Старообрядчество

Иерей Леонид Глебец

Старообрядчество. Раскол.

8 октября 2021

 

Основная книга по старообрядчеству. 1264 страниц.

«Патриарх Никон.»
«Труды.»
Издательство Московского университета. 2004 г.
Общая редакция В.В. Шмидта.
Издательская программа правительства Москвы.
Федеральная целевая программа «Культура России»
По благословению патриарха Алексея Второго.

1264 стр. (Одна тысяча двести шестьдесят четыре страницы.) — более полного издания по документам той эпохи нет.)
Советую прочитать, я прочитал, не жалею.

Старообря́дчество, или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном.

Реальное начало Старообрядчества.

Словарь, «Религии народов современной России.Москва, Издательство «Республика», 2002г.

Стр. 338
«Первоначасьной формой Поповщины (Старообрядчество) являлось беглопоповство.
Крупные центры: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргис и в 18 в.»перемазанцы»- Рогожское кладбище в Москве. В начале 18 в. возникло Дьяково согласие на р.
Керженце..

https://ru.wikipedia.org/wiki/Керженские_скиты … https://ru.wikipedia.org/wiki/Оленевский_скит Оленевский скит — древнейший из нижегородских старообрядческих скитов, находившихся на реке Керженец. После церковных реформ патриарха Никона оленевские пустынножители не приняли нововведений и ушли в раскол. Согласие, к которому принадлежал скит, определялось как беглопоповское («перемазанщики»). (Отсюда видим, что священников и иеромонахов на момент раскола среди оленевцев не было! Прим мое.) После «Питиримова разоренья» в 1737 году скит был уничтожен, но был восстановлен после указа Екатерины II от 29 января 1762 года прекратившего преследования старообрядцев за веру и дозволявшему им вернуться в Россию. На начало XIX века… он был одним из крупнейших и известнейших на Керженце…. В 1834 году по указу Нижегородского губернского правления был составлен план скита с обозначением обителей и келий: в нём проживало 432 души мужского и женского пола. С 1838 года скит в официальных документах назывался деревней, оставаясь по сути старообрядческим монастырем. К моменту «выгонки» 1855 года в скиту … проживала 1 схимонахиня и 48 инокинь. После «выгонки» было решено переселить обитателей Оленевского скита в Улангерский. В отчёте о состоянии раскола по Семёновскому уезду за 1857 год Оленевский скит значится как бывший,

Оленевский скит
Оленевский скит находился в 24 км к юго-востоку от г. Семенов.
Нижегородской губернии, ныне — деревня Большое Оленево. . Согласно преданию, он был основан в XV в. иноками разоренного Улу-Махметом Желтоводского монастыря, сопровождавшими св. Макария Желтоводского и Унженского в его шествии с Желтых Вод на Унжу. . «Оленевские пустынножители не приняли никоновских реформ и исправления книг, к ним стекались из разных мест их единомышленники и основали вокруг Оленева скиты Керженские и Чернораменские.»
(Т.е. самый первый-это именно Оленевский скит, остальные Керженские старообрядческие скиты образовались после Оленевского скита. Прим. мое.)
После 1737 г. (Питиримова гонения на раскольников) уцелели лишь бедные остатки Оленевского и Шарпанского скитов. (По Шарпанскому скиту информации похоже нет. Прим мое.)

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Скиты. Керженские скиты Мельников романы В лесах На горах
Керженские старообрядческие скиты
«Возникновение их предание относит ко времени соловецкого сидения…..(Т.е. точная дата основания старообрядческих скитов неизвестна. Прим. мое.) иноком Арсением (Про этого Арсения похоже никакой информации нет. Прим. мое.) в пустынные леса чернораменские, где на урочище Шарапан близ Семенова Арсений основал первый скит.
В это же приблизительно время Анфиса Колычева, родственница св. Филиппа митрополита, основала в Керженских лесах Оленевский скит (в 12 в. от Семенова) (Про эту Анфису похоже никакой информации нет. Прим. мое.)
Керженец, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX — профессор Александр Павлович Лопухин.

Патриа́рх Ни́кон ( Ники́та Ми́нин (Минов); 1605, село Вельдеманово — 1681Тропинская слободаЯрославль) — московский патриарх.

1652 г. Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго»

Никон, пользовавшийся уважением царя в его ранние годы, когда тот даже называл Никона «великий государь», Никон разработал концепцию, согласно которой выдвинул тезис «священство выше царства», основанный на том, что ни один светский закон не может быть выше церковного, божественного.

10 (20) июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства.

В ноябре 1666 года открылся поместный собор Русской церкви — Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Идеологическая база и документы Соборов 16661667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ.

12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:

  1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенскогосана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».

За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом.

Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь

10 (20) июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры.

17 августа 1681 Никон скончался.

Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год. (Т.е. Никон уже 10 лет, как оставил Патриарший престол! И 8 лет Никон не патриарх! Примечание мое)

Керженские старообрядческие скиты»Возникновение их предание относит ко времени соловецкого сидения…..(Т.е. точная дата основания старообрядческих скитов неизвестна. Прим. мое.) иноком Арсением (Про этого Арсения похоже никакой информации нет. Прим. мое.) в пустынные леса чернораменские, где на урочище Шарапан близ Семенова Арсений основал первый скит. В это же приблизительно время Анфиса Колычева, родственница св. Филиппа митрополита, основала в Керженских лесах Оленевский скит

Видим, что Старообрядчество или Раскол организуют уже после Патриаршества Никона! Пока Никон был жив, его сторонники надеялись и пытались вернуть Никона во власть!

Старообрядчество-2

8 октября 2021

СТАРООБРЯДЧЕСТВО. «Разве разделился Христос?»-(1КОР. 1.13). Возникновение Старообрядческого раскола связано с управлением Русской православной церковью патриархом Никоном (1652-1658г.г.).

В 1666г. соборным решением Русская церковь низложила Никона, сослав его в Белозерско-Феропонтов монастырь. Своим решением Церковь показала, что не разделяет позицию бывшего патриарха Никона в вопросах Веры. С самого начала к расколу не примкнул ни один епископ. С большой натяжкой, можно попытаться отнести к союзникам раскола епископа Коломенского и Каширского Павла, как противника Никона, но Павел погиб ещё в 1654году, когда Старообрядческого раскола ещё не существовало, как такового.
Историками часто преувеличивается масштаб Старообрядчества, что хорошо иллюстрируется цифрами. Согласно переписи в 1912 году в России насчитывалось свыше 2,2 млн старообрядцев. Накануне революции 1917 года старообрядцы имели: 630 храмов, 3161 молитвенный дом, 73 скита, 99 школ.

В 1914 году в России проживало 185,2 млн человек, В 1912 году в России 111 тыс. священников, более 1000 православных монастырей, 100 тыс.монахов, более 40 тыс. церковно приходских школ. Перед революцией действовали 78 тыс. православных храмов. Как видим православие количественно превышает старообрядчество.
Почти сразу после возникновения, ещё в 17 веке старообрядчество разделилось на две группы: поповцы и беспоповцы, обе группы в свою очередь разделились на множество толков, не находящихся между собой в общении. Где же единство веры? Лидеры раскола, начиная с 17 века убеждали своих последователей, что в Русской православной церкви воссел антихрист. Но если так, то по Святому Писанию уже должен произойти Конец Света, ещё в 17 веке во время возникновения Раскола.
В 1800 году при Императоре Павле по благословению митрополита Московского Платона старообрядцы начали воссоединяться с Русской православной церковью через Единоверие. Единоверы сохраняют дониконовские Богослужебные обряды и имеют законно поставленного православным епископом священика. В нашем благочинии до революции единоверческие церкви были в д. Таянды и д. Погорелке.
В православных храмах крещённых старообрядцами не отпевают.

Вселенская православная Церковь имеет в своём составе кроме Русского 14 самостоятельных патриархатов и только русские старообрядцы придерживаются тех обрядов, которыми они отличаются от православных: двуперстия, сугубого аллилуя, Иисус-через одну букву «и»-Исус, хождения посолонь, 7 просфор вместо 5 и некоторых других. Таких обрядов в остальных церквах никогда не было, нет и сейчас. Мы призываем: старообрядцы всех стран воссоединяйтесь с православной церковью!

До восстания в Соловецком монастыре (Далее СМ) существовало две партии: согласные с царскими указами и выступавшие против царских указов и «немоления за царя». Партия возмущения состояла в основном из мирских насельников монастыря в том числе бежавших сюда участников восстания Степана Разина, «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы.» В СМ находилось около 300 братии монастыря и около 400 мирских. Патриарх Никон урезывал материальные достатки монастыря отпиской соловецких угодий стеснял самостоятельность монастыря. В 1652 г. Никон увёз из СМ в Москву мощи свт. Филиппа.
Сначала опишем действия царя Алексея Михайловича по ликвидации Соловецкого восстания.
23 декабря 1667 г. направлены две грамоты с предложением покориться. 27 декабря издан указ об экономической блокаде монастыря и пресечения поставок продовольствия за противление власти царя и Церкви. Весной 1668 г. на Соловки прибыл стряпчий Игнатий Волохов с отрядом стрельцов чуть больше 100 человек. В ответ монастырь «заперся.» Монастырь первым начал стрелять из пушек на что понуждали Никанор (бывший архимандрит Савина монастыря) , Азарий (незаконно назначенный келарем), Фадейка Бородин. В руководителях восстания также были Ивашка Сарафанов и Геронтий (незаконно назначенный казначеем монастыря) .(Позднее Геронтий признает свою вину перед государем и заявит о преданности Церкви. Отмечается сохранение верности Церкви и царю среди многих насельников монастыря с самого начала восстания. В декабре 1668 г. из СМ ушли 11 монахов и 9 мирских. 18 июня из СМ вышли 9 старцев и мирян, а 12 высланы из монастыря. По утверждению высланных до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царём и не одобряли уничтожение новопечатных книг.В сентябре из СМ высланы 37 человек.В 1670 лидеры восстания начали переговоры о сдаче монастыря стрельцам. В 1671 г. восставшие подтвердили, что откроют ворота, если стрельцы снимут осаду и назначат нового архимандрита. В январе 1674 году на Соловки прислан воевода И.А. Мещеринов, монастырь взят в полную блокаду, подвоз продуктов в монастырь прекращён. В СМ начались цынга и мор. Один, из находящихся в монастыре, показал стрельцам проход в стене, и они завладели монастырём в январе 1676 г. Итого на дело ушло почти 9 лет, штурма не было.

«В 1668 г.царь послал в монастырь (Соловецкий) стрельцов, и началась Соловецкая осада!, при которой первою опорой бунта были казаки из шаек Разина.Из-за крепких стен обители, раздавались пушечные выстрелы по царскому войску, ВПЕРВЫЕ возвестившие открытый раскол с государством. В первый же раз раскол отверг здесь и молитву за царя. Священники ВСЕ протестовали против этого решения монастырского Собора и успели ускользнуть из монастыря. Тогда явилось другое крайнее положение раскола: «Мы и без священников проживём»,-порешил Никанор с казаками и некоторыми из монахов, «священники нам не нужны»; и действительно стали жить без Богослужения и Таинств. Осада монастыря затянулась на 10 лет…Наконец в 1676 г. (Восстание Разина 1670-1671 гг.) уже третий воевода Мещеринов взял монастырь. Многие бунтовщики погибли в сече; оставшиеся в живых ЗАЧИНЩИКОВ бунта, в том числе Никанор, перевешаны (И правильно сделали!-примечание моё.), другие разостланы в Колу и Пустозерск; покорные Церкви и государству оставлены в монастыре.»-Толстой, стр 599-600.

Итак мы видим, что было разбирательство и каждый получил-то чего добивался! Какие обиды могут быть на царя или Русскую Церковь за Соловецкое восстание?! В течении 10 лет всем желающим предоставлялась возможность выйти с повинной, но иные захотели повисеть…

Ещё о Соловецком восстании..
Макарий митрополит, стр 507-509
«почин возмущения был положен, когда в монастырь были присланы новоисправленые книги. 8 июля 1658 г.\\\чёрный Собор\\\утвердил \\\соборный приговор соловецких иноков о неприятии новых книг, подписанный всей братией. Но трём из подписавших приговор священников, которые хотели сохранить верность Церкви-использовать новые Служебники, удалось отправить челобитную Никону, вопреки запрету архимандрита Илии (настоятеля монастыря) выносить из монастыря какие-либо послания. В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: \\\И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать..отца Германа , дважды плетьми били за то лишь, только обедню пропел по тем служебникам и с ним хотели бить архидьякона Евфимия; после этого наша братия , попы, убояся ево, архимандрита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым служебникам.\\\ Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу \\и слышать не хочет\\\ Такое же отсутствие единомыслия по всем вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях восстания. Потом в ходе следствия в Москве обнаружены слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой Римским» и Алексей Михайлович-последний седьмой царь, а осьмогде царя не будет» Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путём.
Монастырь к осаде готовился давно: «Дров навозили лет на 10″ понятно и что продовольствие тоже.
Сопоставим даты» Весной 1668 г. прибытие около 100 царских стрельцов на Соловки и начало осады монастыря. Июль месяц Никон оставляет патриарший престол. Но!!!
С 1649 г. Никон митрополит Новгородский, а значит он управляет Соловецким монастырём (Я знаю, что Соловки ставропигальный монастырь…) С 25 июля 1652 г. Никон Патриарх и быстро по своей воле выбирает и переизбирает почти всех епископов Русской Церкви и настоятелей монастырей и главных храмов. Никон жестоко берёт ВСЮ церковную власть в свои руки, а также в значительной степени берёт в свои руки и государственную власть, особенно когда царь в военном походе, когда царь в походе ВСЁ подчиняется Никону.

Вопрос: ТАК КТО ГОТОВИЛ ДРОВА (ЧИТАЙ ВОССТАНИЕ) НА СОЛОВКАХ?! Вся власть в руках Никона до 10 июля 1658 г., а дрова заготовлены до оставления Никоном патриаршества!

В настоящее время последователей Старообрядчества в России и за рубежом ок. 2 млн.чел. В Румынии-старообрядческая митрополия. Старообрядцы проживают в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. В 1995 г. в Российской Федерации зарегистрированно 164 рел. обьединения старообрядцев, 5 рел. центров и управлений, 156 рел. общества, одно духовно-образовательное учреждение, 1 монастырь. Старообрядчество в основном исповедует русское население бывшего СССР-Словарь Религии народов современной России, Российский независимый институт соц и нац. проблем. 2002 г.

Так, что и сейчас православных многократно больше. Можно посмотреть и по областям. Сейчас в Челябинской обл. около 280 действующих (2013 год) православных приходов. А старообрядцев 1 приход в г. Миассе, около 100 прихожан.

Старообрядчество-3

8 октября 2021

«Беспоповщина-радикальное направление в старообрядчестве, отвергавшее церк. правосл. иерархию и «таинство священства в целом, возникло в кон. 17 в. (После Никона. Прим мое) Каждый христианин есть священник., вместо священника уставщики и начётчики. Признают три таинства: крещение, исповедь (в иной форме) и причащение. Делятся на брачников и не брачников (не признают брака) первоначально территорией формирования Беспоповщины явилось малозаселённое Поморье, где в конце 17 в. возникла её первая разновидность «поморский толк» (даниловцы), от которого вскоре отделился «филиповский толк». Примерно токда же в псково-новгородских землях сложился «федосеевский толк», а в Среднем Поволжье-«спасовский толк»-возникший в Керженских скитах, К концу 18 века образовалось последнее крупное направление в Беспоповщине-«страннический», или «бегунский толк» В дальнейшем противоречия раздробили все толки на многочисленные согласия.

Информация взята из того же словаря.
«к 1800 году около половины населения страны были старообрядцами. И это была не худшая половина.» —ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ…

Да я не слышал, что Серафима Саровского пытаются выказать старообрядцем. Да я не знал, что раскручивается компания «Поднять знамя героев-защитников дониконовского старинного благочестия.

Что сказать?! Почитайте православные учебники: «История Русской Церкви.»

Великое благочестие было в народе до Никона?! Да нет конечно. Церковь богочеловеческий организм! «Не здоровые нуждаются во враче, но больные!»
Как и во все времена, было всё: и Святость и порок.

Старообрядчество древнее благочестие?! Покажите хоть одного святого?!

Не верьте лгунам! Наша вера правая вера Православная! «»С нами Бог, разумейте языцы!» Не со старообрядцами!

Старообрядчество-4

8 октября 2021

О НАРОДНОМ «БЛАГОЧЕСТИИ» ДО ПАТРИАРХА НИКОНА.
В школах учили только читать и писать. Под конец жизни патриарха Филарета в Москве открыли греческое училище, которое не оставило по себе никаких следов. Андреевский училищный монастырь в Москве тоже не оставил следов. Невежество, самое полное невежество, а с ним и всякого рода суеверия по прежнему господствовали в Московском государстве, не только между мирянами, но и среди духовенства, не только в простом народе, но и высших слоях общества. Вместе с невежеством и суевериями господствовали в русском народе и прежние грубые пороки. «Порок пьянства распространён в русском народе одинаково во всех состояниях, между духовными и светскими, высшими и низшими сословиями, мужчинами и женщинами, старыми и малыми, видишь на улицах там и сям пьяных валяющихся в грязи, как явление самое обычное…В Москве везде находились питейные домы, простой народ всё, что зарабатывал приносил в кабак, пропивши заработок снимал с себя платье и даже рубашку (нижнюю) и оставлял продавцу за водку. Не проходит и ночи, чтобы наутро на улицах Москвы не было найдено несколько мёртвых тел. Такие убийства часто совершаются в большие праздники, особенно на масляной неделе, когда русские целые дни пьянствуют до безумия.. Против всех этих пороков правительство принимало весьма строгие меры. самые забавы русских оставались прежние и отзывались то суевериями язычества, то безнравственностью.Самое подробное перечисление народных безобразий есть в грамотах царя Алексея Михайловича к воеводам в Белгород и др. города.
Немного находилось людей даже среди духовенства, которые любили заниматься чтением книг, а ещё менее, которые сами писали.И потому духовная литература того времени весьма скудна.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ!!!
1652 25 июля Поставления Никона патриархом Московским и всея Руси.
1658 10 июля Оставление Никоном первосвятительского престола.
За эти годы (6 лет) Никон сменил ВСЕХ архиереев Русской церкви.
1666-1667 два собора Русской Церкви по делу Никона и Расколу.

1686 ноябрь переход Киевской митрополии в подчинение Московскому патриархату от Константинополького патриархата. (От начала раскола прошло 20 (Двадцать!!! лет!)

Как мы видим в Расколе Украина, Белоруссия, Молдавия не участвовали! А на тот исторический момент это почти половина современной РПЦ!!!

Зло, против которого боролись власти церковные около столетия и которое не могли одолеть. Многогласие при церковном богослужении. Церковные службы по уставу казались длинными и утомительными. Придумали и мало помалу привыкли отправлять службы разом многими голосами: одновременно один читал, другой пел, третий говорил ектеньи, четвёртый возгласы, пятый и шестой…и пр. Их чего выходила такая путаница звуков, что почти ничего нельзя было расслышать!
Пели и читали в 5-6 голосов, и больше со всяким небрежением!
Другое, столь же закоренелое зло, состояло в том, что в пении произносили слова не как в речи, а растягивали иногда до безмыслия, переменяли в словах полугласные буквы на гласные, прибавляли новые гласные, отнимали согласные, переносили ударения. Это так называемое хомовое пение началось в 15 веке, постепенно усилилось и в 17 веке достигло крайностей.
Пели Сопасо (Спас), во моне (во мне), пожеру, волаемо, людеми и подобное. Инок Евфросин писал: «подобные искажения и ереси в нотных книгах БЕСЧИСЛЕННЫ. (Так откуда у старообрядцев «верные» старинные богослужебные книги?!) Учитывайте, что подавляющее число населения было безграмотно, а грамотные едва умели читать и писать!!!

«Словарь Религии народов современной России.» 2002 г. Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
«Старообрядчество-совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церковные реформы, проведённые патриархом Никоном в сер.17 в.»
Историческая наука говорит, что главная причина раскола реформы Никона.
Не согласен…
Вот мы прочитали выше: О ДРЕВНЕМ БОГОСЛУЖЕБНОМ БЛАГОЧЕСТИИ! (ДО НИКОНА,)
Там описано только часть безобразий из доникановской церковной жизни. И об этих безобразиях церковь говорила уже давно, ни один век!
Также выше мы прочитали: О НАРОДНОМ БЛАГОЧЕСТИИ ДО ПАТРИАРХА НИКОНА.
О тех многочисленных безобразиях, о которых Русская Церковь говорила ни один век.
А воз и ныне там…Назвать состояние Русской Церкви и народные обычаи Руси до Никона, образцово показательными никак нельзя!

Так вот, Мы имеем замечательный письменный памятник: «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидьяконом Павлом Алеппским.» Москва 2005 год, 725 страниц.
Путешествие совершено при патриархе Никоне!
Вот они прибыли в Коломну (сейчас территория Москвы) стр. 232
«Ежедневно они бывают в церквах за обедней, и в каждом приходе все (!!!???) присутствуют в своей церкви: мужчины, малые дети и женщины, каждый приносит одну или несколько свечей, к каждой свече приклеена копейка. Во всех их церквах выходят от обедни ежедневно только после третьего часа (прим. за 9 часов до заката солнца), до которого они постятся. Все дороги обилуют церквями, и куда бы кто не ехал, останавливаются слушать обедню в ближайшей церкви.
Всему этому причина их великое желание постоянно бывать у церковных служб.

Мы дивились на порядки в их церквах, ибо видели, что все они от вельмож до бедняков, прибавляли к тому, что содержится в законе, канонах и постановлениях типикона, прибавляли постоянные посты, неуклонное посещение служб церковных,непрестанные большие поклоны до земли даже по субботам и воскресеньям, хотя это не дозволено, пост ежедневный почти до девятого часа или до выхода от обедни, а не так как повелевает закон поститься по средам и пятницам. Выходят они из церкви в одно время, будет воскресенье, праздник или будний день. У них нет различия между службой монастырей и мирских церквей-всё равно. Непременно поют «Алилуя» Трижды. (Далее описывает особенности службы)
А что касается до нас, то душа у нас расставалась с телом оттого, что они очень затягивают обедни и другие службы: мы выходили не иначе, как разбитые ногами и с болью в спине, словно нас распинали. Но да совершиться воля Божия!»

Старообрядчество-5

8 октября 2021

Основные источники использованные мною в данной теме:
Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, «История Русской Церкви, Москва 1994, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. семь томов. (Книгу мне передарили, не просил)
«Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алепским. Перевод с арабского Г.Муроса, Москва 2005 г.
Словарь Религии народов современной России, Российский независимый институт социальных проблем, Москва, Издательство «Республика» 2002 г.

«До 1658 года под рассмотрением Никона исправлены и изданы были «Постная триодь,» и «Скрижаль» 1655 г., «Соборник» молитв и «Часослов» 1566 г. «Ирмолог», переведённый снова 1657 г.; Требник и следованная Псалтырь 1658 г. (Данные взяты: «История Русской Церки,» М.В. Толстой, Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991 г. стр. 576)

Напомню, что Никон оставил Патриарший престол в июле 58 года. Так, что внедрять Требник Никон уже не успел!!!

«Патриарх (Иосиф, предшественник Никона) решился поручить дело надзора за печатанием книг (богослужебных) лицам пользовавшимся особенным его доверием…они были: протопоп Аввакум, Иоанн Неронов, суздальский поп Лазарь, поп Никита\\\прозванный в последствии Пустосвятом\\\, царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев и некоторые другие. В предметах веры существовала для них одна только мёртвая буква,…Не имея в сердце способности воспринимать внутренний смысл богослужебного обряда и всей внешней стороны христианского богопочитания, руководимые лицемерной набожность, …любили доискиваться особенного значения, в особенности там где не было повода к тому…принадлежали партии мнимых приверженцев старины. Они вносили свои мнения и в богослужебные книги. Ничто не препятствовало им…Итак, новые справщики церковных книг, отличавшиеся крайним невежеством, не только портили книги, печатая их с неверных, искажённых рукописей…но и вносили в книги свои собственные заблуждения.» стр 564-565 Там же Толстой.

Petr.Kudinov Вы написали, что у современных старообрядцев богослужебные книги дониконовской печати, вот каковы эти книги…

Старообрядчество-6

9 октября 2021

Противники Никона.

Если желающих восхвалять или защищать «безвинного» страдальца Никона полно от дней его жизни до сего дня.
То практически всех противников Никона историки относят к раскольникам, личным врагам Никона и более того к врагам Церкви, подпавшим под Соборную анафему.
ЭТО НЕ ТАК!!!

Иоанн Неронов протопоп московского Казанского собора.

Митр. Макарий, «История русской Церкви», том.7 стр 75
«Ещё в то время, когда патриарх Афанасий находился в Москве, произошло ПЕРВОЕ открытое столкновение у Никона с его противниками. Столкновение описал Сам Неронов в своей «Росписи», которую посылал царю Алексею Михайловичу, и в своей челобитной, которую подал впоследствии патриархам. В июле 1653 г. (Никон патриарх с 25.07.1652 т.е прошёл год) Никон собрал в своей крестовой Собор, на котором разбирали дело муромского протопопа Логгина….Никон «не испытав истины, по отписке воеводы, осудил Логгина в мучение злому приставу, мстя себе прежде бывшее обличение от Логгина в его Никона небрежном, и высоумном, и гордом житии» (А разве не так?! Ведь Логгин сказал правду!-прим. мое) Неронов не вытерпел и сказал (Неронов только что узнал об участи Логгина и вполне понимает, что рискует Собой!-прим. мое) «За что отдавать Логгина жестокому приставу?! Нужно прежде произвести розыск…Тут дело великое, Божие и царево, и самому царю следует быть на сем Соборе» На что Никон отвечал: «Мне-де и царская помощь не годна и не надобна, да таки-де на нее плюю и сморкаю» (Из сохранившихся письменных источников мы знаем, что Никон часто оскорблял других и часто врал!-прим. мое) А Неронов завопил: «Патриарх Никон! Всбесился ты, что такие хульные слова говоришь на государское величество…»
Никон через несколько дней вновь созвал Собор и жаловался на Неронова как на своего клеветника пред государем и утверждал, что такие слова про государя не говорил. Ростовский митрополит Иона сперва молвил: «Было де так, как Иоанн протопоп говорит», да тотчас же и заперся и произнёс; «Патриарх Никон таких слов не говаривал»…Никон: «Я сужу только по Евангелию» (Врёт! Многократно нарушал Никон Евангельские заповеди!-прим. мое) Неронов: «В Евангелии написано: Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, а ты и тех, кто добра тебе хочет, ненавидишь, а которые клеветники и шёпотники, тех ты любишь и жалуешь, и слушаешь.Кто тебе огласит (оклевещет) кого хоть за 500 или 1000 верст, ты веришь, а про богомольцев говоришь, послушав клеветы; вот что они делают, нечестивцы, а протопопы Стефан (Вонифатьев-духовник царя) и Иоанн (Неронов) им ворам потакают…»

«Никон: «Я сужу по правилам св. апостолов и св. отцов»(Врёт! -прим. мое.)
Неронов: «В правилах написано не верить клеветникам, проверять их истинными свидетелями, уличенных же клеветников наказывать без пощады, а тебе клеветники явно клевещут на добрых людей, и ты им веришь. Доселе ты называл протодиакона Григория и прочих, которые ныне у тебя в крестовой советники, врагами Божиими и разорителями закона Господня, а ныне у тебя на Соборе то и добрые люди. Прежде ты имел совет с протопопом Стефаном (Духовник царя) и его любимыми советниками, и на дом ты к протопопу Стефану часто приезжал, и любезно о всяком деле беседовал, когда был игуменом, архимандритом и митрополитом (Никон через пр. Стефана втирался в доверие к царю-прим. мое) Которые боголюбцы присылаемы были государем к патриарху Иосифу, чтобы он по его государеву совету поставил одних в митрополиты, архиепископы и епископы, других в архимандриты, игумены и протопопы, и ты с государевым духовником Стефаном бывал тогда в совете, И НИКОГДА НЕ ПРЕКОСЛОВИЛ (Вполне умеет Никон владеть собой и своими эмоциями, а то рассказываю почитатели Никона сказки будто бы у Никона вспыльчивый характер, отчего он «бедный» и пострадал…прим. мое) и при поставлении их не говорил: недостоин. Тогда все у тебя были непорочны, а ныне у тебя те же люди стали недостойны. И протопоп Стефан за что тебе враг стал? Везде ты его поносишь и укоряешь, а друзей его разоряешь, протопопов и попов с женами и детьми разлучаешь. (Это Никон называет судить по Евангелию, по правилам св. апостолов и св. отцов!-прим. мое)
Доселе ты друг наш был-на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам БЕСПРЕСТАННО МУЧИШЬ.

Старца соловецкого и в воскресный день велел бить немилосиво. (Тоже по Евангелию-прим. мое). Властям зазираешь, а сам БЕСПРЕСТАННО МУЧИШЬ, Вот ты укоряешь книгу «Уложение», посохом её попираешь и называешь недоброю, а ты и руку к ней приложил, когда её составляли,- в те поры называл её доброю. А любящие Бога не боялись нищеты, скорби и смерти, за истину страдали и стояли крепко,(вскоре Неронов на деле, своими мучениями подтвердит свои слова!-прим. мое) как ныне от тебя боголюбцы терпят скорби, и беды, и разорения.»

Где в речи Неронова неправда? ВЕЗДЕ правда!

Начало крестного пути Неронова.

Обратим внимание, что на данном Соборе и речи нет о церковных обрядах, старых-новых богослужебных книгах. На соборе присутствуют только послушные Никону люди. Царский духовник Стефан на собор не приглашён.
Собор на столько же нужен Никону, насколько Сталину были необходимы Политбюро и ЦК.
Никон определил послать протопопа Неронова на смирение в монастырь.
стр. 77 там же.
«И за те мои слова сослан я был в Спасский монастырь на Новое под начало и того же дня переведён в Симонов монастырь и отдан под крепкое начало: мне не велено было ходить в церковь, а ночью сторожа меня со свечами держали (пытка бессоницей-семь дней!-прим. мое) и семь дней никого из людей не пущали ко мне. В осьмой день привезли меня в город на царе-борисовский двор и тут били немилостиво, а когда везли из монастыря, то быстро скакали на телеге, хотели тряскою меня уморить. И привезли меня в соборную церковь, и патриарх Никон велел Крутицкому митрополиту сильвестру снять с меня скуфью. и как сняли скуфью, опять послал меня патриарх в Симонов монастырь, и на шею наложили мне большую цепь. (Как там Никон говорил? По Евангелию и пр.?-прим. мое)
В 4-й день августа послал меня в Вологодский уезд на Кубенское озеро, в Каменный монастырь, под крепкое начало, а в грамоте о мне ко властям было написано: за великое бесчиние велено в чёрных службах ходить»

Вот так «смиренный» Никон превратил монастыри из домов молитвы в дома пыток!

Последнее публичное слово Неронова на Соборе 1666 г.

Так написано у митрополита Макария: стр. 326
«На десятое заседание Собора (1666 г. на этом соборе Никон лишён патриаршества.) являлись на суд один за другим несколько раскольников, и прежде всех, явился первый виновник раскола (Никогда не соглашусь!!!-прим. мое), старец иеромонах Григорий Неронов (Как видим Неронову ещё до собора возвращено священство!!! Иеромонах-это монах и священник), бывший протопоп Казанского собора в Москве, человек непостоянный в своих религиозных убеждениях (Не согласен!-прим. мое) …Теперь призванный на суд Собора , Неронов в другой раз «отрекся от своего учения и во свидетельство истинности СВОЕГО ОБРАЩЕНИЯ дал свое рукописание»-это было 1 июля-и был опять прощён.»-этот материал митрополит Макарий взял из «Материалы для истории раскола за первое время его существования\под редакцией Н.И. Субботина. М. 1875-1881. Т. 1-6

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3…0%ED%EE%E2%E8%F7_(%EF%F0%EE%F4%E5%F1%F1%EE%F0) здесь про Субботина.

Вот так оценивает Неронова Субботин, не буду спорить.
Заметим, что на десятое заседании Собора 1666 г. Иеромонах Григорий Неронов пришёл, как полноправный верующий Русской Православной Церкви, дал рукописание «во свидетельство истинности СВОЕГО ОБРАЩЕНИЯ»
Т.е. после Собора 1666 г. Неронов принадлежит Русской Православной Церкви, от которой Неронов НИКОГДА не отлучал себя и НИГДЕ против Церкви не боролся! И Никогда не принадлежал церкви раскола.
Столкновения у Неронова были с Никоном и Неронов знал, чем Ему это грозит, и пошёл на муки за Веру!
В последующих материалах мы это увидим.
Итак Собор 1666 г. подвёл итог диалога Никона и Неронова на никоновском Соборе в 1653 году (Первый год патриаршества Никона.)
Никон лишён патриаршества, священства и отправлен в ссылку, Неронов остаётся иеромонахом Русской Православной Церкви.
2 октября 1669 года Неронов сделан архимандритом Данилова монастыря.
Управление его монастырём было образцовым, он служил и проповедовал каждый день. После литургии всем, бывшим в обители, давал обед. Архимандрит продолжал придирчиво следить за церковной службой.
Архимандрит Григорий Неронов умер 2 января 1670 года, имея 79 лет от роду, и погребён в паперти соборной церкви Данилова монастыря. Над его могилой в стене собора есть белокаменная плита.
Вот так! Неронов умер настоятелем Данилова монастыря РПЦ!
Так что пусть раскольники на нашего исповедника Неронова не зарятся!!!

Старообрядчество-7

9 октября 2021

Начало раскола? НЕТ!!! Логгин.

Митрополит Макарий. том 7 стр 289
«Русский раскол старообрядчества, появившийся при Никоне (не согласен, позже!-прим. мое), при нём же, пока он ещё правил Церковью (1652-1658-шесть лет Никон правил) совсем было прекратился (да не начинался ещё!-прим. мое) из пяти первых лиц, восставших против Никона и начатого им исправления церковных обрядов и книг (книги тут непричём .прим мое)
трое уже скончались (автор говорит про 1657 год) епископ Коломенский Павел и протопопы Логгин и Даниил.»
Стр. 407 там же
«Некоторые из жителей Мурома, после того как протопоп Логгин был осуждён (Никоном) и удалён от них, подали о нём просьбу архиепископу Рязанскому и Муромскому Мисаилу, в которой всячески восхваляли того и порицали своих противников. Говорили, что Логгин, муж учительный, «по вся дни и нощи, и часы» проповедовал слово Божие, вразумлял невежественных, а других обличал, что эти злые люди, не терпя обличений сделали на него донос, а соборный поп Иван Сергеев, желая быть протопопом на месте Логгина «выманил у сторонних людей писание, протопопу Логгину на укоризну», по удалению Логгина из Мурома в городе открылись беспорядки» (Имел Логгин авторитет в Муроме!-прим. мое)
стр.402 там же
«Протопоп Логгин в лицо укорял патриарха Никона за его «небрежное, и высокоумное, и гордое житие»..Логгин , когда его Никон расстриг в Соборной церкви и сняли с него однорядку и кафтан во время большого выхода «Никона порицая, через порог в алтарь в глаза Никону плевал и, схватя с себя рубашку, в алтарь в глаза Никону бросил.»

Логгин и Даниил.
«Логгин— Муромский Протопоп, живший во времена Московского Патриарха Никона, первый в Великой России начал проповедовать изустно на память в Церквях свои Поучения и уговорил к тому же других Муромских Священников. Но поелику Великороссийский народ, не видавший еще обыкновения сего и в Столице, начал соблазняться, а Проповедники сии, не представляя Поучений своих на рассмотрение, говорили их, то Никон Патриарх запретил им (ПОТОМУ ЧТО САМ НИКОН НЕ УМЕЛ ПРОПОВЕДИ ГОВОРИТЬ, а читал!!!-прим мое)и даже, лишив их чинов, сослал в Сибирь;\\\\\\\\\\\
а в Церквях подтвердил читать народу только Поучения Св. Отцев, издревле переведенных на славянский язык, и некоторые до того времени уже напечатанные целыми книгами под названием Соборников, Маргаритов, Бесед и проч. Впрочем, сия строгость Патриархова происходила не от предубеждений вообще против изустных поучений (ибо таковые говорить позволял он Епифанию Славинецкому и сам советовался с сим ученым мужем), а от недоверчивости к новым, еще не испытанным и, может быть, неискусным Проповедникам и от осторожности, дабы не подать народу повода подозревать о новости самого их учения. Во времена недовольного еще просвещения и у прочих Европейских народов Соборами узаконено бывало, лучше читать в Церквах для поучения народу Беседы, выбранные также из Святых Отцов и переведенные на язык народный, нежели позволять неискуссным Епископам и Священникам проповедовать свои сочинения. См. о сем Правило 17 Собора Туронского, бывшего в 813 г., и Правило 2 Могунтийского, бывшего в 847 г. Такая осторожность никогда не излишня для Церкви. Ибо и смыслящие иногда только себе проповедуют, иногда нечисто проповедуют, иногда своим красноречием даже испраздняют Крест Христов и проч., как заметил еще Апостол Павел 1. Кор. 1; 17. 2. Кор. 2; 17. 4; 5. Филип. 1. 15, и проч.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/72925/Логгин.»
Про Костромского протопопа мы почти не имеем сведений.
Итак оба: и муромский Логгин и Даниил Костромской в муках от Никона перешли в мир иной. Но оба от Русской Православной Церкви НЕ ОТРЕКАЛИСЬ!!!
Поэтому все трое погибших: епископ Павел (как мы говорили ранее), Логгин и Даниил никак не принадлежат к раскольникам! Не раскольник и Неронов!
Итого из пятерых, приведённых митрополитом Макарием,остаётся один протопоп Авакум. Ладно…Пусть старообрядцы возьмут себе..Ихний Авакум. Ихний!

Старообрядчество-8

9 октября 2021

Никоновские силовые структуры.

«Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию.» Архидьякон Павел Алепский.
стр. 373 Во всяком месте (пребывания архиерея) есть тюрьма, снабжённая тяжёлыми железными оковами и большими деревянными колодками. если кто из настоятелей монастырей или ВАЖНЫХ священников совершит проступок, тот, будучи заключён в оковы должен просевать муку НОЧЬЮ и ДНЁМ (пытка сном) при пекарне, пока не отбудет срок наказания: нам случалось их видеть в таком положении.»
Выше мы уже писали, что монастыри Никон из места молитвы превратил в тюрьмы и места пыток.
Ещё пример: стр. 374
«Сийский монастырь, что находится среди озера. Его обитатели весьма злы и жестоки и нисколько не сострадательны к людям, туда сосланным: не дают им отдыха, так что большинство заточённых в него умирают от притеснений.»
Стр.347 Во время Великого поста.
Ратники обходили город. «Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали ему руки за спиной, палач шёл позади него, провозглашая совершённое им преступление, и стегал его по плечам и спине длинной плетью из сырых бычьих жил: как только она коснётся тела, тотчас же брызнет кровь. В таком положении водят человека по городу и затем сажают в тюрьму на известное время.»
стр. 357
«Так как Никон патриарх отличается чрезмерной крутостью нрава и приверженностью к греческим обрядам (Неправда!-прим. мое.),,то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобные иконы (написаные по образцам франкских и польских), в каком бы доме ни находили их, даже из домов государственных сановников, что и было исполнено. Никон выколал глаза у этих образов (Вполне достойное дело для «православного» патриарха!-прим. мое), после чего стрельцы, исполнявшие обязанность царских глашатаев, носили их по городу, крича: «Кто от ныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет примерное наказание.»

Это происходило в отсутствии царя.Видя как патриарх поступал с иконами, подумали, что он сильно грешит, пришли в смущение и волнение и сочли его противником икон.»
Во время торжественного служения в Неделю Православия в присутствии Антиохийского патриарха и царя.
«Патриархи предали АНАФЕМЕ и ОТЛУЧИЛИ от Церкви и тех кто станет изготовлять подобные образа, и тех кто будет держать их у себя. Никон брал эти образа правой рукой один за другим, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались (Вполне достойное дело для «православного» патриарха!-прим. мое) и приказал их сжечь. Никон поднимал правой рукой икону, всякий раз при этом восклицал: «Эта икона из дома вельможи такого-то, сына такого-то», т.е. царских сановников. Целью его было пристыдить их» (Да нет! Целью было показать свою власть и запугать!-прим. мое)
Это событие происходит в 1656 году Никон почти четыре года как патриарх. Как мы видим НИКТО в Московском государстве не может воспротивиться карательным действиям Никона. Никоновские стрельцы обладают властью вторгаться в любой частный дом, в том числе в дома царских сановников!!!

Войско Никона.
Павел Алепский. стр. 432 Троице-Сергиевская Лавра.
«в нём свыше 500-600 монахов. Затем келарь показал нам помещения монастырских арсеналов, где хранятся пушки без счёта, ружья большие и малые без числа, оружие во множестве, луки, стрелы, мечи, пистолеты,копья, кольчуги и железные брони. Как сказал нам келарь, в этом монастыре оружия и снарядов хватит более чем на 30000 (тридцать тысяч) человек. Есть порох в бесчисленных бочках, есть ядра и голыши, цепи и пр.
Потом келарь повёл нас вверх на огромную стену монастыря и обошёл её с нами кругом: стена громадна и поражает удивлением. Её выстроил тот келарь, которого сослал патриарх Никон. По своей высоте, множеству отверстий и помещений она превосходит окружные стены всего города Москвы. Толщина стен около 10 локтей, число пушек по окружности стены бесчётно. Прежде стены монастыря были низкие, потому келарь и возобновил их в недавнее время, причём сделал весьма большие.»
«Стр. 374 там же » В последнее время Никон дошёл до того, что , что отставил от должности келаря монастыря Св. Троицы и заточил его в один монастырь, хотя тот по своему по своему значению был третьим правителем, ибо в этой стране считают трёх правителей: царя, патриарха и келаря Св. Троицы. После такого сана Никон сделал его мельником в том монастыре, куда он заточён им. Монастырю Св. Троицы цари дали в пользование четыре полка ратников, каждый в 600 человек. Патриарх поставил на его место келарем Арсения Суханова.»
СТР. 422 там же. «Поистине в этой стране архиерей есть важнейший правитель, коему подчиняется воевода. В его руках имущество церкви и её сокровища. Но над ним есть блюстители и полномочные, кои сообщают о нём всё в подробности. (Блюстители и полномочные от Никона-прим мое)
Стр. 439 там же.
«Когда мы встали от стола, Никон показал патриарху Макарию из окна множество телег, нагруженных ружьями, которые он посылал царю. Он сказал, что их пятьдесят тысяч и что они получены теперь в ящиках из шведского королевства.»

Захват власти..
Митрополит Макарий, том 7, стр.19
«Казанский митрополит возвестил государю (Алексею Михайловичу) от лица всех, что они из 12 духовных мужей избрали на патриарший престол Никона, митрополита Новгородского (А Бога не вопросили!-прим. мое). По окончании молебствий царь послал «по новоизбранного патриарха»…всё должно было происходить по наперед составленному чину избрания..Но за сим последовало неожиданное отступление от чина. По чину предполагалось, что, как только Никон услышит от посланной к нему депутации повеление государя явиться в соборную церковь, он тотчас явиться, скажет речь государю и всему собору. Посылали за Никоном много раз: Никон не покорялся. Послал наконец государь главнейших бояр и архиереев, чтобы они взяли Никона против его воли и привели на собор,-Никон был приведён. И начал царь со всем своим синклитом, духовенством и народом умолять Никона, да будет патриархом в Москве и России, но Никон не соглашался, называя себя смиренным, неразумным и не могущим пасти словесных овец стада Христова. (Ах скромный ты наш!-прим. мое)
Прошло много времени в напрасных мольбах. Наконец царь и все присутствовавшие в церкви пали на землю и со слезами молили Никона принять патриаршество…Никон заплакал (Наверно тренировали, как артисты тренируются плакать или луковицу понюхал.-прим. мое) обратился к царю и ко всем находившимся в церкви с такими словами: «Вы знаете, что мы от от начала (От какого начала?!-прим. мое) приняли св. Евангелие, вещания св. апостолов, правила св. Отцов и царские законы из православной Греции (При чём тут, при избрании патриарха, царские законы?! Никон знает при чём! Остальные не знают!-прим. мое), и потому называемся христианами, но на деле не исполняем ни заповедей евангельских, ни правил св. апостолов и св. Отцов (Сам-то Никон и не собирался всё это исполнять!-прим. мое), ни законов благочестивых царей греческих….
Если вам угодно, чтобы я был у вас патриархом, дайте мне ваше слово и произнесите обет (Нарушение заповеди! «А Я говорю вам: не клянись вовсе:
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.-Евангелие от Матфея, глава 5.34-37. прим. мое) в этой соборной церкви пред Господом и Спасителем нашим и Его Пречистою Материю, Ангелами и всеми святыми, что вы (Но не я Никон! прим. мое) будете содержать евангельские догматы и соблюдать правила св. апостолов и св. отцов и законы благочестивых царей. Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца (Читай Слушаться как хозяина!-прим. мое) во ВСЁМ, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства» (Чего стоили Никоновские слёзы?! Лицемерие, хитрость и обман! А ведь поверили все! прим. мое)

Тогда царь и все бояре, и весь освященный собор произнесли пред святым Евангелием и пред святыми чудотворными иконами обет исполнять ВСЁ, что предлагал Никон.»
Вот так и отдали Никону власть в государстве, пока ещё не всю…

Захват власти-2

Павел Алепский. стр. 372.
Порядок управления (государством) в отсутствие царя.
«Перед отъездом царь (Алексей Михайлович) поставил на место себя полномочного наместника и нескольких министров. Высшее решение принадлежит наместнику.
Наблюдателем НАД ВСЕМИ (!!!!!!!) он (царь) поставил патриарха (Никона) НИ ОДНО ДЕЛО (!!!!!!!), важное или незначительное, не делается иначе, как с его совета и по докладу ему министрами КАЖДОЕ УТРО,
Обыкновенно ежедневно рано по утру министры являлись в приказ, так мы видели своими глазами, что царский наместник приезжал в морозные дни.
Все министры собравшись в приказе (Никоновском), оставались там, пока не прозвонит колокол патриарха; тогда патриарх выходит к ним. Бояре стояли у его дверей на сильном холоде, пока патриарх не приказывал их впустить. При входе бояр Никон оборачивался к иконам, читая про себя «Достойно есть», причём все они делали земной поклон. Каждый из них, кланялся Никону до земли, подходил под благословение и вторично делал земной поклон. Патриарх разговаривал с ними стоя, причём они докладывали ему все текущие дела, на кои он давал ответ, приказывал им, что должно делать.
Как нам случалось видеть, государственные вельможи вообще не чувствуют особенного страха перед царём и не боятся его, а, наверное, патриарха больше боятся. предшественники Никона никогда не занимались государственными делами.
По окончании приёма Никон опять оборачивался к иконам, пел вторично «Достойно есть» и, обернувшись благословлял бояр и отпускал их….
Патриарха окружает множество бояр, из коих большую часть он делает теперь правителями областей, например воевода Путивля и другие, из них же бывают уполномоченные, казначеи и келари для всяких дел.»
Вот так!!! Т.е. когда царь на войне ВСЯ ВЛАСТЬ в государстве принадлежит Никону! И он потихонечку заменяет воевод и прочих. своими людьми.
А Вы говорите двуперстие….Хотя и оно пригодится!!!

Старообрядчество-9

11 октября 2021

«Стихийное» восстание в Новгороде при митрополите Никоне. Связи с Западом.
«патриарх Никон». МГУ. Стр. 27
«Живуще же ему (Никону) в великом Нове-граде при боярине и воеводе Князе Феодоре Андреевиче Хилкове, бысть велие народное волнение в великом Нов-граде и во Пскове возмущение. (А в других городах нет!-прим. мое)»
Далее излагаю конспектом.
«Посадский человек Волк, ходя по немецким дворам, глаголя по немецки (Очень интересно!!!??? По немецки..-прим. мое) торговым немцам: что ми хощете дати, и аз вам повем тайное над вами новгородцев умышление? Те заплатили.
Волк: вас яко другов и лазутчиков боярина Морозова всех хощут внезапно смерти предати и имения ваша разграбити, уходите скорее.( Возмущение на Морозова черни уже поднято.)
Немцы на своих и на нанятых конях с товарами в землю свою поидоша.
Волк в земской избе и тамо поведа всяких чинов людям, надо немцев переимав, казну ону у них взяти., немцев, как предателей судити.
Те догнали немцев начали бить и грабить. Но от смерти немцы избавлены быша советом новгородцев лучших, богатых людей. (Это ещё кто такие? Почему им толпа восставших подчинилась? А не могли они и всё восстание унять? Могли! Могли и не поднимать чернь на восстание!-прим. мое) Народ послушав их.
Оных немцев в темницу за стражу посадиша. (Две цели: Немцев сохранить чтобы не перебили, в будущем пригодятся и на «законном» основании отобрать всё имущество немцев. Ещё наживут! И опять ограбят!-прим. мое)
Сами же восставшие на грабёж гостей и богатых людей домов и их имения уклонишася. (Тут лучшие люди не чинят препятствия! А зачем?! Всё ограбленное к лучшим людям перейдёт! -прим. мое)

Боярин же и воевода Князь Хилков зря таковое народное возмущение (т.е. воевода в группу лучших людей не входит и лучшие люди с воеводой свои действия НЕ СОГЛАСОВЫВАЮТ!!!-прим. мое) хотя оный мятеж усмирити, посла к ним своих людей уговаривать их. Но те не послушали и хотяше смерти предати и воеводу тоже.
Пришли к воеводскому двору купно со стрельцами и казаками (т.е. все или почти все войска подчиняются в данный момент лучшим людям, против воеводы, а в лице воеводы против царской власти!-прим. мое)
Далее написано, что воевода бежит в дом митрополита Новгородского Никона.
(«близ земские и таможенныя изб, идеже бе из собрание»-вот и центр указал Никон откуда управлялось восстание лучшими людьми.-прим. мое)
Никон хотя воеводу от смерти избавити к оному возмущенному и яростью велиею дышащему народу изыде, нача оные увещевати от Божественного Писания. (Оно им надо слушать?! Никону ничего не угрожает, т.к. в планах лучших людей сделать Никону пиар на этом восстании и посадить Никона патриархом. Что и сделано было!-прим. мое)
«и абие яко зверии на Никона устремишася, начаша его немилостивно бити, овие же дреколием, овие же какамением (пиарят-прим. мое) ему же точно глаголющу: (т.е. Никон говорит)Господи, не постави им греха сего. не ведают бо что творят.»-(Брехня!!! Никогда и никому патриарх Никон ничего не прощал, а предавал на пытки и смерть!-прим. мое)
«не хотящу же Богу его (Никона) тогда смерти предати, вложи тамо некоим человеком об нём в сердце умиление. (Как трогательно!-прим. мое) , обступиша его (Никона) , народу не даша его до смерти убити. Обаче мнози страхом обьяты быша, начаша един по единному от оного собрания отступати и вскоре вси разыдошася. (Откуда взялись эти люди с «умилённым сердцем», которые напугали всю толпу? Посланы лучшими людьми!-прим. мое)

Пиар триумф Никона на восстании!!!

Никон же нимало бояся смертного убиения (Повторяю! Никону реально ничего не угрожает. Пиар поставлен надёжно! Не все знают цели, но все жёстко знают, что можно и что нельзя. ВСЁ!!!-под контролем лучших людей!-прим. мое)
точно тщашеся оное народное колебание успокоити и неповинные души спасти от смерти (Брехня! Никого Никон не жалел и сам предавал смерти!-прим. мое) забыв жестокое ему биение, и абие повеле у соборные церкви в большой колокол к молебному собранию благовестити, и посла вестники ко всем архимандритом и игуменам в монастыри (Видите! Никто не препятствует действиям Никона, т.к. эти действия входят в сценарий пиара Никона! Вот так стихийное восстание?!-прим. мое), да к нему немедленно приидут, сам же исповедался. (Ах! как трогательно!-прим. мое) Егда все собрашеся в церковь Софии сам с ними идяше с честными кресты и иконами пойде в соборную церковь Знамение на стране торговой, идяше же с великою нуждою , харкая всё кровию, и пришед тамо едва соверши сам Божественную литургию (Это харкая-то кровию? По ходу повествования не говорится, что Никон планировал в этот день служить литургию!-прим. мое) в ней же причастися пречистых и животворящих Таин…и повеле себя везти в санях к земским и таможенным избам, идеже оный возмущённый народ есть собранный. (??? Только что написано, что люди по одному начали расходиться после «биения» Никона??? И вот народ опять послушно собрали к центру восстания для финальной пиар сцены-прим. мое)

Happe end! Или Никон герой! Уря!
«Егда он привезён бысть, нимало их не страшася, нача им глаголати: слышите ли, я правду необинуяся глаголах, ныне же наипаче, ибо уже готова душа моя грешная к смерти ..хотя ваши души , яко грешный пастырь от возмущающих волков (т.е. Никон знает кто возмущал-прим. мое) вас спасти…убийти мя :; сия же словеса слышавше от него, злочестиваго сонмища злейшие и свирепейшие возмутители, страхом и стыдом:ah обьятыя, начаша един по единому разходитеся: и тако вскоре вси в домы свои поидоша. (Не солоно хлебавше! Ограбленное забрали лучшие люди. Платы за восстание не получили. Кого-то вскоре казнят! и пр.-прим. мое)
И прочее описанное самим же Никоном!
Ещё упоминается:
«начаша промышляти от Великого Государя отступити и податися Польскому или Шведскому Королям»
«вскоре из них лучшие люди начаша в соборную церковь приходити и у Преосвященного митрополита о прощении и о разрешении милости просити он же поучив их от Божественного Писания довольно часа на три и вящше заповедая тако им не творити сам их простил и от клятвы разрешил.
Но!!! Стрелочников не забыть!
«а вящших бунтовщиков и возмутителей народа поимав, повелел (Никон) в вящшее узилище посажати; больше нежели триста человек заключиша.»
Далее подобное описание усмирения Никоном Пскова…
Итак мы видим некоторые силы: называемые Никоном лучшие люди. Это не есть чисто Новгородские деятели. Мы видим связаны они и с немцами, шведами, поляками. Т.е. связаны с тогдашними хозяевами Европы. (Те же что и сейчас-прим мое) И Никон в одной упряжке с этими людьми. Никон, пользуясь расположением к нему юного царя Алексея Михайловича, выводит из под удара лучших людей.

 Старообрядчество-10

11 октября 2021

Никон правщик богослужебных книг и церковной обрядности!!!
Ух как историки любят похвалить Никона за его реформы!
«Первое главное дело, или даже главнейшее из дел…Тотчас по вступлении на патриаршию кафедру Никон упразднился от всех дел и вложися в труд, еже бы, Святое Писание разсмотрети, и входя во книгохранительницу, со многим трудом, многи дни в разсмотрении положи…Прочитав всю эту грамоту Никон впал в великий страх, не допущено ли в России какого-либо отступления от православного греческого закона…проникшись сознанием своего долга…Никон решился приступить к исправлению наших богослужебных книг и обрядов…Никон хотел исправить книги лучше, чем исправлялись они прежде…очистить книги от всех погрешностей, прибавок и новшеств…чтобы восстановить у нас Богослужение в том самом виде, в каком оно существовало в Древней Русской и и Греческой Церквах…Никон начал свое великое дело…» и подобное сему.»
Книга Патриарх Никон,МГУ стр.490-492 и 523-524

А как было на самом деле?
Никон патриарх с 25 июля (7 августа) 1652 г.
Стр. 520 там же.
«ни исправление, ни печатание книг (Богослужебных) в августе 1654 г. ещё не начались; был только Собор в Москве, решивший исправлять книги.» (Два года прошло!!!)
т.е. слова из предисловия к Никоновскому Служебнику: «Тотчас по вступлении на патриаршию кафедру Никон упразднился от всех дел и вложися в труд, еже бы, Святое Писание разсмотрети, и входя во книгохранительницу, со многим трудом, многи дни в разсмотрении положи» — есть враньё!!!
стр. 514 там же.
» В 31-й день августа 1655 года Служебник (Первая из исправленных Никоном книг) был уже выпущен из Московской типографии, а через одиннадцать месяцев издан вторично.
Отсюда видим, что на переиздание книги тогда достаточно было 11 месяцев. Отчего же «усердный» Никон тянул дело с первой своей книгой 3 года?
(«Обещаного 3 года ждут!» Прим. мое)
«напечатав книгу «Скрижаль» (Вторая Никоновская книга) ещё в октябре 1655 года, Никон не дозволял выпускать её в свет до тех пор пока она не будет рассмотрена и одобрена Собором. Но с созванием Собора Никон не спешил. Скрижаль подписана на Соборе 2 июня 1656 г. после внесения Никоновских дополнений выпущена в свет.
Так заботился Никон о скорейшем просвещении народа, что ещё целый год после напечатания удерживал «Скрижаль» от распространения!!!
Здесь нужно заметить, что книгу «Служебник» и другие книги исправляли и печатали и до Никона
в 1610, 1633, 1633, 1641 годах. Смотри пост № 16 http://pravoslavie.org.ua/showthread.php?t=3253&page=2
Т.е. дело не новое, а содержание «Служебника» особой сложности не представляет. Основное содержание «Служебника»-это-то что священник и дьякон произносят во время храмового богослужения (Ведь не много!)+несколько «Тайных молитв» + ещё немножко.
Отчего же три года Никон тянул с изданием «Служебника?!»

Какие ещё книги напечатаны при Никоне?
Триодь постная-март 1656
Ирмологий-май 1656
Часослов 1656
Псалтырь следованная 1657
Евангелие напрестольное, Апостол, Ирмологий 1657
Требник-1658, Служебник, Следованная Псалтырь.

Зачем Никону нужны были новые «Служебник» и «Скрижаль?»
Митрополит Макарий. т. 7 ср. 96-98
«В предисловии к Служебнику, напечатанному патриархом Никоном, говорится, что на соборе (1654г) присутствовали три патриарха, Московский Никон, Антиохийский Макарий, Сербский Гавриил, с митрополитами и архиепископами, с архимандриты и игумены и со всем освященным собором. О царе не упомянуто.» Далее Никон в предисловии к Служебнику трижды врёт:
1)»говорится, будто Собор происходил уже после получения соборного послания от Цареградского патриарха Паисия на посланные ему от Никона вопросы»
2) «говорится что послание Паисия было прочитано при открытии Собора»
3) «говорится будто царь и Никон, получив и прочитав на Соборе послание от патриарха Паисия отправили старца Арсения Суханова на Афонскую гору за греческими книгами, между тем как Арсений был послан на Афон ещё в начале 1654 года.»
«Этого не могло быть» послание от Патриарха Паисия было получено спустя полтора месяца после окончания собора.»
стр. 102
«При «Скрижали» Никон велел напечатать всё послание к нему Вселенского патриарха Паисия с ответами Константинопольского собора, это послание служило для Никона ГЛАВНОЮ ОПОРОЮ и оправданием в глазах всех православных в начатом им деле..Велел также напечатать при той же «Скрижали» несколько статей по двум вопросам, считавшимися наиболее важными: по вопросу о крестном знамении и по вопросу о Символе веры.
Стр. 98 Вот начало послания патриарха Паисия:
«Мы много благодарили и каждый день благодарим Бога, после того как получили грамоты твоего преблаженства. Из них мы узнали твое величайшее благоговение к Богу и пламенную ревность, какую имеешь ты относительно предметов нашей православной веры и чинов нашей Церкви. И это соединяешь ты с крайнею рассудительностью и благоразумием, с безупречным смиренномудрием и всякими другими благими действиями, какие украшают истинного пастыря овец Христовых (Каков этот пастырь в своей ревности мы разобрали ранее! Прим. мое) Да будет препрославленно вовеки имя Господа нашего Иисуса Христа, что Он из рода в род воздвигает людей достойных служить назиданию Его Церкви благостроению Его стада.» далее в том же духе.
«О епископе Коломенском Павле и о протопопе Иоанне Неронове Вы говорите, что они не согласуются с Вами ни касательно книг и литургии, ни касательно крестного знамения и отвергают наши молитвы, как буд-то они совершаются страха ради человеческого, а не ради страха Божия, и что будто бы на литургии патриарх молится иначе, чем другие иереи..отвечаем: всё это признаки ереси и раскола, и кто так говорит и верует, тот чужд нашей православной веры…Итак пусть или приимут нелицемерно всё, что держит и догматствует наша православная Церковь, или если по первом и втором наказании не исправятся, то отвергните и отлучите их от овец христовых, да не питают их смертоносным кормом, и вы будете иметь и нас и весь наш Собор согласным на то. Блюдитесь крепко от таких волков..они ищут привнести свои ядовитые плевелы.. Посему они должны быть отсечены от Церкви, как гнилые и неисцелимые члены, оставаясь нераскаянными»….
Вот так!!! » послание служило для Никона ГЛАВНОЮ ОПОРОЮ и оправданием в глазах всех православных в начатом им деле» отсюда и содержание предисловий к Никоновским Служебнику и Скрижали.
Т.е. Соборным авторитетом Константинопольского и двух Русских Соборов Никон укрепляет свою личную власть! Также оправдывает свои действия по уничтожению своих противников!
Никоновское » величайшее благоговение к Богу и пламенную ревность, какую имеешь ты относительно предметов нашей православной веры и чинов нашей Церкви.» хорошо видно из момента, когда он бросил Русскую патриархию и удалился в монастырь, а также из следующего эпизода стр.193:
Летом 1662 г. «Прочитав послание Паисия Лигарида, Никон не отвечал ему ни слова, а сказал: «Отдаюсь на суд папы», сказал потому только, что знал правила Сардикийского Собора (3-5), которыми дозволялось обвиняемым епископам, в случае их недовольства решением местного Собора, обращаться с апеляцией к папе. (Римскому, к главе католической Церкви. Прим. мое)
Такова пламенная ревность «православного» Никона, легко отдаётся во власть католика Папы Римского, т.е предаёт православие!
Зачем Никон на нескольких Соборах подымает вопрос о двуперстии и добивается проклятия для крестящихся таким образом?
Получив подкрепление своей власти Соборами, посланием Константинопольского патриарха, авторитетом других Вселенских патриархов, Никон теперь имеет возможность схватить в свою тюрьму любого ! Попробуй докажи, что ты не крестился двумя перстами!? Да и ложных свидетелей Никон всегда поставит!

 Старообрядчество-11.

11 октября 2021

Можно подвести итоги!
Итак можно подвести итоги. Вся основная деятельность и ревность Никона были направлены не на благо Церкви и отечества, а на личные выгоды и укрепление своей ( и иже с ним) власти. Мы показали, что во время отсутствия Царя Алексея Михайловича РЕАЛЬНО ВСЯ власть в Москве принадлежала Никону и власть БЕСПОЩАДНАЯ. Какова логика дальнейшего развития событий? Конечно захват власти в Московском государстве! Не больше и не меньше.
Очень удобный момент для захвата власти был во время морового поветрия в 1654 году. Моровое поветрие с массовым умиранием людей произошло в двух городах Москве и Казани. (Кто туда эту заразу притащил? Ведь не шла болезнь постепенно из другой страны, а неожиданно возникла и только в двух городах. Умели и тогда использовать биологическое оружие!) Если бы царское семейство погибло от болезни, а царь не вернулся с войны-то в чьих руках государственная власть? В руках Никона!
Но по промыслу Божию царь распорядился своей семье вместе с Никоном покинуть Москву и те остались живы! Остался жив и царь Алексей Михайлович. Внешними врагами было сделано всё возможное для создания дополнительных проблем Московскому государству:
1) 1654-1667г. война с Речью Посполитой.
2) 1656-1659г., 1661г. война со Швецией.
3) 1670-1671г. Бунт Стеньки Разина
4) 1648г, 1650г. Бунты в Москве, Новгороде и Пскове
5) 1654-55г. 1656г. моровое поветрие.
Немало сложностей было и при принятии Малороссии в Московское государство: (Обзор Русской истории, С.Г. Пушкарёв, 2006г. Издательство Белорусского Экзархата. ср. 175-177
1) 1654г. Переяславский договор, принятие Малороссии.
2) 1657г. Богдан Хмеьницкий умер, казацкая рада выбрала гетманом шляхтича Ивана Выговского, часть казацкой «старшины» была непрочь освободиться от московской власти и снова примкнуть к Польше.
3) 1658г. Выговский заключил секретный договор с поляками.
4) 1659г. Выговский в союзе с татарским ханом напал на под Конотопом на Московское войско и нанес ему тяжкое поражение.
5) 1660 г. гетман Юрий Хмельницкий изменил Москве и присягнул Польскому королю. Гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко решил поддаться турецкому султану, чтобы с его помощью вытеснить и Москву и поляков.
6) 1667г. гетман Брюховецкий изменил Москве

 

 Старообрядчество-12. Раскол.

11 октября 2021

Раскол! Когда начался?! Вот и добрались…
Напомню:
Никон на Московской патриаршей кафедре 25.07.1652-10.07.1658гг.
Никон соборно низложен 12.12 1666г., умер 17.08.81г.
Начало Соловецкого восстания июль 1668г.-январь 1676г. падение Соловецкого монастыря. Никон уже не патриарх!
Стрелецкое восстание в Москве-15 мая-17 сентября 1682г.

Никон уже умер.
Мы ранее уже разобрали Соловецкое восстание. Как Соловецкое восстание так и Стрелецкое восстание в Москве традиция относит к появлению старообрядчества. Но это не так! Соловецкое восстание, как мы уже разобрали, не имело старообрядческого продолжения, так же и Стрелецкое восстание в Москве не имело старообрядческого продолжения, да и не являлось старообрядческим.
Упомянем главное действующее лицо Стрелецкого восстания в Москве-это Никита Пустосвят.(Добрынин)
«Собор 1666 г. разбиравший челобитную в защиту старой веры попа Никиты Добрынина, изверг его из сана и проклял, вскоре Никита отрекся от своих убеждений, каялся перед Собором в патриаршей крестовой палате (ноябрь 1667 г.) Дал обещание не выступать в защиту старых обрядов, публично обличил себя и признавал свои заблуждения. Позже заявил, что сделал это по принуждению. (А тебя ведь никто не заставлял идти на Собор 1667 г.?! прим. мое)
За год до восстания, в 1681 г. Никита вновь письменно каялся перед освященным Собором и ПРОСИЛ РАЗРЕШИТЬ «священническая действовати», но получил отказ.
Второй главный «раскольнический» участник-это Сергий Крашенниников духовный сын протопопа Аввакума». (Яблоня от яблони недалеко падает! прим. мое.)
Взято из :Митрополит Макарий, книга седьмая, «История русской Церкви.» стр. 517
Обратим внимание, что Соловецкое восстание начинается уже после низложения Никона из Патриархов, а Стрелецкое восстание произошло после смерти Никона.
Повторим ранее высказанную мысль! Пока Никон патриарх-старообрядчество НИКОМУ не нужно, главная задача Никона и иже с ним была захватить государственную власть. Когда стало понятным, что захватить государственную власть не удастся, начали организовывать Старообрядчество (Или Раскол) как религиозное движение.

Реальное начало Старообрядчества.
Словарь, «Религии народов современной России.Москва, Издательство «Республика», 2002г.
стр. 46 «Первоначально территорией формирования Беспоповщины явилось малозаселенное Поморье (Помо́рье — южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. ), где уже в конце 17 в. (Никона уже нет!!!) возникла её первая разновидность- «Поморский толк» (Даниловцы), от которого вскоре отделился «Филлиповский толк». Примерно тогда же в псково-новгородских землях сложился «Федосеевский толк», а в Среднем Поволжье -«Спасовский толк» (Керженские скиты) В конце 18 века образовалось последнее крупное направление в Беспоповщине-«страннический толк» (Бегунский) В дальнейшем противоречия раздробили все толки Беспоповщины на многочисленные согласия.»
Стр. 337
«Поморский толк «(Даниловцы) начало положено Данилой Викуловым и братьями Денисовыми, основавшими на реке Выге (Поморье) в 1695 г. общину. В 1706 г. недалеко на реке Лексе возникла женская лексинская община.
1738-отделяется «Филлиповский толк.»
Стр. 338
«Первоначальной формой Поповщины (Старообрядчество) являлось беглопоповство.
Крупные центры: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргис и в 18 в.»перемазанцы»- Рогожское кладбище в Москве. В начале 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце. Стр. 40
Беглопоповское согласие сформировалось в конце 17.в. Свою потребность в священнослужителях пополняли за счёт православного духовенства, перебегавшего в старообрядчество. До возникновения Белокриницкой иерархии (в 1853г) беглопоповщина была единственной формой поповщины. Первоначально всех попов перекрещивали, как еретиков.Затем перекрещивание заменено миропомазыванием-вторым чином, а ещё позднее у части беглопоповцев»исправа» попов стала осуществляться через простое проклятие ересей,»третьим чином»
В 18 веке Беглопоповство разделилось на ряз согласий и толков.
В 17-18 вв. Беглопоповство получило расспространение в Нижегородском крае, , Донской обл., Черниговщине, Стародубье. В конце 18 в. главными центрами Беглопоповщины становятся: Рогожское кладбище в Москве и Иргиз (Башкирия)-основной поставщик «исправленных» попов.

Что же сохранили старообрядцы, в так называемом старинном благочестии?
Напомню, что к старообрядческому расколу не примкнул ни один епископ, в раскол не перешли ни один монастырь и ни один православный приход.

Итак от начала патриаршества Никона до организации первой общины старообрядцев прошло 43 года. 1695-1652=43 Выросло два поколения! Если и оставались ещё живы дониконовские священники или иеромонахи — то это были глубокие старики. 43 года церковь служит по исправленным при Никоне и после него богослужебным книгам.

В порядке церковного богослужения отнюдь не все действия описаны в богослужебных книгах, порядку богослужения, вновь рукоположенный священник или дьякон, обучаются опытными священнослужителями.
Отсюда зададим вопрос: многое ли из доникановского церковного обряда могло реально сохраниться к концу XVII и началу XVIII веков?! Да всё забыли…
Первое учебное заведение Русской Православной Церкви в Москве — это Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687. Т.е. раскол начинали люди духовно необразованные и невежественные!!! Все первые раскольнические центры находились в малолюдной местности. В окраине государства Поморье много было жителей?! А грамотных среди них много?! Кто уходил в старообрядческие лесные скиты?! Богословы и литургисты?! Конечно нет! Невежи…Беглые попы…
Много из дониконовских знаний они могли сохранить?! Нет конечно!
«Впрочем, это народ (русский народ) непросвещенный и умственно неразвитый, и что касается зависти и иных пороков, всех вообще, то они этого не знают.» — Павел Алепский, «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию.» (При патриархе Никоне) http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/aleppskiy_puteshestvie_patriarha_04-all.shtml стр. 198
О древнем народном и богослужебном доникановском «благочестии» мы писали в этой теме:
Материал взят из «Истории Русской церкви.» Митрополита Макария.
Мы не имеем исследовательских материалов, определяющих что именно относится к дониконовской богослужебной практике, никто в РПЦ этим не занимался; отсюда я высказываю ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что вполне возможно значительная часть, сохраняемого старообрядцами старинного «благочестия», взята, как раз, из Никоновских и вскоре после никоновских времён!!!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *