К слову о науке и религии

Послесловие ко Вторым Рождественским чтениям в Троицке

 

001

Занятие секции «Религия и наука» происходило весьма активно, даже бурно, но, увы, безрезультатно. Результата не было в том смысле, что студентка, которая смело выступила с докладом «Наука и религия – диаметрально противоположные понятия», ни на иоту не изменила своего мнения, не получила новой для себя информации.

002Между тем, первое, что надо выяснять при дискуссиях, обсуждениях – это смысл, который человек вкладывает в то или иное слово. Смысл же раскрывается в контексте. Герменевтика, наука о понимании, учит нас прежде всего этому.

В названии доклада студентки прямо заявлено о понятиях – наука и религия. И вместо того, чтобы критиковать теорию эволюции (что гораздо успешнее делают сами ученые, например, в фильме «Жгутиковая бактерия против Дарвина»), нам следовало бы раскрыть объем понятий наука и религия. Даже разбомбив полностью теорию эволюции, подорвем ли мы этим веру в науку? А главное – нужно ли ее подрывать? Если у современного молодого человека подорвать еще и веру в науку, то что ему останется?

Наука – это концентрированная практика человека. Это знания. Знание – это результат опыта. А чтобы получить опыт, нужно что-то делать. Но для того, чтобы делать что-то сознательно, нужно иметь цель и верить в ее достижимость.

Таким образом, вера служит источником нашей активности, двигателем нашей деятельности, а знания – это уже результат, опыт деятельности. Святитель Тихон Задонский писал: «Не потому мы веруем, что познаем, но познаем потому что веруем».[1]

Итак, вера первична, знания вторичны. Это вера вообще, вера повседневная. Мы можем убеждаться в этом ежедневно: если я верю, что закопченную плиту можно отмыть, я ее отмою, если не верю – не отмою. Если бы Магеллан не верил в то, что земля шарообразна, он не поплыл бы в кругосветное путешествие, которое грозило многими смертельными испытаниями. В городе Еманжелинске долго помнили случай с бухгалтером угольного разреза, который пошел на охоту в озеро Большой Сарыкуль. Именно в озеро, потому что оно было мелководное, но огромное по площади и почти все заросшее высоким камышом. Охотник заблудился и восемь дней ходил в камышах. Он отдыхал и даже спал сидя в воде, прислонившись спиной к камышу. На восьмой день он написал записку, прикрепил к камышу и лег на дно.  Его нашли метрах в двухстах пятидесяти от берега.

Почему он решил умереть? Потому что не верил, что выйдет когда-нибудь на берег.

Вера дает нам цель и смысл на каждый день, на каждый час жизни. А религиозная вера, вера во всеобщее воскресение и будущую жизнь дает нам цель и смысл для всей жизни. Мы верим, что все не напрасно. Как сказал поэт:

Не зря мы над смертью смеялись,
Не зря наши слёзы и ярость,
Не зря наши песни,
Наши песни и клятвы не зря!

 

Вот теперь давайте разбираться с религиозной верой. Наука изучает объективную реальность, которую можно увидеть, услышать, пощупать, понюхать или уловить приборами. А религия обращена к невидимой реальности, в которую можно верить или не верить. Многие и не верят: раз невозможно приборами обнаружить, значит, ее и нет (т.н. позитивизм). И тогда религия – это вера в мифы, сказки, легенды, словом, выдумка. Тут можно мимоходом, заметить, что выдумка – это тоже реальность. Выдумка марксистов-ленинцев о законах исторического развития, которые им, якобы, известны, привела к гибели более двадцати миллионов людей в России; выдумка фашистов об исключительности немецкой нации привела к гибели пятидесяти миллионов человек в мире.

Но вернемся к реальности, к которой обращена религиозная вера. Русский философ С.Л. Франк написал большую работу «Религия и наука». Его главный аргумент о том, что наука и религия не могут противоречить друг другу просто потому, что они относятся к разным реальностям, сейчас повторяют многие. Но на этом и останавливаются, не идя в своих рассуждениях вслед за Семеном Людвиговичем дальше.

Порой говорят даже, что эти реальности существуют параллельно и никогда не пересекаются. Но тогда всякой верующий должен быть шизофреником. Однако практика показывает, что верующие ученые, строители, изобретатели, инженеры и агрономы вполне адекватны и прекрасно справляются со своей работой. Значит, где-то эти реальности все-таки пересекаются. А где? Есть ли что-нибудь, что свидетельствует о той реальности, к которой обращена религия?

Для этого вернемся к понятию вера. Всякая цель деятельности, пока она существует только в сознании, есть субъективная реальность. Для других она не существует, а для меня, намеревающегося что-то сделать, она и есть, и нет. Бытие и небытие в ней тождественны. И вот из небытия я рожаю мысль о цели моего действия. Когда эта мысль выходит наружу в форме слова или предмета, или действия, она становится элементом объективной реальности.

Например, слово. В языке есть такое грамматическое понятие, как модальность. Это отношение к бытию, к объективной действительности. В русском языке это выражается в форме наклонений – изъявительного, сослагательного и повелительного.

Изъявительное выражает, обозначает то, что существует, изъявлено в реальном мире. Сослагательное выражает то, что не существует в объективном мире, но могло бы или не могло бы существовать. Оно обычно так и обозначается – частицей «бы». «Если бы да кабы»…

Наконец, повелительное выражает то, чего нет, но должно быть. «Пойди туда… принеси то… выучи уроки, почисть картошки».

Как видим, даже для того, что не существует в объективном мире, человеческий язык имеет слова. Значит, оно существует в иной реальности, не объективной, а субъективной, невидимой. В той, где бытие и небытие тождественны и нераздельны (равны, одинаковы, слиты воедино).

Слово человеческое рождается из небытия в этой самой невидимой, субъективной реальности, которая потенциально содержит в себе всё, что есть во Вселенной, и даже более того. Но что гораздо важнее, невидимая, нематериальная реальность – это и есть субъект, источник активности, инициатор изменений. Косная материя сама инициативу не проявляет и никакого усложнения структур в ней быть не может.

Итак, человек способен давать бытие смыслу, рожденному в субъективной реальности, в которой бытие и небытие тождественны. Этим он подобен Богу. «Вначале было слово» (Ин. 1:1)

Наука может изучать не только объективную реальность, о психологии и мышлении человека наука тоже накапливает данные. Но духовная, т.е. субъективная жизнь человека –недоступна восприятию извне. Тогда каким образом возможна наука о душевной, духовной жизни человека? Каким образом можно изучать то, что невозможно наблюдать? По результатам.

Это называется принцип «черного ящика». Известно, что входит в черный ящик, известно, что выходит из него. Методом проб можно выстроить мысленную модель того процесса, который преобразует входящий материал в то, что выходит из ящика.

Таким именно образом Христос советовал судить о состоянии сердца человеческого: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16). А плоды эти исходят из тайной глубины, которая на библейском языке называется сердцем: «…Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Матф.15:19,20).

Итак, наука о внутреннем мире человека возможна, методология для нее дана Самим Творцом – по плодам.

Наконец, главное. А реальность Самого Бога мы можем познавать? Эта реальность по отношению к нам совершенно объективна, но совершенно недоступна восприятию. Есть ли что-нибудь в нашей жизни, что свидетельствует о бытии той, закрытой для нас реальности?

Есть. Это свобода воли человека. В нашем мире, мы знаем, ничто не происходит без причины. Материя (объективная реальность) тем и характерна, что в ней всё имеет причину. Изучая причинно-следственные связи, мы познаем законы природы. А свобода воли человека – это абсолютная безпричинность. Человек может выбрать и нищету, и голод, и смерть вопреки всем природным причинам – потребностям. Так, художники, композиторы нередко умирали в нищете ради служения красоте. Так, ученые обрекали себя на изгнание, а порой и на казнь ради служения истине. Так, потомок аристократического рода, военный, имевший прекрасное образование и большие перспективы по службе, отказался от карьеры и ушел в монастырь, приняв имя монаха Игнатия (Брянчанинов), ради служения Истине, Красоте и Любви.

Свобода воли абсолютна. Как она могла появиться в мире, где всё имеет причину? Какая эволюция могла привести к отрицанию эволюции, отрицанию причинности? Не логичнее ли предположить, что свобода воли «просочилась» к нам из другой реальности. Об этом и свидетельствует Откровение: Создатель «вдунул» в уже созданного человека что-то от Себя.

Вот мы и подошли к ответу на вопрос, можем ли мы познавать иную реальность – Бога. Можем, если только Он Сам приоткроет Себя! И приоткрывает прежде всего через сродную Ему реальность – через нашу духовную жизнь. Первым и главным Его откровением всем нам является свобода воли, вложенная в нас, которой нет более ни у одного живого существа. Затем Откровение было продолжено через пророков, которые из небытия прорекли не только свое слово, но и слова, данные им от Бога.

Наконец, Сам Бог родился человеком, прожил человеческую жизнь, принял мучительную и публичную смерть, затем воскрес только для того, чтобы дать нам веру. Но веру такую, которая дает нам цель и смысл на всю жизнь.

Каждое мгновение нашей жизни запечатлевает память, в которой тоже нет пространства-времени. В ней всё «рядом»: наш первый зуб и первый шаг, первый курс и первый внук. Есть свидетельства о том, что в случаях смертельной угрозы человеку вдруг вспоминается вся его жизнь. Вся в одно мгновение. И притом с такими подробностями, будто она происходит здесь и сейчас. Такая память мозгу недоступна, это память души. Вот эта память и будет нашим единственным «одеянием», когда мы предстанем перед Творцом, окончив земную жизнь.

Тут кроется еще одна причина атеизма. Лучше просто умереть – и дело с концом. Если я умер – с меня и взятки гладки. А если придется предстать там, где меня будут «читать» как открытую книгу, то это может быть весьма нежелательно, неприятно. Как писал А.С. Пушкин:

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.

(«Воспоминание»)

 

Есть люди, которые просто не желают слушать никаких доводов о бытии Бога, затыкают уши в буквальном смысле. И наука тут не при чем. Тут главное – психологическая защита, неосознанное желание уйти от ответственности за свою жизнь. Не будем молодых людей обвинять в безответственности, но объяснять им, что такая причина для отрицания Бога тоже существует, нужно. Пусть сами проверят себя, не она ли скрывается за их «научным» отрицанием Бога. Если такая причина есть, не лучше ли смыть «печальные строки»? Тем более, что средство для этого нам дал Сам Бог – это Кровь Господа Иисуса Христа, которая омывает наши грехи.

Священник Виктор Максимов,
настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца п. Белоносово.

[1] Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве .

004 003

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *