Привет Йосефу Телушкину, или Привлекательный иудаизм!

 Проезжая Москву, зашёл в большой книжный магазин на Новом Арбате. Да! Богато! Может, правда, что мы самая читающая страна в мире?!  Меня интересовал раздел «История». Обнаружил большую витрину «Еврейская литература». И что же тут по истории? Есть!!!  Раби Йосеф Телушкин,  «Еврейский мир, важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии», –  «Гешарим», Иерусалим, – «Мосты культуры», Москва. Тираж 2000 экз. 1998 г. 623 страницы!

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Зимой 1988 г. раби Натан Лауфер, вице-президент  «Векснер Херитэйдж Фаундейшн», рассказал мне о попытке профессора Университета Вирджинии Е.Д. Гирша-младшего (фамилия еврейская – здесь и далее курсивом в скобках примечания иерея Леонида Глебец) определить основной круг знаний, который позволяют американцу быть культурно-грамотным. Натан заметил (дал задание раби Йосефу), что не менее важно составить свод понятий, которые должен знать каждый еврей. (Т.е. определить новую идеологию Иудаизма!!!)

После этого и появилась эта книга.

«Не один месяц ушёл на отбор самых важных тем. В этой работе меня поддержали раби Герберт Фридман, президент «Векснер Херитэйдж Фаундейшн» (в интернете о фонде и его президенте я ничего не нашёл), профессор Реувен Кимельман и (раби) Натан Лауфер. Мы вчетвером проводили целые дни над различными списками.., чтобы должным образом понимать иудаизм и еврейский народ. Дни этих дискуссий помогли мне выработать и мои собственные взгляды на иудаизм и еврейскую историю». (Вот здорово! Раби Йосеф не имел собственных взглядов по иудаизму и еврейской истории или имел неправильные взгляды!)

«В течение последних лет я апробировал многие из идей этой книги на семинарах, которые мне довелось проводить по поручению Фонда в Хьюстоне, Атланте, Индианаполисе, Сент-Луисе, Колумбусе, Питсбурге, Детройте, Милуоки, Миннеаполисе… Многие друзья и коллеги великодушно согласились прочесть рукопись и высказать свои замечания и пожелания. Всё это учтено в моей книге».

Далее Йосеф благодарит всех иудеев, раввинов «и ещё пятерых» (и кто же такие эти пятеро, которые не разрешили, по скромности, открывать свои имена?!) оказавших ему помощь, и за предоставленную Си-Эль-Эй-Эль (тоже не нашёл в интернете) возможность в течение пяти лет преподавать в образовательных семинарах для взрослых по всей территории США. Автор «провёл немало времени в библиотеке Еврейской теологической семинарии, представляющей собой подлинный кладезь знаний об иудаизме».

 

«В наши дни, когда евреи в США процветают, процветает и еврейское невежество (нет никакого дела до иудаизма!)... За последние 15 лет я читал лекции более чем в 300 еврейских общинах (практически везде в США)… Мои слушатели представляли все многообразие еврейской жизни в США: (В США проживает 5275000 евреев из 13,4 млн. евреев во всём мире) реформистские, консервативные и ортодоксальные синагоги, общинные центры.

(Нигде в книге не обсуждается, какое течение иудаизма является верным? Кто исповедует истину? Всех иудеев: и простых, и учёных, и раввинов – такое положение устраивает. Слово-то какое употреблено «многообразие» – прекрасно…)

Несмотря на различие этих течений иудаизма, по крайней мере, в одном их потребности и желания совпадают: получить доступный источник основных сведений о вере и жизни евреев. (А что, раньше источника о вере и жизни евреев не было?! А Библия – не источник?! Бедные иудеи! До Телушкина ничего не знали!) Именно этому я посвятил последние два с половиной года, пока писал эту книгу (из ранее упомянутых 15 лет?) Хотя она претендует на энциклопедичность по охвату материала, её можно читать подряд, как повествование, а не справочник. (Т.е. высокохудожественная, увлекательная литература)… Может быть использован и как учебник, как справочник…»

 

Вот такое предисловие на трёх страницах. В предисловии ни слова о Боге, один раз употребляется слово «вера». Мы видим, что труд Телушкина ни есть личная работа автора, использованы были все научные силы иудаизма США, книга пропагандировалась во всех иудейских общинах США, а затем издана и для всего мира. Главная задача книги «определить основной круг знаний», а не научить вере. На данный момент это основной учебник для иудеев во всём мире, и в интернете вы не найдёте ничего равного по значимость с «Еврейским миром» Йосефа Телушкина.

ВОТ К ИЗУЧЕНИЮ КАКОГО ВАЖНОГО МАТЕРИАЛА МЫ ПРИСТУПАЕМ!

Подводя итог предисловию, Йосеф, конечно же, обращается к Талмуду: «Слова, которые идут из сердца, в сердце и попадают».

 

«Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим» – (Притчи, глава 11, 6).

 

Мы, христиане, должны быть благодарны раби Йосефу Телушкину. В своей книге он открыто и ясно показывает нам всё мировоззрение современного нам иудаизма. Теперь нам нет необходимости искать информацию во множестве книг, всё изложено в книге «Еврейский мир». Итак, приступим.

 

Часть первая. «Библия» или «Танах» на иврите

Телушкин уделил Танаху 77 страниц из 623 страниц всей книги. Учитывая, что Танах –«центральный документ иудаизма» (стр.12), а в синодальном переводе «Ветхий завет» содержит более 800 страниц, думается, 77 страниц маловато.

 

«Библия настолько важна для всей европейской жизни, что когда я составил список важнейших терминов иудаизма, то оказалось, что почти пятая их часть восходит к Библии (т.е. 4/5 важнейших терминов никакого отношения к Библии не имеют!). Хотя Библия очень важна и в наши дни, мало кто сегодня читает ее (Замечательно!). Даже многие правоверные иудеи обычно ограничиваются при чтении Танаха лишь Торой, Псалмами и Пятью Свитками. Но едва ли без знания всех основных текстов иудаизма можно считаться образованным евреем» (стр. 13).

«Еврейская традиция подчеркивает, что все люди происходят от этой пары, это — основа убежденности Библии в том, что все люди, независимо от расы и религии, — братья и сестры» (стр. 14. А вот это новенькое! До книги Телушкина все неевреи именовались гойи. Слово гой переводят как «дерьмо»).

 

«Основная книга каббалистов – «Зохар» (13 век), обсуждая вопрос об обращении нееврея в иудейство, выдвигает теорию, что когда человек становится иудеем, на него нисходит с неба новая душа, но эта душа не имеет того же духовного качества, что души урожденных евреев. (Зохар: Бешалах: 168 а; то же: Мишпатим: 95б; цит. по Exclusivness, 146-7). Того же мнения о сущностном отличии евреев от неевреев придерживались и другие иудаистские авторы (Exclusivness, 135-148). Отношение их даже к обращающимся в иудейство было выдержано вполне в духе талмудического речения о том, что «обращенные [в иудейство] так же вредны Израилю, как парша». Кстати, на странице 108 книги Я. Каца можно прочитать цитату из Талмуда (Соферим, гл. 15): «лучшего из гоев убей». Современный израильский публицист Израиль Шагак приводил (со своим несогласием) пояснения: «раввин Йоел Сиркис в трактате «Байит Хадаш» (на «Бейт Йосеф»; «Йорех Деах»:158) утверждает, что КОСВЕННО вызвать смерть гоя – вообще не грех… Раввин Давид Ха-леви, один из двух наиболее авторитетных комментаторов «Шулхан Аруха», объясняет, что «не разрешается поднимать руку на гоя, но на него можно покуситься косвенно, например, убрав лестницу, после того как он упал в расщелину» – при условии, что это не вызовет враждебность гоев против евреев» ([«Турей Захав» на «Шулхан Арух», «Йорех Деах»: 158]».

Раби Кука, главный раввин евреев-ашкенази с 1921 по 1935 г.: «Различие между душой израильтянина и душами тех, кто не является иудеем, более велико и глубоко, нежели различие между душой человека и душой животных; различие между двумя последними носит количественный характер, а между двумя первыми – качественный.

Поэтому в иудейских текстах так много высказываний, в которых вместо ожидаемого слова «человек» стоит слово «еврей»: «У всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями». «Вопрос: Что нужно делать еще? Ответ: Любить каждого еврея. Вопрос: Нужно любить и нерелигиозных? Ответ: Да, потому что они тоже созданы по образу и подобию Всевышнего». «Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике своем душа его велика. Это основание для того, чтобы любить любого еврея».

Главный раввин по Днепропетровской области (хасид) в передаче «Ныне» 29 октября 1994 сыпал фразами: «Любавичский ребе учил, что «для Бога равны все евреи». «Люби еврея как самого себя». «Каждый еврей – это вселенная». Ни разу он не сказал о любви к людям как таковым. Каждый раз, когда светский гуманист или христианский проповедник сказал бы «человек», раввин поминал лишь о евреях.

Станет понятней и возмущенная реакция европейской либеральной журналистики на труд Стефана Куртуа «Черная книга коммунизма».

В этой книге перечисляются преступления коммунистических режимов в разных странах мира и делается вывод о том, что преступления коммунистов были не меньше преступлений нацистов. Сама попытка сравнить преступления фашистов против еврейского народа с преступлениями коммунистов против других народов была воспринята как кощунство. Евреи вне сравнения даже в своих страданиях. Нельзя сравнивать страдания тех, кто являются частичками Божества, со страданиями тех, чьи души вышли из мира испражнений. (Замечательная оценка всех неевреев!)

Адам и Хава (Ева) обитали в раю, в месте, известном как Эденский сад. Б-г заботится обо всех их потребностях, запрещая только одно: они не должны есть плоды с древа познания добра и зла. Хитрый и до странности болтливый змий (А что, бывают не до странности, а просто болтливые змеи? Что же, еврейские мудрецы-хитрецы не знают, что этот змей есть сатана?) говорит Хаве, что если она попробует плод с древа познания, то станет столь же всезнающей, как и сам Б-г: «Но знает Б-г, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши и вы будете как великие, знающие добро и зло» (Брейшит, 3:5). После небольшого колебания Хава ест плод с этого дерева \кстати, нет причин предполагать, что это было именно яблоко\ – и затем уговаривает Адама также отведать его. Б-г недоволен. Он попросил эту пару выполнить лишь одну заповедь, лишил их только одной вещи (если бы лишил, то люди не смогли бы этой вещью воспользоваться) во всей Вселенной, но они не послушались.

Его наказание стало суровым: Адам и Хава были изгнаны из рая, они стали смертными. Адам теперь был должен в поте лица работать, чтобы обеспечить свою жизнь, а Хава – подчиняться мужу и в муках рожать детей».

 

Из того, как излагает Телушкин, получается, что Бог виноват!  «Бог недоволен», «Его наказание стало суровым…» Дескать, чего бы Богу не простить людей?! Ох, Телушкин! Точно нужно цитировать Священное Писание!

Книга «Бытие», глава 2, 16-17: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Бог не запрещал есть плод, а просто объяснил, что произойдёт, если Адам или Ева съедят запретный плод. О чём Бог предупреждал, то и произошло! Причём тут «Бог недоволен», «Его наказание стало суровым…»?

По ходу своего повествования Телушкин многократно поправляет Бога. Может, Йосеф этого не читал: «У Него премудрость и сила; Его совет и разум» – книга Иова, глава 12. 13.

 

«В христианской теологии вся эта история с неповиновением была объявлена первородным грехом, которым отмечено с рождения все человечество. Но евреи никогда не трактовали ее подобным образом. Это, безусловно, был вызов, и, поскольку люди нарушили Б-жью заповедь, это был грех.

Но мысль о том, что каждый ребенок рождается уже запятнанным этим грехом, чужда иудаизму».

 

Раз ты, Йосеф, читал христианскую теологию, то должен знать: это не просто «вызов» и «грех», произошла величайшая для всего человечества трагедия! Непослушанием Адама и Евы грех вошёл в мир, а грехом в мир вошла смерть! До этого Адам и Ева и всё живое были бессмертны, но не по естеству, а по действию Божией благодати! Вся Вселенная потряслась! произошла первая геологическая катастрофа! Земля обрела проклятие! А по мнению Телушкина, рождённые дети, по своему естеству, подобны Адаму или Еве, каковы они были до грехопадения.

 

«Пожалуй, ничто лучше не выражает трезвый взгляд (глубокие у меня сомнения о трезвости взгляда в этом месте…) на природу человека, чем этот рассказ о первых в истории братьях, один из которых убивает другого.

Мотивом убийства служит зависть. И Каин и Гевель приносили свои жертвы Б-гу, но Б-г был больше доволен (опять, по мнению Телушкина, вся причина несчастья в Боге! Опять Бог не простил!) жертвой Гевеля, потому что тот выбрал для нее самых лучших овец своего стада, а Каин \по-видимому\ (слово Телушкина «по видимому» мягко оправдывает Каина!) хотел ограничиться менее ценной жертвой. Вместо того чтобы выразить Б-гу свой протест (жаль, не воспользовался Каин мудрым советом Телушкина! Опять вина, по Телушкинку, в Боге: ну, не захотел принять жертву! Ну и что, что Каин принёс не самое лучшее!) против того, что он не принимал его жертву, Каин напал в поле на Гевеля и убил его».

«Потом, когда Б-г спросил: «Где Гевель, брат твой?», он нагло (тут честно сказал!) ответил: «Разве сторож я брату моему?» По сути, вся Библия представляет собой утвердительный ответ на этот вопрос. (Вот оказывается о чём все восемьсот страниц Библии! А мы и не знали!) «Что ты сделал? – стал бранить (ну никто из христианских толковников так дерзко Богу не скажет!) Каина Б-г. – Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли». (Мишна, Сангедрин, 4:5). (Для разъяснения непонятных текстов Библии Телушкин постоянно использует мудрость ясных текстов Талмуда.)

Тора неоднократно подчеркивает (Это часто используемый приём Телушкина, вместо «Бог сказал» Йосеф говорит: Тора или Библия говорят, мягко так Бога отодвигая на задний план.): строгость наказания за умышленное убийство. Тогда почему Каин был осужден только на вечное изгнание – «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле»? Скорее всего, из-за уникального смягчающего обстоятельства (оправдывает Каина!) – ведь Каин никогда еще не видел смерти (НЕПРАВДА! Только что видел Каин смерть, когда Авель приносил жертву Богу!) \единственными людьми, помимо него, были в то время лишь Адам, Хава и Гевель\ поэтому и не отдавал себе отчета в том, что его агрессивные действия могут привести к смерти его брата».

 

Каин заранее готовился к убийству и Бог предупреждал Каина против убийства: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю (отсюда видно, что Каин готовился к убийству и выбирал удобный момент), брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». (Книга «Бытие», глава 4, 4-8).

 

«Как показано в предыдущей главе, взгляд Торы на природу человека довольно пессимистичен. «Помысел сердца человека зол от юности его», – говорит Б-г (8:21, та же мысль содержится в 6:5). (Здесь прикровенное обвинение Бога, ведь Бог сотворил человека, получается, что Бог сотворил худое.) Эти древнейшие представления (чьи представления?) о человеческой природе не имеют ничего общего (Абсолютно верно!) с христианской концепцией первородного греха \см. «Адам и Хава»\. (Ничего общего не только с христианской концепцией, но и с содержанием Торы!)

Скорее, Тора предполагает (т.е. Тора не имеет точного знания, а только предполагает), что зло и эгоизм более естественны для человека, чем добро и альтруизм. Дети рождаются эгоистами (Неправда! Это вы их так воспитываете!), и любовь к ближним им следует прививать. (Любовь есть свойство человеческой души, сотворённой по Образу Божию.) Во времена Ноаха (спустя десять поколений после Адама и Хавы) человечество уже было охвачено могильным разложением». (В русском языке такого оборота речи нет. «Могильное разложение человечества» Что это?)

«В Торе, напротив, Hoax (Ной) становится любимцем Б-га именно из-за его праведности.

Однако традиционный еврейский взгляд на Ноаха тем не менее довольно суров. (Т.е. традиционный еврейский взгляд на Ноя, ценится выше Божественного откровения. Опять Бога Йосеф обвиняет!) Ноаха часто – и не в его пользу – сравнивают с Авраамом (см. гл.5). Когда Б-г сообщает Аврааму о намерении разрушить растленные города Сдом и Амору, этот патриарх вовлекает Всевышнего в знаменитый спор, пытаясь убедить Его отказаться от Своего приговора. (Вовлекает? Как бы называет Авраама лидером в споре.) Когда же Б-г поведал Ноаху о Своем намерении затопить землю, Hoax не возражал. (Здесь Телушкин прикровенно похваляет противодействие Богу.) Он строит свой ковчег, зная, что мир вскоре будет разрушен, и явно не стремится ходатайствовать за людей. (Христианские толкователи Библии говорят о том, что Ной предупреждал человечество о грядущем Потопе и призывал к покаянию, так же делали и пророки, предупреждали Древний Израиль и окружающие народы о грядущих бедствиях, но только Ниневия покаялась. Остальные не слушали. Предание говорит, что Ной строил ковчег 120 лет и все 120 лет люди насмехались над призывом к покаянию. Почему и утонули в водах Потопа!)

Высокая репутация Ноаха подвергается сомнению и в другом библейском рассказе, повествующем о первой в истории пьянке. Выйдя из ковчега, Hoax разводит виноградник и вскоре после этого напивается до бесчувствия (9:20–27).» (Здесь христианские толкователи говорят о том, что Ной не знал действия вина на человека, т.к. именно при Ное человечество начало изготавливать и употреблять вино. Вот Телушкин ничего доброго в Ное не находит!)

 

Патриархи: Авраам, Ицхак и Яаков

Три основоположника иудаизма – это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков». (Какая ерунда!? Об иудаизме, как о учении можно говорить только начиная с Моисея. Слово иудаизм происходит от имени Иуда – сына Иакова, а при Аврааме Иуды ещё нет.)

«Тора нигде не объясняет, почему Б-г избрал для этой миссии Авраама. (Неправда! «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. – Бытие, глава 15.6  Также и эпизод: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». – Бытие, глава 14.18-19. Вот как Священное Писание оценивает Авраама!)

Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времен Ноаха. Еврейская легенда учит, что отец Авраама Терах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего идола. (Об этом эпизоде нет древних письменных источников. Выдумка позднейших времён.) «Б-г ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел» –(Начинает потихонечку возвеличивать иудеев.)

«Наследием Авраама и стал этический монотеизм. (Неправда! Авраам не передавал никакого учения ни сыну своему, ни внукам.) – вера в то, что для человечества существует единый Б-г и что Его главная забота – чтобы люди вели себя нравственно. (Да нет, Йосеф, главное чтобы люди стремились к Подобию Божиему! А по-христиански сказать: главное, чтобы спасли свои души!) В одном известном случае, когда Б-г, казалось бы, поступает не вполне справедливо, (Всем уже понятно, что Йосеф лучше Бога понимает, как поступать справедливо.) Авраам упрекает (Не упрекает, а спрашивает.) Его: «Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?» (18:25; см. «Сдом и Амора»).

«Характер Авраама в Библии очерчен ясно, зато Ицхак (Исаак) выглядит весьма пассивной фигурой. (Далее Телушкин развенчивает праведность Исаака.) Возможно, его «заторможенность» – результат психологической реакции на почти состоявшееся приношение его в жертву на горе Мория собственным отцом (см. «Жертвоприношение Ицхака»). Он, очевидно, не склонен к самостоятельным решениям».

 

«Праматери: Сара, Ривка, Рахель и Лея. Многим Библия неоправданно кажется книгой, ставящей женщин в неравноправное положение. Но четыре праматери иудаизма – Сара (жена Авраама), Ривка (жена Ицхака), Рахель и Лея (жены Яакова) действуют ничуть не менее активно, чем их мужья». (Все эти женщины к иудаизму, как к вероучению не имеют никакого отношения. А Лия родила Иуду – первый человек в роде Авраама с этим именем.)

Иерей Леонид Глебец.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *