«Начало мудрости – страх Господень» Беседа десятая

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк.4:26-28).

Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его! Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек (Пс.110:9,10).


 В прошлой беседе мы познакомились с общим смыслом того, что происходит в храме во время Богослужения. Теперь попробуем вникнуть в саму молитву.
Вернемся еще раз к вопросу: а что такое молитва и зачем она нужна? В своих беседах Господь уподобил человека не только дому, но и земле, на которой Он посеял свои семена-слова. Всеял свои семена и враг рода человеческого, сатана. Те и другие семена растут, как правило, незаметно для нас, мы не осознаем этого: «Как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк.4:27-28).
Но мы можем способствовать росту одних семян и мешать росту других, не давая им полива и питания. Чтобы пояснить, как различать эти семена, Господь рассказывает нам притчу о мытаре и фарисее.

mytar«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).
Если помнить о семени Бога и семени тли, то ясно, что фарисей «поливает и возделывает» семя сатаны – гордость, а мытарь – семя Бога.
Молитва – это не только и не столько слова. Святитель Феофан Затворник объясняет нам, что чтение слов молитвенных – это молитвенный труд, цель которого – зажечь самоё молитву. А она возжигается в сердце подобно свече. Молитва – это чувства, которые нужно возгревать в себе. Эти чувства святые отцы определили так: страх Божий, жажда Бога и любовь к Богу. Именно в таком порядке они могут появиться, возгореться, не иначе.
«Начало мудрости – страх Господень», – говорил псаломопевец Давид. Благоговейный страх как начало любви – это нам еще можно понять. А как понять – начало мудрости? Ведь мудрость рождается от знаний, опыта?
В том-то и дело, что страх Божий, благоговение проясняет разум, дает масштаб мышления, опыт общения с Богом. Из этого опыта уже рождается жажда Бога, жажда истины и красоты.
Поэтому для начала молитвы самое лучшее: «Боже, милостив буди ми, грешному!» Лишь утвердившись в этом чувстве, можно двигаться дальше.
Но ведь Бог – любящий Отец, скажете вы. Разве не естественно ребенку с детской непосредственностью обнимать отца и без страха трогать его лицо, забираться к нему на плечи?.. Конечно, естественно. А когда ребенок начинает противопоставлять свою волю – воле отца, это неестественно, это прорастает семя тли, гордость.
Поговорим и о гордости. О ней хорошее исследование написал схиигумен Савва в книге «Семена сатаны и любовь Христова». Узнать гордость можно по плодам ее – а это сластолюбие, славолюбие, властолюбие (своеволие). Это ее «ветви», а что такое – сама гордость, какова ее содержательная сущность? Святые отцы тщательно исследовали ее в течение веков. Оказывается, она – пустота, черная дыра. Пустота, которая самоутверждается – это черная дыра, которая всё поглощает. Если любовь глубоко содержательна, потому что питает себя сама, то гордость не насыщается ничем, ибо она – абсолютная пустота.
Для гордеца главный аргумент: «А потому что я так хочу!» Он и сам не понимает, почему он так хочет, это понимает только тот, кто всеял в него свое семя, кто хочет уничтожить человека, уничтожить изнутри, посеяв в человека черную дыру.
Молитва – это обращение к Богу. Но как можно обращаться, с какими словами и чувствами? Как к любящему Отцу? Да, но помня разницу между мной и Отцом. Эта разница столь гигантская, что при попытке почувствовать, оценить эту разницу, я невольно испытываю благоговейный страх.
В вечерних молитвах мы взываем: «Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть». Помня о том, что «семя тли во мне есть», я должен не давать ему пищи, то есть не позволять себе ни малейшей мысли, что я будто бы уже сделал шаг по пути очищения сердца, духовного возрастания, что я достоин Отцовской любви, что я сделал что-либо достойное. Если в жизни и случилось сделать что-то доброе, то это не я, это Бог через меня сделал, чтобы меня маленько научить. О каких моих заслугах перед Ним может идти речь?!
Предстояние святыне – нелегкий труд для нашей грешной души, а предстояние Самому Богу – труд в высшей степени. Поэтому сразу достигнуть дерзновенной молитвы невозможно, надо научиться хотя бы просто постоять перед Богом с мытаревой молитвой «Боже, милостив буди ми, грешному!» на устах, сколько смогу.

О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струёю
По жилам небо протекло!

Но ах, не нам его судили;
Мы в небе скоро устаём, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнём.

Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон,
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, –

И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.

Федор Тютчев. Проблеск. <1825>

Великий русский поэт знал, о чем писал. Бодрствовать трудно, сон все равно сморит. То, чем так гордятся прагматичные люди – успех, практическая жизнь, умение приспособиться, получать материальную выгоду, – на самом деле сон. Проснуться – это значит понять, почувствовать всем своим существом, что бытие и жизнь дает нам Бог, дает каждую секунду, каждое мгновение. Он не просто всё создал, он всё поддерживает в существовании. А мне, человеку, он дал не только бытие, но разум и свободную волю.
И Он дал мне право называть Его своим Отцом. При всей простоте этой мысли ее трудно вместить. А именно она является главной, общей мыслью той молитвы, которой научил нас Сам Христос, Сын Божий, Сын Человеческий.

В. Максимов.

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа третья

Беседа четвертая

Беседа пятая

Беседа шестая

Беседа седьмая

Беседа восьмая

Беседа девятая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *