Привет Телушкину-2

 «Названия городов-близнецов Сдома и Аморы сегодня ассоциируются прежде всего с человеческим пороком во всех его проявлениях.

Однако при чтении Библии оказывается, что в тексте отмечены всего два(мягкое оправдание) греха их жителей: крайнее негостеприимство и гомосексуальное насилие \отсюда и современное значение слова «содомия»\. Для нас отвратительно, что Лот (практически всех праведников Йосеф ругает), единственный более или менее приличный человек в городе, пытается откупиться от сдомитов, предлагая им на поругание собственных невинных дочерей.

История Сдома не раз упоминается в Библии. Некоторые пророки называют и другие грехи сдомитов, о которых не говорится в книге Брейшит. Например, Иехескель поясняет, что «беззаконие» Сдома – в «гордости, пресыщении хлебом, праздности», нежелании поддержать «руки бедного и нищего» [16:49–50]. (Ну это уже совсем мелочи!)

В Талмуде Сдом также стал синонимом эгоизма и жестокости: по преданию, в Сдоме и близлежащих городах действовал запрет давать пищу странникам. Когда мягкосердечная девушка пожалела голодного путника и дала ему хлеба и воды, возмущенные жители ее связали, обмазали нагое тело медом с головы до пят и выставили возле улья, чтобы пчелы зажалили ее до смерти. Другая легенда (Вот так-то правильнее назвать: легенда, рассказик о девушке правильнее тоже отнести к легендам) повествует, что сдомиты «щедро» одарили путников золотом с вытисненными на слитках собственными именами, но затем отказались что-либо продавать за них. Когда несчастный путник умирал от голода, жители собирались возле трупа, забирали свои слитки золота и делили между собой одежду странника. (Фантастика! Что человек с золотым слитком не мог уйти в другой город?! Человек безо всякого вреда для здоровья может совсем не есть 40 и более дней! Ради одежды путника рисковали своим золотом?! А вдруг путник выбросил бы золото в море? И в такую брехню иудеи верят?!)

Хотя Сдом и Амора были печально знамениты своей жестокостью, Авраам стремится переубедить (Ещё обвиним праведника!) Б-га, когда он делится с ним Своим намерением разрушить эти города. Авраам спрашивает: «Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе?.. Неблагопристойно Тебе делать подобное (В синодальном тексте Библии написано так: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» – Бытие, глава 18. 25), чтобы погубить праведного [вместе] с нечестивым… Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?» [Брейшит, 18:25].(Дважды мягко порочит Бога.) Похоже, Авраам защищал и нечестивых: иначе бы он попросил пощадить только праведных. (Ещё обвиним праведника.)

Это первый случай спора человека с Б-гом, открывающий длинную череду подобных споров, характерных для Библии и иудаизма в целом. (Телушкин учит иудеев традиции спорить с Богом или Богоборчеству.)

 

Сотни лет после Авраама псалмопевец с гневом и болью взывает к Б-гу (Ещё обвиним Бога в несправедливости.): «Пробудись, почему спишь Ты, о Г-споди?.. Почему скрываешь Ты лицо Свое, забываешь бедность нашу (Вот об этом вы больше всего и печётесь! Ах, самые бедные вы наши!) и угнетенность нашу?» \Тегилим, 44:24–25; Хавакук, 1:2 и книга Иова, где пророки и праведники вопрошают Г-спода о путях Его\. Стремление противостоять Всемогущему исходит из веры в то, что Б-г, как и люди, несет на Себе личную ответственность и заслуживает критики, когда не выполняет Своих обязательств. (Виноват, виноват во всём Бог перед людьми, по мнению Телушкина! Ну это уже сверхнаглость!)

 

Несколько лет назад некоторые израильские предприниматели в сфере туризма предложили превратить современный город Сдом в туристическую «мекку», устроив тут казино, ночные клубы и даже стриптиз. («И даже стриптиз» если здесь Йосеф сознательно употребил слово «даже», то получается именно о стриптизе Телушкин говорит в превосходной степени.) Главный раввинат Израиля резко выступил против, предупредив, что ничто не помешает Б-гу разрушить город во второй раз. От плана пришлось отказаться. (Вот, главный раввинат Богу даёт указания.)

 

Глава 8 Жертвоприношение Ицхака / Акедат Ицхак

Средоточие христианства – готовность Б-га во имя спасения человечества принести в жертву человека (Да нет, Йосеф! Воскресение Христово!), который (Телушкин своими словами подтверждает, что был такой – Иисус Христос.), по вере христиан, был Его сыном; ключевое событие для иудаизма – готовность Авраама во имя Б-га принести в жертву родного сына. (Да нет! Ключевое событие иудаизма – призвание еврейского народа для служения Богу.) Между тем смысл всей этой истории в том, что человеческого жертвоприношения Б-г не хочет.

(О жертвоприношении человека Библия до Авраама нигде не говорит, Авраам жил в XXI-XIX веках до н.э. и нет сохранившихся письменных документов того времени. Откуда Йосеф взял сведения о человеческих жертвоприношениях? Вполне возможно, во времена Авраама человеческих жертвоприношений и не было!)

Лаконичный библейский рассказ оставляет читателя с трудной дилеммой. Иудаизм рассматривает Авраама как самого первого еврея и идеал праведника (Только что порочил Авраама!). Однако если любой современный еврей услышит об отце, который собирается принести своего сына в жертву Б-гу по Его просьбе, то позаботится, чтобы такой человек был отправлен в сумасшедший дом. Как же в таком случае относиться к Аврааму, чьи действия выглядят для нас аморальными и безумными? (Обвиним обоих – и Бога и Авраама.) Эта проблема, конечно, скорее надуманная, чем реальная. (Ну да! Всё элементарно! Сейчас Телушкин нас научит!)

Если сегодня мы считаем жертвоприношение ребенка, мягко говоря, аморальным, то именно потому, что это запрещено Библией, а не потому, что это самоочевидно.

Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения (обычно чтобы завоевать расположение богов и гарантировать обильный урожай). Столетия после Авраама царь Моава (После Авраама!), придя в отчаяние от невозможности предотвратить победу израильтян, взял «сына своего первенца, который должен был стать царем после него, и принес его во всесожжение» [Млахим II, 3:27]. И когда Б-г потребовал принести в жертву Ицхака, Авраам был, вероятно, больше удручен, чем удивлен – ведь ему неоткуда было в то время узнать, что людям не следует приносить в жертву своих детей; и конечно, он слышал, что его соседи так делают. Новым в этой истории поэтому было не то, о чем Б-г попросил вначале, а то, что Он заявил в конце о своем нежелании человеческих жертв. (В истории Авраама Бог нигде не говорит о нежелании человеческих жертв.) Таким образом, Авраам достоин хвалы за то, что не отказался принести Б-гу в жертву самое для себя ценное; однако, как совершенно очевидно из текста, не нужно буквально следовать ему. (Телушкин подправит текст Библии, не беспокойтесь!).

 

Понятие акеда стало в еврейской жизни очень важным: оно символизирует готовность евреев, если необходимо во имя Б-га, приносить в жертву свою семью и собственную жизнь. Средневековые евреи иногда убивали детей, жен и самих себя, чтобы избежать крещения \см. «Крестоносцы»\, и считали себя поступающими по примеру Авраама. В отличие от него они, к сожалению, были вынуждены идти на жертвоприношение до конца. (Как вас понять?! Выше Телушкин говорит: «Между тем смысл всей этой истории в том, что человеческого жертвоприношения Б-г не хочет». Получается, Бог не хочет человеческого жертвоприношения, а иудеи всё равно приносят?! И ещё себя за это хвалят?!)

 

Весьма умилительно прочитать в этой главе и следующее:

«Самой знаменитой работой из написанных на эту тему стал «Страх и трепет» протестантского теолога XIX в. Серена Кьеркегора. (А что, никто из иудеев за века не смог написать лучше протестантского теолога XIX века?!) Кьеркегор любил молодую женщину по имени Регина Олсен, но опасался, что их брак будет отвлекать его от служения Б-гу, и разорвал помолвку. Почти сразу после этого Кьеркегор и написал свою работу.

Не нужно особой прозорливости, чтобы увидеть, что Кьеркегор принес свою собственную жертву в виде Регины, подражая жертвоприношению Авраама. Но сколь бы блестящим ни было в описании Кьеркегором душевных мук Авраама за время трехдневного – показавшегося бесконечным – путешествия к горе Мория, «Страх и трепет» почти игнорирует кульминацию этой истории. Мартин Бубер (А это из какого века? Не из XXI?) верно заметил, что Кьеркегор «возвышенно, но неправильно понимает Б-га… Б-г хочет, чтобы мы пришли к Нему с помощью Регины, которую он создал, а не посредством отказа от нее».

(КАК ТРОГАТЕЛЬНО И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЗВЫШЕННО… ЕСТЬ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВЕРНО ПОНИМАЮТ БОГА, ДА ЕЩЁ И НАМ ОБЬЯСНЯТ…)

 

«Глава 9. «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава…». [Брейшит, 27:22]

«Один из самых проблематичных с моральной стороны эпизодов Торы – обман (Главное содержание в благословении!) Яаковом своего слепого отца Ицхака.

Наиболее головоломный аспект (Что же иудейским мудрецам мудрость изменила?!) данной истории – уверенность Ицхака в своем бессилии отнять благословение у Яакова и вернуть его Эсаву. (Как Исаак может переменить Божие благословение?!)/ В Торе не объясняется, почему благословение, полученное обманным путем, не может быть возвращено «законному владельцу».

А если бы благословение заполучил кто-нибудь из слуг Ицхака (тогда бы Телушкин не был иудеем!), а не Яаков? Отказ Ицхака отобрать благословение вместе с добрыми пожеланиями, которые он высказал Яакову перед его отъездом (Об этом в следующей 28 главе книги Бытие), оставляет впечатление, что он каким-то образом (Он же пред Богом ходил! Современным иудеям это разве понять?!) все же признавал превосходство Яакова и его большую пригодность для продолжения родовой веры и традиций.

Однако Тора все же колеблется (В каком это месте Торы Телушкин нашёл об этом рассуждение?) во мнении относительно обмана Яаковом своего отца».

***

При чтении данной главы удивляешься мастерству Йосефа Телушкина, про Бога ни слова! Тогда как Бог в 27 главе книги Бытие упоминается четыре раза. Йосеф излагает событие так, как будто благословение – личное дело Ицхака (Исаак) Но это дело Божие, что хорошо видно по содержанию благословения, данного Богом Аврааму!

«а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею».

«да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;»

В 28 главе: «Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!»

 

От Бога получает благословение Иаков! И не о земном благополучии идёт речь!

Далее содержание благословения Авраама.

 

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» – Бытие, глава 12.1-3.

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;

ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;

встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» – Бытие, глава 13.14-16.

«и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;

и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» – Бытие, глава 14.18-20.

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». – Бытие, глава 15.1.

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

 

и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; (ВОТ ГЛАВНОЕ!)

и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» – Бытие, глава 17.1-8.

«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, (ВОТ ГЛАВНОЕ) творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» – Бытие, глава 18.18-19.

«и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». –Бытие, глава 22.16.18.

«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет;

и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему». – Бытие, глава 25. 7-8.

Благословение Авраама Бог отдаёт Исааку:

«Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него». – Бытие, глава 17. 19.

«По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его» – Бытие, глава 25. 11.

А Исаак передаёт благословение, данное Богом Аврааму, своему сыну Иакову! Завет-то вечный, а Вечная жизнь только у Бога, не на земле! А Телушкин в 9 главе увидел главным для себя – обман. Что же! Каждому своё…

 

Глава 10  Яаков / Исраэль. (Брейшит, 32:28–29)

«Для Библии и вообще для еврейской жизни нет ничего необычного в том, что людям через некоторое время даются новые имена.

Даже сегодня, когда человек серьезно заболевает, его ивритское имя иногда меняют, чтобы ангелу смерти было труднее найти свою жертву. Иногда к имени больного добавляется еще имя Хаим, на иврите означающее «жизнь» (вот такие языческие обычаи у новоиудеев!).

Однако никакое изменение имени не было столь значительным и необычным, как в случае Яакова. Когда он возвращался от своего дяди Лавана, брат Эсав направился ему навстречу в сопровождении четырехсот человек. Патриарх очень испугался (покажем, что патриарх обыкновенный трус), он не мог забыть, что, когда они в последний раз встречались с братом, Эсав замышлял убить его в отместку за обман (напомним читателю, что не только трус, но и обманщик) при получении благословения (см. гл. 9). Когда Яаков заснул, на него набросился ангел в образе человека. Яаков боролся с ангелом, и, хотя это духовное существо (Бог!) повредило ему бедро, Яакову удалось схватить ангела и не выпускать до тех пор, пока тот не дал ему благословения. Ангел наградил Яакова дополнительным именем Исраэль, — «Ты боролся с Б-гом и с людьми и победил» (32:29).

 

(Ох Йосеф, Йосеф! Сам ведь пишешь, что не с Ангелом, а с Богом боролся Иаков! «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (вот правильный текст, а Телушкин изменяет содержание и смысл.)

 

«Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. (Второй раз в тексте, Бога видел, а не Ангела!)

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова».

 

(А вот тут Телушкин, любитель маловажных подробностей, умалчивает! А обычай неупотребления «вертлюжьей жилы» животного восходит ко времени до Моисея! – Толковая Библия Лопухина, стр. 93. То, что в Священном Писании, – для новоиудеев не авторитет! Пусть не едят жилу бедра!)

 

«С этого момента патриарх попеременно именуется и Яаков, и Исраэль, а всех евреев, происходящих от двенадцати сыновей Яакова, в конце концов стали называть Бней Исраэль, сыны Израиля».

 

 

Глава 11. Йосеф и его братья. (Брейшит, 37:39–50.)

«Библейское описание юности Йосефа не претендует на введение к биографии героя. Йозеф — попросту избалованный ребенок (Как и ранее Телушкин обязательно отрицательно характеризует патриарха Иосифа, хотя и сам Телушкин – Йосеф!), постоянно использующий преимущества любимца родителей. Когда десять его старших братьев работают, он разгуливает в роскошном многоцветном одеянии (Дальнейшее библейское повествование показывает, как раз обратное, Иосиф не лентяй, а добросовестный труженик!), а пообщавшись с братьями, «ябедничает» (О ябедничании Иосифа нет в тексте Библии!) их отцу Яакову об их разнообразных проделках. (Неправда!)  Йосеф еще и фантазер. В своем самом знаменитом сне он видит (А в чём тут вина Иосифа?), как солнце, луна и одиннадцать звезд склоняются перед ним, — не слишком тактичный намек (Это не намёк! Это Божие откровение!) на положение, которое он займет когда-нибудь в своей семье. Неудивительно, что братья, наслушавшись таких фантазий, ненавидели и презирали его. (А вот ненависть и презрение братьев Йосеф оправдывает!)

Некоторые детали этой истории вызывают недоумение (Не под силу понять новоиудейским мудрецам!) — особенно поведение Яакова (Ещё повод поругать патриархов!), который столь открыто выделял Йосефа, возмутив его братьев. (Да! Сильно виноват Иаков! По мнению Телушкина.) Что двигало Яаковом? Йосеф был старшим сыном Рахели, самой любимой из четырех жен Яакова. Ее смерть при рождении младшего брата Йосефа, Биньямина, возможно, и послужила причиной неприязни (Неправда! В Библии этого нет!) Яакова к этому малышу и тем самым сделала Йосефа единственным объектом отцовской любви. Знаменитые \или, точнее, пресловутые\ «разноцветные одежды», подаренные отцом Йосефу, явно ассоциируются с одеждой молодой женщины. (На что намекаешь?). Возможно, Яаков стремился воссоздать этим образ Рахели. Мидраш говорит и о том, что Йосеф завивал свои волосы и красил брови (Брейшит раба, 84:7). (Вот какие фантазии у талмудистов…)

Возможно, Йосеф в конце концов возненавидел (Неправда!) то, как Яаков его воспитывал, иначе трудно объяснить его поведение в Египте. За 22 года своего пребывания там, будучи близок к фараону, он и не пытается связаться с отцом и сообщить Яакову, что он жив. Возможно, этот «любимчик» имел свои претензии к отцу, который любил сына глубоко, хотя и не мудро (см. также Шабат, 106). (Ещё поругаем обоих патриархов.)
В отрыве от семьи, среди иноверцев Йосеф в конце концов добивается высокого положения, а избалованный ребенок становится в высшей степени порядочным и нравственным человеком. (Телушкин излагает историю Иосифа, как будто всё происходит без Бога, сам Иосиф добивается высокого положения.)
Йосеф и его братья: «Я Йосеф», — открывается им он, и вскоре они переезжают из Кнаана в Египет, чтобы жить вместе с ним.
Спустя 4000 лет появился своеобразный постскриптум к этой истории: ни одного папы римского так не любила  еврейская община, как Иоанна XXIII. (Его мирское имя — Иосиф Ронкалли. Получается еврейская община любила и других Римских пап, но меньше, чем Иосифа Ронкалли!?))

В октябре 1960 г., уже проведя на папском престоле около двух лет, он попросил (Не назначил! Попросил, как человек меньший по значимости просит у человека большего по значимости.) о встрече с верующими еврейскими лидерами. Когда они вошли в комнату, первыми словами Иоанна XXIII были: «Я Йосеф, брат ваш».  (Римские папы – новоиудеи?! По вере?!)

Иерей Леонид Глебец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *