«Весной духовной» называют верующие Великий пост. И многие радуются наступлению этого долгого и нелегкого поста, хотя нести его тяжело. Начался путь к самому главному празднику православных христиан – Светлому Христову Воскресению, и это радость.
Для чего пост?
Пост – это не диета, он не для того, чтобы улучшать здоровье (хотя оздоровлению он способствует, но это побочный эффект). Пост – это подвиг. Небольшой, посильный подвиг, чтобы заслужить милость Божию и получить Его благодать (силу). Отсюда следует, что главное внимание во время поста нужно обратить на Бога, на общение с Ним, на молитву. Для этого полезно прочитать и перечитать Евангелие, толкование Закона Божиего святыми отцами.
Что делать?
Во время поста главное дело – постоянно помнить о Боге, о Его заповедях, постоянно напоминать себе о том, что Творец создал нас не для того, чтобы мы ели, спали и развлекались. Он заповедал нам: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), «Ищите прежде Царства Божиего и правды Его и это все (земное) приложится вам» (Мф. 6:33).
Пост – как раз и есть лучшее время для очищения сердца от дурных, греховных привычек, помыслов и желаний. Сердцем в Библии называется тайная глубина в человеке, которая служит первопричиной, перводвигателем во всех поступках. То самое глубокое «я», которое ведают только Бог и сам человек.
Во время Великого поста мы каждый день оканчиваем молитвой св. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Великий поклон, т.е. земной).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Великий поклон.)
Ей, Господи, царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Великий поклон.)
Пост – время для частых исповедей и причащения Святых Таин, для самоанализа и самоконтроля с целью выявить как можно больше грехов, то есть ошибок и отклонений от идеала, которому я должен соответствовать. Ибо «грех» в переводе с греческого означает «промах», мимо цели. А цель наша – Царство Божие, Царство Небесное, в котором мы будем постоянно рядом с Богом, постоянно от Него учиться и получать помощь.
Что можно есть?
Обычно о посте знают только то, что во время поста нельзя есть скоромное – пищу животного происхождения, и считают пост чем-то вроде диеты. Но воздержание от вкусной пищи – не самоцель, а всего лишь воспитание воли. Этому же служит воздержание от супружеской близости (тем более – от «партнерской»), воздержание от развлечений, особенно таких, которые приносят безудержное веселье. Воспитание силы воли нужно для того, чтобы бороться с грехами. Если человек не может просто поститься, не имеет такого опыта, он не сможет самостоятельно и навсегда бросить курить, пить, колоться. Как не сможет бросить обижаться, осуждать людей, гневаться, раздражаться. Потому что это еще труднее, чем воздерживаться от некоторых видов пищи.
Но и крайности в посте, в истощении тела – тоже грех, ошибка. Святые отцы говорили: «Лучше ешьте мясо, но не грызите друг друга», не осуждайте.
Сколько длится пост?
Великий пост длится сорок дней, затем к нему прибавляется еще Страстная седмица. Сорок дней постился Господь наш Иисус Христос перед тем как выйти на проповедь. Правда, Его пост был гораздо суровее – Он просто голодал сорок дней. От нас такого не требуется. Страстная седмица – это дни перед Пасхой, в которые поминаются последние дни жизни Сына Божиего перед Голгофой.
В этом году Пасха будет 1 мая. День Пасхи Христовой определяется по астрономическим приметам: после весеннего равноденствия (22 марта) ждем полнолуния и в первое воскресенье после полнолуния (или в самое полнолуние) празднуем Пасху. Именно в такой день и случилось Воскресение Господа Иисуса Христа.
Великий пост – самый длинный и самый строгий. Рыбу дозволяется вкушать только в праздники Благовещения (7 апреля по н/ст) и в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – последнее воскресенье перед Пасхой. Вместе со Страстной седмицей получается календарных 49 дней (постных 47).
Богу нужен наш пост?
Я бы добавил еще вопросы: «Богу нужно, чтобы мы постились? Зачем? Богу нужны жертвы? Богу нужна власть? Бог – злой?» – и так далее и тому подобное. Но Бог – не человек, хотя человека создал по Своему образу и подобию.
Начнем с того, что Бог ни в чем не нуждается. Жертвоприношения от людей Он принимал в ветхозаветный период, но лишь для того, чтобы научить людей любви. А любовь без готовности и способности жертвовать не бывает.
Однако и жертвенность – только половина любви, вторая половина – вера, доверие. Этому Бог нас учил, уже придя к нам в человеческом облике, в личности Иисуса Христа. Сын Божий вновь и вновь учил: веруйте в Меня и в Пославшего Меня.
Жертвенность и доверие – это критерии и мера любви. И то и другое легко не дается, требует усилий, терпения, воли. Трудно было людям жертвовать то, что самим нужно – хлеб, мясо, масло? Да, трудно, приходилось себя принуждать.
Трудно прощать, когда тебя обижают? Трудно. Но тому, кто много прощает людям, много простит и Бог.
Для чего мы живем?
Страх Божий, стремление угодить Богу – это совсем не то, чтобы угождать начальству. Бог – не олигарх, директор или генерал. Бог – Истина, Красота, Добро, Любовь. Если кто-то считает, что угождать кому-то, хоть Богу – это рабская психология, то да, мы – рабы Божии. Рабы Истины, Красоты, Добра, Совести и Любви.
Люди крещеные, но не имеющие опыта исповеди и покаяния, часто говорят: «А в чем каяться? У меня и грехов-то особых нету: не убивал, не воровал, так, мелочи…»
Частенько говорят и так (особенно мужчины): «А что толку ходить в храм, молиться! Я просил у Него, Он не дал, так что и ходить незачем!»
Как мы живем, так мы и к Богу относимся, и к храму Божиему. Если цель и смысл жизни у нас в том, чтобы всегда добиваться своего, чтобы приобретать желаемое, чтобы достигать максимального комфорта, обеспечить себя «по гроб жизни», чтобы еще и детям и внукам осталось, то мы и от Бога ждем помощи в достижении наших целей. Мы хотим, чтобы и Творец мира был у нас в услужении, как золотая рыбка. А иначе, мол, зачем Он нам нужен?
Если же цель и смысл жизни у нас в том, чтобы заботиться о близких, чтобы видеть и чувствовать состояние души каждого ближнего человека и помогать ему делом, пожертвованием, улыбкой, ободряющим словом, то и к Богу у нас отношение другое. Мы прежде всего спрашиваем у Творца Вселенной: «Что я должен сделать, Господи?», – как спросил юноша Савл, будущий апостол Павел. Тогда и в храм мы идем не за тем, чтобы что-то получить, а что-то дать, пожертвовать Богу свое время, пожертвовать своими желаниями, заботами, неотложными делами, своим мнением. Мы идем в храм спросить: «Господи, что я должен сделать?» – в той жизненной ситуации, в которой оказались.
Священник Виктор Максимов.