета не только положительного, но и негативного опыта Европы.
Иначе говоря, П.Я. Чаадаев ᴨȇрвым в русской мысли высказал идею спрямления исторического пути как выхода для стран, отставших в своем развитии от ᴨередовых евроᴨȇйских государств.
Осень 1836 г. Чаадаеву 42 года! Ещё жив А.С. Пушкин!
Евгений Онегин. Один из его возможных прототипов — П. Я. Чаадаев, названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»). В начале романа (зима 1819 — весна 1820 г.) ему 24 года»
Приведём высказывание кандидата исторических наук В.В. Гурского:
Проблематика, заявленная П.Я. Чаадаевым оказалась решающей для дискуссий всей русской философии: западники — славянофилы, народники — постславянофилы, марксисты — веховцы и т. д. Уже по моему личному мнению, от чаадаевской проблематики сумел отойти только И.А. Ильин.
Ко времени Карамзина в России были известны следующие работы по зарубежной истории: классические античные и византийские (Особенно Тит Ливий и Евсевий Кесарийский) сочинения, работы Макиавелли, Дж. Вико (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%BE,_%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0),
Вольтера.
В предыдущих статьях мы рассмотрели, что Россия в XIX веке имела мощную экономику, а на основе мощной экономики Россия имела мощную армию и военно-морской флот, позволившие эффективно противостоять военному вмешательству сильнейших государств мира и союзам таковых!
Россия провела огромнейший объём работы по освоению новых огромнейших территорий, огромнейший объем каменного строительства во всех городах и в большинстве деревень страны.
Огромный объём научно-технических открытий во всех областях знаний принадлежит российским учённым.
Быстрыми темпами развивалось образование России.
Русская Православная Церковь — самая большая в мире! Т.е. самое духовное государство в мире!
Вне своей территории Россия для других народов построила 39 дорогих и великолепных храмов! Для всех народов Россия обустроила Святые места Палестины.
И всё это называют: «социальная и культурная отсталость от Европы»?!
Безумцы!
И тем не менее писатели и поэты XIX века почти все в своих произведениях, личной переписке, в журнальной полемике многократно говорят и многократно повторяют о «социальная и культурная отсталость от Европы?!»
О «передовой» Европе мы ещё поговорим.
Вот ещё хорошие материалы по экономике Российской империи:
http://nnm.me/blogs/Yourussia/mify-i-fakty-o-carskoy-rossii/
http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-6/V/15.pdf
Получается, что до революции мы и по пьянству были всего лишь на 8 месте в мире… Хорошо, что хотя бы по пиву на 7 …
Наверное, потому что хлеба с картошкой жрали больше всех! Ну разве только США больше…
Иерей Леонид Глебец