Хохряков и Ченстоховская икона Божией Матери

Улица в Челябинске, училище в Копейске, улица и школа в Коелге названы в честь танкиста, дважды Героя Советского Союза майора Семёна Васильевича Хохрякова. Родился он в Коелге, а училище закончил в Копейске. 15 января 1945 г. командарм П.С.Рыбалко отдал приказ: «Завтра мы должны освободить город Ченстохов!» (Польша). Первым в бой шёл батальон Хохрякова. Попытка прорваться по мосту через реку Пилицу стоила трёх танков. 

Танки отошли влево от моста, вдруг на полянке обнаружили двух лошадей. Решили их поймать, но лошади испугались. Одна из них побежала к реке, прыгнула с кручи в воду и по отмели ушла на вражеский берег. По пути, указанному лошадкой, пустили первый танк. За ним весь батальон Хохрякова, переправившись через Пилицу, устремился к следующему водному рубежу – реке Варте. Танковый взвод Моцного, по приказу Хохрякова, разгромил фашистскую часть у моста, захватив большие трофеи.
Не зная о захвате моста через реку Пилицу, к переправе двигалась колонна гитлеровских войск на машинах, с артиллерией, длиной более километра. Внезапным нападением хохряковцев и мотострелкового батальона майора Горюшкина колонна была уничтожена. пленных немцев набралось на две колонны по 700-800 человек.
На бешеной скорости взвод Моцного проскакивает мост через реку Варту и уничтожает охрану – пушки и бронетранспортёры. Путь на город Мстув открыт! Перед Мстувом разгромили ещё одну колонну с противотанковыми орудиями.
Мстув сильно укреплён: на возвышенностях бетонные бункеры, противотанковые пушки, пулемёты, окопы. В городе колонны войск противника, танки, штурмовые орудия, зенитки, фаустники.
Город взят, в коротком бою превосходящие силы врага разгромлены.
Перед Ченстоховом предотвратили взрыв ещё одного охраняемого моста, захватили аэродром с самолётами. Ещё перед сильно укреплённым городом наши понесли серьёзные потери, но наступления не прекратили.
В Ченстохове бой был особенно жестокий и кровопролитный. Город обороняли более пяти тысяч солдат и офицеров, их атакуют уже понёсшие потери два советских батальона. (Справка: танковый батальон – это 31 танк; мотострелковый батальон – 300-500 бойцов.)
В городе шёл ожесточённый бой, а на железнодорожный вокзал прибыл эшелон с танками – «тиграми» и «пантерами», – с солдатами и боеприпасами. Весь состав расстрелян гвардейским танковым взводом. Ещё на реке Пилице командарм Рыбалко сказал: «Помни, Хохряков: вокзал, перекрыть дороги к городу и монастырь – там старинная икона…».
К монастырю комбат направил взвод Агеева. Фашисты заминировали монастырь (около 70 мин.), выкатили на площадь восемь бочек бензина, автомобиль с одеялами, на одеялах камера с легковоспламеняющимся веществом и подожгли. Танкисты, ворвавшись в монастырь, предотвратили уничтожение монастыря Ясны Гуры и Чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, евангелистом апостолом Лукой.
К вечеру к Ченстохову начали подходить основные силы. На следующий день упорные бои в городе продолжались, 2-й гвардейский танковый батальон дважды Героя С.В. Хохрякова потерял более половины танков, но не погиб, выполнил поставленную задачу, продолжил наступление.

Иерей Ленид Глебец.

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября). Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66–67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.
В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга – 1268-1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.
Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе – (горе «свидения» – так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.
В середине XVII века шведский король Карл X Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков как для католических, так и для православных храмов.
В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии Чудотворная икона была поставлена в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.

Настольная книга священнослужителя, т. 3. Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры. Почаев, 2005.

 

Автор ведет переписку с польским журналистом Янушем Пловецким. Вот что он сообщил из Ченстохова:
«В одном из крыльев монастыря и в королевских палатах до прихода русских танков размещались немцы,
К отцу Амброжи Мендера подошел немецкий офицер и сказал ему: «Русские танки вошли в город. Мы должны выполнить приказ командования и уничтожить монастырь Ясну Гуру».
Монах начал просить офицера, обращаясь к религиозным чувствам немца. Он говорил: «Нельзя выполнить такой ужасный приказ. Это монастырь, который навещали многие выдающиеся личности из окружения Гитлера. Монастырь не имеет с военной точки зрения никакого значения…».
После этих аргументов офицер как будто смягчился. Но все же твердил свое: «Приказ должен быть выполнен». А выполнит он его другим способом.
Отец напряг внимание…
Солдаты выкатили на площадь восемь бочек бензина. Поставили среди площади автомобиль, работающий на газе. На машине одеяла. Сверху лежала камера с легковоспламеняющимся веществом.
Машину немцы подожгли. Столб огня взметнулся вверх. Горел грузовик, пылал бензин. Все это происходило недалеко от часовни, в которой находилось прекрасное изображение Божьей Матери (Матки Воскей).
Эта икона Божьей Матери была в монастыре много столетий.
Потоки пылающего бензина пока не достигли часовни…
Как только немцы покинули площадь монастыря, монахи выбежали и стали тушить огонь.
Оказалось, что на ступенях к арсеналу, где у немцев был склад, лежало много одеял, щедро политых бензином.
Гитлеровский офицер хорошо знал, что в монастыре нет хороших средств пожаротушения. Он рассчитал, что огонь захватит наиболее ценные фрагменты Ясны Гуры, а потом распространится на остальные постройки. Во время боя в городе никто не поспешит на помощь монастырю. И вся вина ляжет на русских танкистов, будто они подожгли монастырь…
Но он просчитался: Ясна Гура была спасена именно русскими танкистами комбата Хохрякова…
В ходе поиска автору удалось выяснить, как это произошло и кто принял участие в спасении монастыря – великолепного архитектурного памятника и реликвии – иконы Божьей Матери.
Еще на реке Пилице командарм Рыбалко, разговаривая с комбатом Хохряковым, сказал тогда: «Помни, Хохряков: вокзал, перекрыть дороги к городу и монастырь…».
(В разговоре со мной Иван Дмитриевич Рагозин привел полностью слова Рыбалко: « …монастырь, там старинная икона, которую нужно сохранить… » — о. Леонид)
Комбат, распределяя танки по городу, помнил слова командарма. К монастырю он направил взвод Агеева. Хохряков надеялся на этого офицера.
Танки Агеева, не теряя скорости, проскочили мимо горящих машин, прорвались в аллею Сенкевича, протаранив железные ворота, оказались на территории монастыря… Танк Агеева поднялся на ступени ясногурского монастыря.
Танкисты и автоматчики сразу же включились в спасение сокровищницы. В помещении прекрасного сооружения было найдено около семидесяти мин разной мощности… Взрыва не случилось. Его предотвратили русские парни. Они спасли святую реликвию вопреки замыслам гитлеровских варваров.
Я. Пловецкий после войны специально занимался расследованием Ясны Гуры и поделился своей информацией.
Если бы минутами раньше подъехали наши гвардейцы, гитлеровскому офицеру и его солдатам, устроившим пожар, не унести ног. Они бежали как крысы с тонущего корабля. И как знать, возможно, они и попали под огонь пулеметов гвардейцев.

Рагозин И. Комбат Хохряков. Изд-во «Челябинский дом печати». Челябинск, 2000.

 

ЧЕНСТОХОВСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ – считающаяся чудотворной икона Божьей Матери, хранящаяся в храме монастыря паулинов на Ясной Гуре в г. Ченстохова (Южн. Польша). История этой иконы начинается между 1372 и 1378, когда опольский князь Владислав нашел во время своего пребывания на Руси в замке в Белзе древний образ Богородицы, а затем подарил его монастырю на Ясной Гуре в Ченстохове, Иконографические исследования, а также анализ материала, использованного при изготовлении иконы, указывают на ее византийско-восточное происхождение. Время ее написания предположительно датируется 7 или 8 в. Уже в течение нескольких столетий образ почитается в Польше как чудотворный и «стал одним из символов религиозности страны. Культ иконы, несущей на себе византийские черты, является выражением сосуществования в польском католицизме элементов западного и вост. христ-ва. Образ Ченстоховской Божьей Матери часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика. Однако исследования показали, что потемнение лика произошло вследствие воздействия покрывающего его лака. Первоначально же, как убедительно показывает снимок иконы, выполненный в инфракрасных лучах, он был светлым. Копии иконы Ченстоховской Божьей Матери имеются во всех катол. храмах Польши. Иоанн Павел II насаждает культ «Черной Мадонны» во всем мире. В частн., всякий раз, когда он посещал страны Черной Африки, он дарил копии этого образа местным храмам.

Католицизм. Словарь атеиста. Изд-во политической литературы. М., 1991.

550px-Jasnagora

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *